Классификация реч.нарушений.




Этиология речевых нарушений.

Причины:1-внутриутробная паталогия (токсикоз,вирусные и энокринные забол-я,травмы,резус-конфликт)

2-родовая травма и асфексия. 3- заболевания в 1 годы жизни. 4-травмы черепа. 5-наслед-ые факторы. 6-соц-быт условия,пед запущенность.

Так же можно поделитьна (Хватцев):

1.Биологические – расщелины нёба, недоразвитие нейронов.

2.Социальные – соц.неполноцен. речевые среды (отсутствие).

3.Временной аспект – 1-2 год жизни (формирование предпосылок речи); 3 года (формирование связной речи – м.б.заикания); 6-7 лет (формирование письменной речи).

4.Нар-я ЦНС – нар-я связи с корковыми или провод.путей: алалия,дисартрия; - нарушения переферической связи анализаторов (наруш.голоса).

Нарушения по хар-ру бывают:

1.Орг-е – нар-я целост-ти зв.анал-в (аллалия).2.Функц-ые – связаны с нар-ем корковой нейродинамики,т.е.дисбаланс процессов возб-я и торм-я (заикания).

Критич периоды в разв-и речевых ф-й. Первый (1 -2 года жизни), когда форм-ся предпосылки речи и нач-ся речевое разв-е, склад-ся основы комму­н-го поведения и потреб-ть в обще­нии. Второй период (3 года) интенсивно разв-ся связная речь, происходит переход от ситуац-й речи к контекстной, что требует большой согласованности в работе ЦНС (речед-го механизма, внима­ния, памяти, произвольности). Третий период (6 -7 лет) - начало развития письменной речи.

Классификация реч.нарушений.

Р.Е. Левина (1 рус.проф.,доктор наук в Р):

А) Д.с наруш.слух.или фонематич.восприятием(грубо наруш.процесс понимания речи);

Б) Д.с наруш.зрит.восприятия (в основе оптическая агнозия,реб.видит предмет,но не узнаёт его – речь недоразвит.);

В) Д. с наруш.психич.активности (наруш.лобной доли; Д.вялые, малоинциативны, отсутсвует потребн.реч.общения).

2. Педагогическая классификация Левиной Р.Е.-позволила определить обучение в шк.с речев.патологией.

1.наруш.словарн.сапаса; 2.неграмотность; 3.недорозвитие фонетического восприятия; 4. несоверш.звукопроизношения.

2 соврем.логопед.классификации:

1.Клинико-педагогическая классификация:

А) Нарушение устной речи – расстройства фонецион.высказ.; нарушение структурно семантического оформленного высказ. (алалия,афазия);

Б) Нарушение письменной речи – дислексия,дисграфия; - расстройство голосообразования, растр-во темпа, наруш.интонации(дисартрия), наруш.зв.произношения(ринолалия,дисартрия).

2. Педагогическая классификация

А) Нарушение средств общения: Б) Наруш.в примен.средств общения -заикания.

ОНР – общ.недор.речи;

ФФН- фонемофонетическое наруш.

ФН – фонетич.наруш.

4.2. лингвистическая и пед-ая классификации
на основе психолого-лингвистических нарушен: устная или письменная.
Нарушения устной речи, в свою очередь, могут быть разделены на два типа:

фонационного (внешнего) оформления высказывания, которые называют нарушениями произносительной стороны речи, и 2) структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания, которые в логопедии называют системными или полиморфными нарушениями речи.
1. Расстройства фонационного оформления высказывания могут быть дифференцированы в зависимости от нарушенного звена: а) голосообразования, б) темпо-ритмической организации высказывания, в) интонационно-мелодической, г) звукопроизносительной организации. Эти расстройства могут наблюдаться изолированно и в различных комбинациях, в зависимости от чего в логопедии выделяются следующие виды нарушений, для обозначения которых существуют традиционно закрепившиеся термины:
1. Дисфония (афония)отсутствие или расстройство фонации веследствие патологическах изменений голосового аппарата.
Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония), может быть обусловлена органическими или функциональными расстройствами голосообразующего механизма центральной или периферической и возникать на любом этапе развития ребенка. Бывает изолированной или входит в состав ряда других нарушений речи.

2. Брадилалияпатологически замедленный тема речи. является центрально обусловленной и может быть орг-ой или функц-ой по своей природе При ускоренном темпе — торопливой, напористой. Ускорение речи может сопровождаться аграмматизмами..
З. Тахилалияпатологически ускоренный тема является центральнообусловленной, орг-ой или функц-ой по своей природе. При замедленном темпе речь оказывается тягуче растянутой, вялой, монотонной. Брадилалия и тахилалия объединяются под общим названием — нарушение темпа речи. ритма и мелодикоинтонациональной выразительности.
4. Заиканиенарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. имеет орг-ую или функц-ую природу, возникает чаще всего в ходе речевого развития ребенка.
5. дислалиянарушение звукопроиз-ия при нормальном ‚слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Проявляется в неправильном звуковом (фонемном) оформлении речи: в искаженном произнесении звуков, в (заменах звуков или в их смещении. Обусловлен не полностью сформ-сь артикул-ая база или неправильно сформ-сь артик-ые позиции. Особую группу составляют нарушения, обусловленные анатомическими дефектами артикуляционного аппарата. К таким относятся ринолалия и дизартрия.
6. Ринолалиянарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. голосовыдыхательная струя проходит при произнесении всех звуков речи в полость носа и в ней получает резонанс. При этом дефекте часто встречаются и просодические нарушения, речь при ринолалии мало разборчива, монотонная. К ринолалии принято относить дефекты, обусловленные врожденными расщелинами нёба, т. е. грубыми анатомическими нар-ми артик-го аппарата. Учитывая специфику нарушения, необходимо ринолалию выделить в самостоятельное речевое нарушение.
7. Дизартриянарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Наблюдается несформированность всех звеньев сложного механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты. Тяжелой степенью дизартрии является анартрия, проявляющаяся в невозможности осуществить звуковую реализацию речи. По локализации поражения ЦНС выделяют различные формы дизартрии А по тяжести нарушения различают степень проявления дизартрии. Чаще всего дизартрия возникает вследствие рано приобретенного церебрального паралича, но может возникнуть на любом этапе развития ребенка вследствие нейроинфекции и других мозговых заболеваний. Нарушения структурно-семантического (внутренного) оформления высказыва ния представленыдвумя видами: алалией и афазией.
1. Алалияотсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутри утробном или раннем периоде развитая ребенка. Один из наиболее сложных дефектов речи, при котором нарушены операции отбора и программирования на всех этапах порождения и приема речевого высказывания, вследствие чего оказывается не сформированной речевая деятельность ребенка. Система языковых средств (фонематических, грамматических, лексических) не формируется, страдает мотивационно-побудительный уровень речепорождения. Наблюдаются грубые семантические дефекты. Нарушено управление речевыми движениями, что отражается на воспроизведении звукового и слогового состава слов. Встречается несколько вариантов алалии в зависимости от того, какие речевые механизмы не сформированы и какой из их этапов (уровней) преимущественно страдает.
2. Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головногомозга. У ребенка теряется речь в результате черепно-мозговых травм, нейроинфекций или опухолей мозга после того, как речь уже была
формирована. Если такое нарушение произошло в возрасте до трех лет, то исследователи воздерживаются от диагноза афазия. Если же нарушение произошло в более старшем возрасте, то говорят об афазии. В отличие отафазии взрослых есть детская, или ранняя афазия.
Нарушения письменной речи. Подразделяются на две группы в зависимостиот того, какой вид ее нарушен. При нарушении продуктивного вида отмечаются расстройства письма,при нарушении рецептивной письменной деятельности— расстройства чтения.
1. Дислексиячастичное специфическое нарушение процесса чтения.
Проявляется в затруднениях опознания и узнавания букв; в затруднениях слияния букв в слоги и слогов в слова, что приводит к неправильному воспроизведению звуковой формы л6ва; в аграмматизме и искажении понимания прочитанного.
2. Дисграфия частичное специфическое нарушение процесса письма.
Проявляется в нестойкости оптико-пространётвенного образа буквы, в смешениях или пропусках букв, в искажениях звуко-слогового состава слова и структуры предложений. В случаях несформированности процессов письма (в ходе обучения) говорят об аграфии.
Нарушения письма и чтения у детей вызываются затруднениями в овладении умениями и навыками, необходимыми для полноценного осуществления этих процессов. Нарушения письма и чтения у детей необходимо отличать от утраты умений и навыков письма и чтения, т. е. дислексий (алексий) и дисграфий (аграфий), возникающих при афазиях.
Таким образом, в логопедии выделяются 11 форм речевых нарушений, 9 из них составляют нарушения устной речи на разных этапах ее порождения и реализации и 2 формы составляют нарушения письменной речи, выделяемые в зависимости от нарушенного процесса. Среди нарушений устной речи выделяются дисфония (афония ), тахилалия, брадилалия, заикание, дислалия, ринолалия, дизартрия (анартрия), алалия, афазия; среди нарушений письменной речи выделяются дислексия (алексия) и дисграфия (аграфия ).

Психолого- педагогическая характеристика

В.И. Теренть-ева выделяет ряд общих специфических особенностей психического развития, характерных для детей с очевидными нарушениями:

1. Недостаточный уро­вень общей осведомленности, бедный запас знаний и представлений об окру­жающей действительности.

2.Недостаточность развития как наглядно-действенного мышления, пространствен­ной ориентировки, так и словесно-логического мышления.

3. Своеобразие личностной сферы, которое выражается в том, что дети не умеют адекватно оцени­вать свои возможности, их уровень притя­заний крайне нестабилен и в большей степени зависит от успешности в выпол­нении предыдущего задания.. волевая регуляция и в целом произвольность детей с речевыми нарушениями находится на более низкой ступени развития, чем у сверстников с нормальным речевым раз­витием. Средний индекс тревожности существенно выше, чем в норме.

4. Осо­бенности продуктивной деятельности -дети неадекватно оценивают степень трудности задания, допускают ошибки на этапе реализации задачи, недостаточно контролируют собственную деятельность.

5. Недостаточный уровень сформирован­ное общения и сотрудничества. Дети не умеют обращаться с просьбами, задавать вопросы по ходу объяснения. Они лучше ориентируются в инструкциях, направ­ленных на предметную деятельность, чем на познавательную. На занятиях их речь обращена только к взрослому. Диапазон игр детей ограничен, чаще это игры на бытовую тему. При низком уровне разви­тия дети предпочитают индивидуальные игры. Таким образом, речевые нарушения, особенно сложные формы их проявления, вызывают значительные отклонения в психическом развитии детей. При свое-

временной и правильной организации лого и психологической рабо­ты с детьми данные отклонения могут быть частично сглажены или полностью преодолены

 

4.3. Комплексный лечебно-педагогический подход к преодолению речевых нарушений у детей.

Нарушение речи – это отклонения в речи говорящего от языковой нормы принятой в данной языковой среде, проявляющееся в частичных нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа, ритма) и обусловленное расстройствами нормального функционирования психофизических механизмов речевой деятельности.

вопросом обучения и воспитания детей с нарушениями речи занимаются: 1.Минобразования – подготовка учреждений для спецобучения 2.Минсоцзащиты – детские дома, интернаты, учреждения для детей обуч.по спецпрограмме 3.Минздравоохранения – санатории, профилактории, диагностич.гр. при больницах, спец.неврологические отделения, реабилитац.центры. В системе здравоохранения оказывается амбулаторная и стационарная помощь, предусматривается диспансеризация. Это широкое госуд мероприятие проводится повсеместно в сроки до 1 года, в 3 года и в 6-7 лет перед поступлением ребенка в школу. Диспансеризация заключается в том, что всех детей, и находящихся в учреждениях, и неорганизованных, комплексно обследуют мед специалисты, выявляя имеющиеся отклонения или предрасположенные к ним. Функционируют ясли для детей с органическими нар-ми цнс, проводится система медико-психолого-педагогических мероприятий в домах ребенка, санаториях.спец д\с.,дошк детдома общего типа и специальные, для некоторых категорий детей с отклонениями в развитии открываются дошкольные (подготовительные) отделения при специальных и общеобразовательных школах. К/п пров. по 4 направлениям

1) совместное изучен. программы обучения и воспитания для анормальных.- Совместное составление перспективного плана. Воспитатель закрепляет пройденный материал на логопедических занятиях.

2) Совместное изучение д.

3) Совместная подготовка к детским праздникам и развлечениям;

4) Работа с родителями

Очень важна управленческая модель – комплексный подход, единые цели всех педагогов.

 

 

4.4. принципы и методы обследования.
Метод — способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения действительности.
1. Организационные — сравнение, изучение в динамике, комплексность.
2. Эмпирические — наблюдение, эксперимент, психодиагностические методы (тесты, анкеты, беседы и пр.), биографические методы.
З. Количественный и качественный анализ полученных данных.
4. Интерпретационньие — истолкование, объяснение полученных данных.
5. Анализ литературных данных — изучение медицинской, психологической, пед и лингвистической литературы.

В логопед.работе используются методы:

1.Наглядные;2.Словестные;3.практические.

Выбор метода зависит:

От этапов работы. От возрастных и индивидуальных особенностях реб.; От дефекта.Напрвление и содержание пед.исследований речевой патологииопределяются принципами их анализа,сост-ми метод логопед. науки: Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекционного воздействия.
Принцип системности — подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта, например у одних детей могут наблюдаются дефекты звукопроизношения, у других. наряду с фонетическими дефектами наблюдаются и фонематические нарушения, у третьих можно увидеть как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую недостаточность. На этом принципе базируются педагогическая классификация речевых нарушений и комплектование специальных учреждений для детей с расстройствами речи.
Принцип связи с др сторонами псих-го раз-ия.

Речь формируется под воздействием всех высших психических функций, но, в свою очередь, и внимание, и память, и мышление развиваются под влиянием речи. Так, обобщенность восприятия зависит от уровня развития речи, развитие связной речи возможно лишь при сформированности операций сравнения, анализа, синтеза; слухоречевая память взаимообусловлена и взаимосвязана с развитием фонематических процессов.
Таким образом, при анализе речевых нарушений важно учитывать все вышеперечисленное, а также соматическое состояние ребенка, особенности его эмоционально-волевой и двигательной сфер, возраст, микросоциальное окружение, состояние зрения, слуха и интеллекта, что является комплексным подходом в изучении ребенка с учетом структуры дефекта.

Логоп.воздействия опираются на сист.принципы:

-разносторон.развитие личности; - принцип сознат.активности; - учёт возрастных особенностей и материалов; - индивид.подход на фоне коллект.работы; - прочности создоваемых навыков; - наглядность обучения; - Научность и системность обучения; специфические принципы (ориентируется на норм.создание ключевых звеньев речи,кот.обеспечив.коммуник.речи; психотерапевтич.воздействие в коррекц.раб.); - принцип использования программного материала.

Логопедич.процесс – это педагогич.воздействие.

Схема логопед.обслед: 1-сбор анамнестических данных;2-время возникновения дефекта;3-механизм нарушения;4-сослояние слуха(физич и фонем);5-понимание речи;6-строение органов артек и их подвижность;7-структурные нарушения речи(звукопроиз-ие,лексики,грамматики)8-особ-ти личности ребенка;9-структура дефекта.

 

4. 5. Системные нарушения устной речи (алалии,афазии, сложной дизартрии, ОНР) и их пед.коррекция.

Алалия - отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутреннем или раннем периоде развития ребенка. внесли М. Е. Хватцев, Н.Н Трауготт, В. К. Орфинская, Р.Е. Левина, Л.В. Мелехова, Г. В. Мациевская, Е.Ф Соботович, В.А. Ковшиков, В.К. Воробьева и др. Эйдинова - 1961, В.А Ковшиков - 1985 отмечали ведущую роль в возникновении алалии природовых черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных. также внутриутробные энцефалиты, менингиты, неблагоприятные условия развития, интоксикация плода, врожденная отягощенность, внутриутробные или ранние прижизненные травмы мозга, болезни раннего возраста с осложнением на мозг. А. Либманн - 1925, выделили 4 формы алалии: моторную слухонемоту, сенсорную слухонемоту, сенсомоторную слухонемоту, переходную форму между слухонемотой и тяжелым косноязычием. Р. Е. Левина - 1951, предлагает психологическую классификацию нарушения, выделяя группы детей с неполноценным слуховым (фонематическим) восприятием, с нарушением зрительного (предметного) восприятия и с нарушением психической активности. По В.А. Ковшину - 1985, встречаются импрессивные (сенсорные) и экспрессивные (моторные) формы алалии.

Моторная алалия - это системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орг-го хар-ра, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций. в основе лежит орг-ое порожение ц.Брака.

Кор раб:расширение, уточнение словаря, формирование связной и фразовой речи, кор звукопроизношения. На 1этапе -воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря. психофизиологические предпосылки речевой д-ти и первоначальные навыки общения.

2 этапе фор-ся фразовая речь на фоне усложнения словаря и структуры фразы. распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, 3 этапе формирование связной речи - особо сложной коммуникативной д-ти и умений, автомат-ия грам-х структур. На каждом из этапов формируются все стороны речевой деятельности.

Сенсорной алалии нарушение восприятия и понимания речи вследствие нарушения работы речеслухового анализатора, что возникает при преимущественном поражении височной доли доминантного полушария.(ц. Вернике). Это приводит к недостаточному анализу и синтезу звуковых раздражителей.Ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, так как у него не развиваются слухоречевые дифференцировки. кор-раб воспитание сознательного анализа состава речи, раз-ие фонематического восприятия, понимание речевых структур. При этом учитывается уровень недоразвития понимания, собственной речи, познавательной деятельности, общих особенностей личности ребенка. Афазия - полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Причинами возникновения афазии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрогия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга. Сложность речевого расстройства при афазии зависит от локализации поражения, величины очага поражения, особенностей остаточных и функционально сохранных элементов речевой деятельности, при левшестве.

А. Р. Лурия различает шесть форм афазий: акусико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающая при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга - слева у правшей.

Коррек.-пед.работа начинается с первых дней с момента инсульта или травмы по разрешению врача и под его конторлем.

Проводятся индивидуальные и групповые занятия. Индивидуальная форма работы считается основной, так как именно она обеспечивает максимальный учет речевых особенностей больного, тесный личный контакт с ним, а также большую возможность психотерапевтического воздействия.

ОНР — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой сиситемы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Р. Е. Левиной три уровня речевого развития, 1 ур. речевые средства общения крайне ограничены. Активный словарь из небольшого количества слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Широко используются указательные жесты, мимика. Дети пользуются одним и тем же комплексом для обозначений предметов, действий, качеств, интонацией и жестами разницу значений. Лепетные образования в зависимости от ситуации можно расценить как однословные предложения. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью отмечается нестойкое фонетическое оформление. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания. Отличительной чертой речевого развития этого уровня является ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

2 ур. характеризуется возросшей речевой активностью ребенка. Общение с ипол-ем искаженного и ограниченного запаса общеупотребительных слов. Дифференцировано обозначаются название предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно пользование местоимениями, а иногда союзами, простыми предлогами в элементарных значениях. Дети могут ответить на вопросы по картине, связанные с семьей, знакомыми событиями окружающей жизни. Речевая недостаточность отчетливо проявляется во всех компонентах. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Типичными остаются и затруднения в усвоении звуко-слоговой структуры. У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

3 ур. хар-ся наличием развернутой фразой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонем-го недоразвития. неточное употребление многих лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Отмечается аграмматизмы. ошибки при использовании предлогов. Понимание обращенной речи приближается к норме.

Основы коррекционного обучения разработаны в психо-педагогических исследованиях ряда авторов - р,Е. Левина, Г.В. Чиркина, Б.М. Гриншпун, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева и др. Обучение детей 1 уровня речевого развития предусматривает; развития понимания речи, развитие самостоятельной речи на основе подражательной деятельности, формирование двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований.

Работа по расширению понимания речи, понимание конкретных слов и выражений, отражающих знакомые детям ситуации и явления.

Основные задачи обучения детей 2 уровня включают:

1.интенсивную работу по развитию

понимания речи, направленную на различие форм слова

2.развитие элементарных форм устной речи на базе уточнения и расширение словарного запаса,практического усвоения простых грамматических категорий.

3.овладение правильным произношением и различением звуков, формирование ритмико- слоговой структуры слова.

Основные задачи обучения детей 3 уровня включают:

1-практическое усвоение лексических и грамматических средств языка.

2-формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия.

3-подготовка к грамоте, овладение элементами грамоты.

4-дальнейшее развитие связной

речи.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи обусловленное недостаточной иннервацией речедвигательного аппарата. Связанное с органическим поражением центральной и перефиреческой нервной системой.

1-Бульбарная-порожение продолговатого мозга(раз-ся ядра ч-м нервов). Параличи и парезы мышц глотки,гортани,языка и м.нёба. речь невнятная,нечетка,замедленная,голос слабый,нозализованный оттенок.

2-Подкорковая – порожение подкорковых узлов мозга. Нар-ие мышечного тонуса(меняется), гиперкинезы. Говорит нормально но возникает спазм и речь нар-ся. Нар-ие темпа,ритма,интонации.

3-Мозжечковая-речь скандированная, рубленная, выкрикивает отдельные звуки. В чистом виде почти небывает.

4-Корковая-нар-е произ-ой моторики артек.аппарата. трудно перекл-ся от одной артек позы к др.

5-Псевдобульбарная- орг порожение мозга в рез-те энцефалита,род травма,интоксикация, обухоль. Возникае псевдобуль. паралич провод.путейот коры к ядрам языкоглот., блуждающего и подъязыч.нервов. Нар-е речевой моторики, речь замедленная, смазанная.

Работа осущ-ся комплексно: 1-медицинское возде-е; 2-психолога-пед. коррек-ия: раз-е сенсорных ф-ий, познов-ой д-ти, мелкой моторики, раз-ие прнд-ий; 3-логопе.работа: обучение звукопр-ю, раз-е фонем-го воспр-я,норм-ия просодич.стороны речи, форм-е навыков анализа и синтеза, массаж лица, гимнасти атек-го аппарата.

 

 

4.6.дисграфия,агрофия,дислексия,алексии.

Дислексия и дисграфия— это неспособность (или сложность) овладеть письмом и чтением при нормальном развитии интеллекта. В большинстве случаев дислексия и дисграфия наблюдаются у детей одновременно, хотя у некоторых они могут встречаться и по отдельности. Алексия и аграфия — полная неспособность читать и писать.

причины: несформированность, фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Формы дислексии

1-Фонематическая- дислексия, связанная с недоразвитием функций фонематической системы, звуко-буквенного анализа.

2-Семантическая-дислексия, проявляющаяся в нарушениях понимания прочитанных слов, предложений, текста при технически правильном чтении.

3-Аграмматическая-дислексия, обусл недоразв грамм строя речи.

4-Мнестическая-дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения всех букв, в их недифференцированных заменах.

5-Оптическая -дислексия, проявляющаяся в трудностях усвоения и в смешениях графически сходных букв, а также в их взаимных заменах.

6-Алексия - полная неспособность или потеря способности овладения процессом чтения.

Выделяют 5 форм дисграфии:

1. Артикуляторно-акустическая форма дисграфии. Ребенок, имеющий нар-ие звукопроиз, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

2. Акустическая форма

Эта форма дисграфии проявляется в заменах букв, соответствующих, фонетически близким звукам. звонкие - глухие свистящие - аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (Ч-Щ; Ч-ТЬ; Ц-Т; Ц-С и т.д.).

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза:пропуски букв и слогов;перестановка букв и (или) слогов; недописывание слов;написание лишних букв в слове;повторение букв и (или) слогов;слитное написание предлогов, раздельное написание приставок;

4. Аграмматическая дисграфия.

Связана с недоразвитием грамматического строя речи.

5. Оптическая дисграфия. недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза. Ошибки:недописывание элементов букв; добавление лишних элементов;пропуски элементов;зеркальное написание букв.

Никашина,Спирова,Шуйфер утверждали что что устранения недостатков устной речи и письменной речи должноосуществлятся комплексно.Основные направления корр-ой работы:1-развитие фонематического восприятия(диффер-ия звуков и слогов на слух и закрепление в письмен речи) 2-работа над звукопроизношением. 3-развития навыков звукового анализа и синтеза:-выделение из предлож слов, из слов слогов а затем и звуков; -дописывание недостоющих букв,слогов; -отбор слов по кол-вуслогов; - придумывание слов на заданную букву и запись их. 4- обогощение словаря(образование новых слов, однокор слова,) 5-развитие грам-их навыков(понимание и употр-е предлогов, сост предл по картинкам) 6-развитие связной речи как устной так и письменной. Занятия систематические, но проще педупредить нарушения чтения и письма чем исправить.

 

4.7.Структурные и функциональные нарушения речедвигательного аппарата (дислалии, дизартрии, ФФН) и их коррекция.

Дислалия определяется как нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации. (Рау, Беккер).По этиологическому признаку дислалию подразделяют на механическую (органическую) и функциональную. Органическая (механическая)- в связи с нарушением костного и мышечного строения реч-го аппарата, в связи с аномалией артик-ции (прикус, короткая уздечка). Дефекты м. б. врожденные и приобретенные.

Функциональная дислалия. Это вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата, нет никакой органической основы, возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения, нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков. Неправильное произн. м наблюд. в отношен любого соглас.звука., но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикул, и не треб, дополнит, движ. языка. (м,н,т,п).

Нарушение звукопроизн. могут проявляться по типу: -отсутст.тех или иных звуков выражается в выпадении звука в начале(рыба-ыба), середине(пароход - паоход), конце (шар-ша).

-искажения - вместо правильного произносится звук, кот. нет в фонетич. системе русского языка. - замены - звук может заменяться другим звуком, имеющимся в фонетич. системе языка.

В результате дислолии появл. нарушение фонематич. восприятия, которое ведет в последствии к общему недоразвитию речи.

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи обусловленное недостаточной иннервацией речедвигательного аппарата. Связанное с органическим поражением центральной и перефиреческой нервной системой

Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом. С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии речи (Р. Е. Левина, Р. М. Боскис, Н. X. Швачкин, Л. Ф. Чистович, А. Р. Лурия и др.) стало ясно, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков. недоразвитием наблюдается общая смазанность речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи.

Коррекция:

Всю систему логопед. работы по формиров. правильного звукопроизн. можно разделить на этапы:

1этап. Подготовительный.

- развитие слухового внимания, слухов. памяти и фонематич. восприятия провод в игровой форме, на фронт, подгрупповых, индивид, занятиях; в процессе занятий ребенок должен приобрести умения контролир. свое произнош. и исправлять его на основе сравнения собств. речи.

этапы развития способностей дифферещ. фонемы:

* узнавание неречевых звуков(способ. узнавать нереч.звуки,разв. слух.вним,память)

- различение высоты,силы, тембра голоса; провод, игры- где гудит пароход(тихо,гр)

-различать слова, близкие по звуковому составу -различать слоги- ма-ма-па-ма (лишний па) -различать фонемы родного языка, начинают с дифференц. гласных звуков, -формиров. навыков звукового анализа;

* устранение недостаточного развития речевой моторики, артикул, гимнастика.

2 этап. Формирование произносительн. умений и навыков:

*устранение неправильного звукопроизн.

*развитие у детей умения различать в произнош. звуки, сходные по артикул

*формиров. произносит, умений и навыков в различ. видах самостоят, речи детей,Основной формой работы -занятия.

 

4. 8. Темпо-ритмческое нарушение речи (брадилалии, тахилалии, заикание) и их педагогическая коррекция.

Под нарушениями темпа резкое отклонение в реализации и артикуляции программы, чрезмерное убыстрение или замедление речи.

Брадилалия - патологически замед-ый темп речи, обусловлен преобл-ем процессов торможения. речь монотонная, смазанная,носит нечеткий характер. Нарушение темпа внешней речи сопровождается нарушением внутренней речи. Письменная речь осуществляется в медленном темп. Необоснованные пробелы внутри слов. Коррекционная работа проводится комплексно – медикаментозное воздействие, ЛФК, корр.ритмика, физиотерапевтические

процедуры. Логопед мероприятия направлены на убыстрение речевых

движений. скороговорок, над выразительностью речи.

Тахилалия - патологическое убыстрение темпа речи, преобладание процессов возбуждения, более распространена в дошк.возрасте. нарушается темп внешней речи, внутренней речи. дети не дописывают слова, не дочитывают, повышается поверхностная эмоциональность, гиперактивность. При возбуждении темп речи убыстряется, следовательно, запинки, повторения, аграмма-тизмы, перестановки слов, слогов. Является очень стойким нарушением, почти на протяжении всей жизни. Баттаризм — (разновидность тахилалии) - патологически обусловленное убыстрение речи, слова произносятся нечетко, не проговариваются, много запинок. Напоминает заикание. Речь неразборчивая.. От заикания отличается отсутствием боязни публичной речи и судорог. Прерывистый темп речи - запинки, спотыкания, необоснованные паузы в словах и фразах, повторение отдельных звуков или их сочетания. С. Ходоровой. Корр-ый направлений:

1.Медицинское воздействие (медикаментозное и физиотерапевтическое укрепление нервной системы).

2.Логопедические занятия (упорядочение темпа речи, воспитание логического мышления, внимания, нормализация просодической стороны речи: ритма, мелодики, пауз)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: