Игровые технологии в профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.




Причины нарушений речи.

Социально- экономические причины:

· неправильная речь окружающих, аграмматизмы;

· двуязычие в семье;

· недостаточное внимание к развитию речи ребёнка в семье;

· неблагоприятная семейная обстановка;

· слабая готовность к школе;

· ослабленное соматическое здоровье ребёнка.

Психофизические причины:

· органические повреждения корковых зон головного мозга, участвующие в процессе письма и чтения;

· несформированность слухового внимания и памяти, зрительного внимания, пространственного восприятия;

· недостаточность моторного развития;

· несформированность фонематического слуха и восприятия;

· отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи.

 

Ни одна из причин не является решающей, но каждая имеет значение в совокупности.

Виды дисграфии и наиболее часто встречающиеся

Ошибки детей с дисграфией.

 

· Артикуляторно-акустическая – на почве расстройств устной речи.

Ребёнок пишет слова так, как он их произносит. Например, говорит «лыба», пишет – «лыба».

· Акустическая - нарушение фонемного распознавания. Например, «пант» вместо «бант», «Луся» вместо «Люся», «лито» вместо «лето».

· Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза – Например, слитное написание слов «идёдош», предлогов «вдоме», пропуск согласных «гом», гласных «сбака», перестановки слогов «гебемот».

· Аграмматическая – недоразвитие грамматического строя речи. Например,

«котёнки, много стулов, пять кошков, на столом, ребята идёт».

· Оптическая – недоразвитие зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространсвенных представлений (ориентировка на тетрадном листе, удержание строки, зеркальное написание букв, пропуски, добавление лишних элементов или неправильно расположенные элементы при соединении букв).

Игровые технологии в профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Дисграфия полиморфна. Этой проблемой занимаются не только педагоги, но и психологи, врачи.

 

Ведущая роль в организации коррекционной работы с детьми принадлежит логопеду, если это специализированный речевой детский сад, и воспитателю, если это общеобразовательный детский сад.

 

Большая роль принадлежит родителям, которые под руководством логопеда, воспитателя призваны создать комфортные психологические условия для ребёнка в семье, поддерживать в ребёнке уверенность в возможности преодоления трудностей.

 

В профилактике дисграфии целесообразно использовать различные игры и упражнения, так как они занимают ведущее место в процессе обучения дошкольников.

 

Одно из первых необходимых условий профилактики дисграфии – правильность и чёткость артикулем (положение речевых органов в момент произнесения звука речи), чему способствует артикуляционная гимнастика.

 

Сопряжённые упражнения для развития мелкой моторики пальцев и языка взаимно уточняют и помогают становлению речедвигательных и рукодвигательных кинестезий. Проводимая в хорошем темпе, весёлом ритме, со сменой поз сопряжённая гимнастика радостна и полезна всем детям.

В создании нехитрых сюжетиков, объединяющих упражнения, желательно участие самих детей – это «соавторство» вызывает дополнительный интерес, пробуждает творческую инициативу.

 

Прекрасным средством, оказывающим положительное влияние на выработку правильных речевых навыков, являются игры с мячом.

 

Например, «Умный мяч», «Весёлый счёт», «Отстучи слово», «Большой - маленький», «Подбери признак», «Где лежит мяч?» направлены на обобщения и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, слоговой структуры слов.

 

Такие игры помогают разнообразить виды деятельности, развивать общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, активизировать непроизвольное внимание и формировать произвольное, нормализовать эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гиперактивных детей, развивать глазомер, быстроту реакций.

 

Совершенствованию слогозвукового анализа и синтеза слов помогают такие игры, как «Угадай слово», «Придумай слово», «Сколько звуков в слове», «Измени слово», «Какой звук убежал».

 

В процессе развития слоговой структуры слова целесообразно использовать такие игры: «Телеграф» (с использованием барабана, пирамидки, металлофона) – отстучать ритмическую структуру слова; «Составлялка» - составить слово из слогов; «Весёлые поэты» - придумать чистоговорку по образцу; «Гномы и великаны»; «Разложи картинки» - если говорим про игрушки, в домик с одним этажом выложить игрушку с одним слогом (мяч), в домик с двумя этажами – игрушку с двумя этажами (кукла) и так далее; «Волшебная дорожка» - шагать по дорожке и проговаривать слово, предложение, четверостишие, каждый шаг – это слог.

 

Для развития пространственного восприятия, зрительного внимания и памяти целесообразно использовать такие игры, как «Какого предмета не стало?», «Кто увидит больше?», «Где лежит мяч?», «Сложи узор», «Расставь по местам».

 

Параллельно идёт работа над развитием связной речи с использованием таких игр – «Словесный портрет», где можно описывать не только лица людей, но и рассказывать об игрушках, деревьях, животных.

 

Игра «Вспомни, не глядя» носит похожий характер – также необходимо описать предмет по памяти. После описания можно показать предмет ребёнку и сравнить, точно ли он его описал. Например, тема «Одежда» - нужно назвать как можно больше относящихся к ней слов.

 

Чтобы ребёнку закрепить информацию в памяти более последовательно и облегчить сам процесс запоминания возможно использовать различные символы, графические аналоги, схемы, красочные иллюстрации. Это самый короткий путь к точной передаче информации, помогающий ребёнку в обогащении связного высказывания.

 

Содержание различных заданий и игровых упражнений направлено на решение таких задач, как коррекция и развитие речемыслительной деятельности детей, активизация зрительного и слухового восприятия, совершенствование звукослогового анализа и синтеза слов, развитие устойчивого внимания и сосредоточения, формирование грамматически правильной связной речи.

 

Специальные занятия по преодолению дисграфии могут продолжаться не один год, так как дисграфия – это речевое расстройство, имеющее разнообразный и сложный патогенез.

 

Она может сопровождаться различными неврологическими, психологическими нарушениями, отражаясь на познавательной деятельности, а также на формировании личности в целом.

 

Если речевые затруднения выявлены в дошкольном возрасте, то они не несут столь драматических последствий, нежели когда они выявлены во время обучения в школе.

 

Запас времени выступает гарантом относительного психологического благополучия и защищает дошкольника от возникновения агрессивных по отношению к нему неблагоприятных ситуаций, вызванных самим процессом обучения.

 

Чем тщательнее построена работа логопеда, воспитателя, педагогов детского сада, чем целенаправленнее её воздействие, тем быстрее происходит эффект сглаживания симптоматики дисграфии.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: