Глава 2. Раннеродовая община.
Хозяйственная жизнь раннеродовой общины.
Для раннеродовой общины характерно простое присваивающее хозяйство (человек ничего не производил сам, а брал все у природы). Основными занятиями людей были охота, собирательство и рыболовство. Охотав верхнем палеолите носила загонный, облавный характер. Охотились на крупных стадных и нестадных животных (мамонты, шерстистые носороги, бизоны, лошади, олени, кабаны, львы, пещерные медведи и др.; в Австралии – гигантские сумчатые), на мелкую дичь. Оружием для охоты служили копья, дротики, копьеметалки, палицы. В мезолите происходит таяние ледников, резко меняется климат и животный мир. Крупные животные вымерли. Человек стал охотиться на менее крупных и более быстрых животных, поэтому характер охоты изменился: развивается охота маленькими группами или в одиночку, способами засады, выслеживания, подкрадывания к животному. Появляются лук и стрелы, духовые стрелометательные трубки, бумеранги. Интересно, что бумеранги применялись не только в Австралии, хотя обычно этот предмет ассоциируется именно с австралийцами. Бумеранги были двух видов: те, которые возвращались обратно, сделав круг, и те, которые просто улетали вдаль. По всей вероятности, бумеранг использовали прежде всего для того, чтобы испугать стаи птиц, потому что скользящая тень бумеранга напоминала летящего хищника. Птицы пытались спрятаться от него на земле, где их уже ждали охотники с луками и сетями. В этот период была приручена собака, которая помогала человеку на охоте. Что касается собирательства, то собирали съедобные коренья, злаки, плоды, ягоды, грибы, водоросли, яйца, насекомых, личинки, ракообразных, моллюсков. Значительную часть собранной пищи первобытные люди съедали сразу же, по принципу «из руки в рот». Съедобные корни, семена диких растений, твердые ядра косточек собиратели перед употреблением дробили камнями на каменных плитах. В мезолите, по сравнению с палеолитом, значение собирательства возросло, особенно для тех районов, которые освободились от ледников. Роль собирательства в жизни людей напрямую зависела от природной зоны, в которой они проживали: в пище людей субтропических районов растительные продукты составляли свыше 50%, а в арктическом поясе они практически отсутствовали. Большое значение имела растительная пища в питании грудных детей, если у матери было недостаточно молока и позже, до появления зубов. И в новейшее время аборигены Австралии и Новой Гвинеи кормили детей кашицей из размельченных растений [10, с. 62]. Орудиями собирательства были землекопалка, скребки и заостренные палочки для вскрытия моллюсков, специальные лопатки для отделения моллюсков от скал. Существовали рыболовство и морской зверобойный промысел (охота на тюленей, больших морских черепах). Орудиями рыболовства служили крючки, гарпуны, остроги, сети, лук и стрелы. Использовались также лодки и весла. Применялись запруды, плетеные ловушки, лески со скользящей петлей.
|
Орудия труда в период раннеродовой общины изготовлялись из камня (скребки, резцы, ножи, тесла, долота, топоры, проколки, шилья), дерева, кости и рога, раковин (гарпуны, рыболовные крючки, иголки, шилья, палки-копалки, копья, дротики, копьеметалки). В мезолите широко распространяются составные орудия: рукоятка делалась из дерева или кости, вставки в рукоятку – из камня (микролиты – маленькие каменные вкладыши в составные орудия). Появляются макролиты – большие каменные рубящие орудия труда (например, топор, кирка).
|
Жилища в холодных районах делались искусственные, из костей и шкур животных, жердей, ветвей; в теплых районах использовали навесы и пещеры. Различаются долговременные стойбища и временные охотничьи лагеря, большие коллективные жилища с несколькими очагами и маленькие жилища на одну семью с одним очагом. Искусственные жилища могли быть наземными и слегка углубленными в землю. В мезолите жизнь людей становится более подвижной, поэтому жилища часто носят временный или сезонный характер (шалаши, заслоны от ветра).
Социально-политическая организация
Раннеродовой общины
В основе названия раннеродовой общины лежит слово «род». Род – это группа кровных родственников, осознающих свое родство и происхождение от общего предка. Впервые обратил внимание на важность рода в первобытном обществе Л.Г. Морган, американский юрист и этнолог XIX в. До него рассматривали только роль семьи в первобытном обществе и считали семью основной единицей в экономической и социальной жизни общины. Род мог быть материнским или отцовским, то есть счет родства мог вестись по линии матери или по линии отца. Для обозначения первого принципа счета родства служит термин матрилинейность, для обозначения второго принципа – патрилинейность. Л.Г. Морган считал, что род был изначально матрилинейным, и только позже родство начало передаваться по отцовской линии. С этим мнением были согласны многие отечественные исследователи, например, П.П. Ефименко (работа «Первобытное общество», 1938 г.) и М.О. Косвен (работа «Матриархат. История проблемы», 1948 г.). Аргументы сторонников изначальной матрилинейности рода таковы. Во-первых, женщины были наиболее стабильной частью коллектива, так как они вели хозяйство и воспитывали детей. Во-вторых, поскольку предполагается, что в раннеродовой общине брак и семья были нестабильными, отец ребенка не всегда был известен, и проще было считать родство по женской линии. В-третьих, этнологам известно множество фактов перехода от материнского счета родства к отцовскому и почти не одного обратного перехода. В-четвертых, в подавляющем большинстве отцовско-родовых обществ засвидетельствованы пережитки материнского рода. Однако, здесь же необходимо отметить, что этнологам известны общества, которые либо вообще не знали родовой организации, либо вели счет родства сразу по отцовской линии, либо по двум линиям одновременно – и по материнской, и по отцовской. Таким образом, вопрос о первичности материнского рода, видимо, не может быть решен однозначно для всех первобытных обществ.
|
Для рода была характерна экзогамия – запрещение вступать в брак внутри своего рода и предписание вступать в брак с членами другого рода или родов. Характерно, что обычай экзогамии существовал у всех первобытных народов. Впервые термин экзогамия предложил шотландский адвокат и ученый XIX в. Дж. Мак-Леннан. Сам Мак-Леннан объяснял происхождение обычая экзогамии так: первобытные люди, будучи «воинственными дикарями», имели обычай убивать девочек, так как они были бесполезны во время войны, а потом им не хватало женщин, и они искали их в других племенах и родах. Вряд ли это объяснение можно считать состоятельным. Возможно, первобытные люди на уровне инстинкта понимали, какой вред наносит потомству кровосмешение(близкородственные связи).
Для раннеродовой общины была характерна коллективная собственность на землю (промысловую территорию) со всеми ее объектами охоты, собирательства и рыболовства, сырьем для изготовления орудий труда. Распределение добычи было уравнительным (равнообеспечивающим). Вся добыча делилась поровну, независимо от того, кто ее добыл. Рассмотрим далее половозрастную организацию раннеродовой общины.Средняя численность общины составляла 25-30 человек. Существовало деление на группы по полу и возрасту: дети, взрослые мужчины, взрослые женщины, старики.
У всех первобытных народов существовала инициация (буквально «посвящение») – обряд приобщения подростков к категории взрослых. Целью инициации являлась подготовка молодых людей к хозяйственной, общественной, идеологической жизни общины. Юношей обычно подвергали суровым испытаниям (например, наносили им раны, выбивали зубы, давали опасное задание). У девушек обычно инициация происходила более мягко: над ними совершали различные религиозные церемонии, готовили к браку, учили песням и мифам. Рассмотрим формы брака и положение семьи в раннеродовой общине.Вопрос о ведущей форме брака является дискуссионным. По одной версии, исходным является групповой брак. Суть группового брака можно объяснить следующим образом. В пределах одного племени существовали две или более экзогамных группы, которые поставляли друг другу супругов; таким образом, женщины одной группы потенциально считались женами мужчин из другой группы и наоборот. По второй версии, которой придерживается большинство исследователей, исходным был парный брак – непрочное и лишенное экономической основы соединение двух супругов не ведущее за собой ведения общего хозяйства и совместной жизни и этим отличающееся от привычного нам сейчас моногамного брака. Характерные черты организации власти в раннеродовой общине были следующие. Существовал принцип народовластия, то есть решающее значение играла коллективная воля всех взрослых членов общины. Все важные вопросы решались на народном собрании (собрании общинников, членов тотемической группы и т. п.). При этом необходимо отметить, что признавался авторитет старшего поколения как наиболее опытного. В общине был один или нескольких вожаков, как правило, из старшего поколения. В некоторых обществах, кроме вожака, существовал совет старейшин.
Духовная культура раннеродовой общины.
У охотников, рыболовов и собирателей накапливались практические полезные знания об окружающей их природной среде: они хорошо знали топографию своей промысловой территории, пути передвижения и повадки животных, умели читать следы, хорошо ориентировались на местности, предсказывали изменение погоды. Собирательницы знали множество видов съедобных растений, их полезные и вредные свойства. Существовали медицинские знания: умели залечивать переломы, вывихи, раны, умели удалять больные зубы, лечить простуду, нарывы, укусы ядовитых змей, умели останавливать кровотечение. Для лечения применялись растения, жир животных, глина, зола, смола; использовались такие физические процедуры, как массаж, компрессы, кровопускание. Психическая сторона лечения была не менее важна, чем физическая: знахари часто совершали какие-либо действия, которые должны были устранить внутреннюю причину болезни, например, изгнать злых духов, снять «дурной» глаз. Для защиты от злых духов носили амулеты, обереги.
Знания, требовавшие абстрактного мышления, а не практического, развивались медленнее. Что касается счета, то обозначений для чисел было обычно не больше пяти, а то и меньше: например, вместо «пять» говорили «три и два». Числа соотносились с определенными предметами: не просто «три», а «три лодки», «три камня», «три копья». В основе счисления обычно были числа 5 и 10, то есть количество пальцев на одной и обеих руках. Определенных мер расстояния и времени не было. Расстояние измерялось днями пути, количеством переходов, полетом копья или стрелы, а также длиной частей тела. Измерение времени связывалось с положением луны, солнца, а также с хозяйственными сезонами.
Можно назвать следующие виды первобытного искусства. Во-первых, мелкая пластика – это небольшие скульптурные изображения животных и людей из камня и кости. Изображения животных были реалистичными и представляли тех животных и птиц, на которых люди охотились и которые могли быть их тотемами. Изображения людей представлены женскими статуэтками, которые часто называют «палеолитическими Венерами» с подчеркнутыми признаками пола (большие груди, живот, таз, бедра) и слабо выраженными, едва намеченными, чертами лица. Считается, что женские статуэтки отражают культ матери-прародительницы Существовала пещерная и наскальная живопись. Рисунки делалась природными красками – охрой, углем, мелом, то есть были многоцветными. Характерны были реалистичные изображения животных. Рисунки, скорее всего, были связаны с охотничьей магией. Устное народное творчество существовало в форме песен, назидательных рассказов, сказок, мифов. Мифология для первобытных людей являлась формой осмысления окружающего мира, мифы объясняли происхождение мира, животных, природных явлений, человека. Существовали разные виды танцев: бытовые, ритуальные, охотничьи, военные; мужские и женские. Танцы обычно были коллективными и изображали какие-либо сцены (имитировали охоту, хозяйственную деятельность, половые отношения). Во время танцев могли применяться маски. Были известны простейшие музыкальные инструменты: духовые (трубчатые кости с боковыми отверстиями, просверленные рога), ударные (дощечки для отбивания такта, колотушки, натянутый кусок кожи – прототип барабана), щипковые (их прототипом была, вероятно, тетива лука).
Для ранних форм религии характерно то, что люди не отделяли себя от природы, от окружающего мира. Можно назвать следующие виды религии. Во-первых, тотемизм – вера в существование тесной связи с тотемом. Тотем – это какое-либо животное, растение, явление природы, которое считалось кровным родственником, а позднее – предком определенной группы людей. Род носил имя своего тотема. Например, у австралийских аборигенов тотемами могли быть кенгуру, эму, валлаби, какаду, ящерицы, ветер. Тотемное животное запрещалось убивать, тотемное растение запрещалось употреблять в пищу, так как нельзя было причинять вред тотему. Кроме родовых, могли быть и личные тотемы. Во-вторых, анимизм – вера в души, заключенные в тела, и духов, которые могут существовать сами по себе. Одушевлялись все животные, растения, минералы, явления природы. Существовало представление о душах умерших людей, о злых и добрых духах. Первобытные люди объясняли многие из физических и умственных состояний теорией отлетания души. Например, южные австралийцы говорили о человеке, находящемся в бесчувственном или бессознательном состоянии, что «он без души». Алгонкинские индейцы считали, что болезнь происходит оттого, что душа больного отделена от его тела. Во всех случаях, когда мы говорим, что человек был болен и выздоровел, они говорят, что «он умер и вернулся». Вот почему в разных странах возвращение потерянных душ составляет обычную практику колдунов [17, с. 150-151]. В-третьих, фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленных предметов. Фетишем могло стать, например, оружие, принесшее охотнику большую добычу, дерево, насытившее людей после долгой голодовки, пещера, укрывшая их от непогоды или от диких зверей. Позже фетишем мог быть специально изготовленный культовый предмет. Первобытные люди верили в магию, магия – вера в возможность особыми, необычными способами воздействовать на окружающее и связанные с этой верой в действия. Например, первобытные люди верили, что с помощью определенных действий и слов они могут обеспечить себе удачную охоту, вызвать дождь, прекратить бурю, вылечить больного. Различают «белую» (охранительную) и «черную» (вредоносную) магию. Инструментами магической практики могли служить, например, камни, кристаллы, человеческие кости. Специалистов по «белой» магии в этнологии принято называть знахарями, по «черной» – колдунами.