Особенности игровой деятельности детей с речевой патологией |
Быстрое утомление ребёнка. | Неспособность к быстрому переключению с одного вида деятельности на другой. | Игры носят однообразный, подражательный характер. Игра не имеет целенаправленных действий. | Заикающиеся дети не верят в свои силы, не умеют поставить себе цель в игре, неуместное фантазёрство. | Дети со сложными формами функциональной дислалии, -ринолалией, -дизартрией теряют возможность совместной деятельности со сверстниками в игре из-за неправильного звукопроизношения, неумения выразить свои мысли. |
Особенности учебной деятельности детей с речевой патологией
Особенности учебной деятельности |
Зависимость качества учебной работы от условий, в которых она протекает. | Неумение самостоятельно контролировать свой результат. | Трудности анализа образца, сопоставления написанного с печатным текстом, с нахождением ошибки | Неустойчивость деятельности, слабость переключения, пониженный самоконтроль. Нарушение интонационной стороны речи. |
Готовность к школьному обучению
Компонент готовности к школьному обучению | Особенности формирования при речевой патологии |
1. Речевая готовность | Уровни речевой готовности (Л.С. Волкова, С.Р. Исмаилова): 1-ая группа – дети с очень низким уровнем речевой готовности, который не обеспечивает возможность обучения в массовой школе. 2-ая группа – дети, уровень речевой готовности которых оценивается как низкий. Могут освоить школьную программу, но при условии дополнительной коррекционно-педагогической помощи. 3-яя группа – дети со средним уровнем речевой готовности. Выраженных и стойких затруднений в процессе усвоения дошкольной и школьной программ не выявлено. 4-ая группа – высокий уровень. |
2. Психологическая готовность | |
Интеллектуальная готовность | Отставание в развитии словесно-логического мышления, недостаточная гибкость мыслительных процессов, замедленный темп умственных действий, недостаточная оперативность мышления. |
Личностная готовность | Заниженная самооценка, нестабильность уровня притязаний, повышенный индекс тревожности, нарушения волевой регуляции поведения. |
Социально-психологическая готовность | Дети не умеют обращаться с просьбами, задавать вопросы по ходу объяснения. Диапазон игр ограничен, дети предпочитают игры на бытовые темы. Повышенная психическая истощаемость. |
3. Физиологическая готовность | Соматическая ослабленность, отставание в двигательной сфере: плохая координация, снижение скорости и ловкости выполнения движений по словесной инструкции, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. |
Особенности трудовой деятельности при речевых нарушениях
Вид нарушения | Особенности трудовой деятельности |
Афазия вследствие травмы головного мозга или инсульта | Человек испытывает сильнейший эмоциональный шок. Утратив речь, не может больше трудиться. Больному трудно адаптироваться к новым условиям. |
Заикание и ринолалия | Человек обычно боится говорить или говорит шепотом, ограничивается короткими ответами, иногда предпочитает молчать или пользоваться жестами. Такой человек обычно раздражен, предпочитает одиночество. Замкнут и скрытен. Все это затрудняет процесс общения в трудовом коллективе. Такому человеку сложно найти работу в среде, где общение является одной из составляющих профессии. |
Дислалия, дизартрия | Люди не всегда понимают таких людей. Речевой дефект часто является помехой при выборе профессии. Неправильное произношение может вызвать у человека чувство неловкости, делает его речь небрежной, некрасивой, часто мешает общению в трудовом коллективе. |
Алалия | Отмечается более или менее выраженная заторможенность, отрицательные особенности психики. Складываются отрицательные черты характера – обидчивость, упрямство, вспыльчивость, появляется вялость, общее снижение активности, внимания, трудоспособности. Вследствие этого человеку сложно будет справляться с той работой, которая в целом ему по силам, например, надомной работой. |
Особенности изобразительной деятельности детей с речевой патологией |