ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫВ ОБРАЗОВАНИИ
Вопросы к ЗАЧЕТУ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ [1]
1. Понятие инновационных процессов в образовании. Новация, нововведение, инновация.
2. Особенности становления инновационных процессов в Российском образовании.
3. Классификация, возникновение и распространение инновационных процессов в образовании.
4. Содержание и функции инновационных процессов.
5. Системный подход в образовании.
6. Компетентностный подход. Личностно-ориентированные технологии.
7. Охарактеризовать гуманистическое направление в инновационных процессах обучения
8. Охарактеризовать интеграционный подход в инновационных процессах обучения.
9. Охарактеризовать дифференцированный подход в инновационных процессах обучения.
10. Охарактеризовать компьютеризацию как направление в инновационных процессах обучения.
11. Охарактеризовать гуманитаризацию как направление в инновационных процессах обучения.
12. Содержание и структура инновационной деятельности педагога.
13. Классификация инновационных педагогических технологий.
14. Алгоритм построения педагогической технологии.
15. Системно-структурная характеристика педагогической технологии.
16. Оценочные показатели эффективности инновационных процессов в образовании.
17. Международные системы оценки инновационных процессов в образовании.
18. Проблема подготовки педагогических кадров к инновационной деятельности.
19. Особенности управления персоналом в условиях инновационной деятельности.
20. Управление рисками в инновационной деятельности.
21. Анализ эффективности и качества инновационной деятельности в образовании.
22. Система показателей эффективности инновационной деятельности.
Критерии оценки
Критерии | Студент демонстрирует в рамках формируемых компетенций |
Пороговый | Знание и понимание теоретического содержания дисциплины с незначительными проблемами; несформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях. |
Стандартный | Знание в полном объеме теоретического содержания, его понимание, отсутствие пробелов; недостаточная сформированность некоторых практических умений при применении знаний в конкретных ситуациях. |
Эталонный | Полное знание и понимание теории дисциплины, отсутствуют пробелы в знаниях; сформированы необходимые практические умения при анализе конкретных ситуаций. |
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
«Анализ инновационных проектов в сфере образования (на примере Пермского края)»
Для проведения исследования выбирается инновационный проект наиболее близкий по содержанию и направленности магистерской программы. Основными критериями отбора проекта для проведения анализа являются:
ü процесс целенаправленного изменения;
ü создание нового продукта;
ü новой технологической или социально-экономической системы.
Так, например, в качестве единицы анализа могут выступить проекты имеющие комплексные планы действий, нацеленные на создание или изменение конкретной системы посредством превращения новшества в нововведение и предусматривающие для его реализации определенные условия (сроки, финансы, оборудование, методы организации и пр.
Практическая часть подготавливается группой в целом (в рамках магистерской программы).
Анализ инновационных проектов в сфере образования производится посредством сбора информации на официальных сайтах Управлений образований (Департаментов), МОН Пермского края (или других субъектов РФ), официальных сайтов образовательных организаций, описаний и отзывов о проекте в СМИ, отчетов о проекте и пр.
Представление результатов исследования.
1. Презентация. Для представления проекта на зачете презентация проекта готовится в программе Microsoft PowerPoint (не более 10 слайдов).
2. Описание инновационного проекта. Ориентировочный объем описания – 10–15 тыс. знаков (5–10 стр.).
Представленный ниже набор позиций не является обязательной структурой описания проекта. Она может быть иной, в соответствии с особенностями конкретного проекта. Однако описание проекта должно в целом содержать в себе все указанные элементы.
Анализ проводится последующей структуре:
I. Титульный лист (с указанием название проекта, наименования магистерской программы, ФИО студентов)
II. Оглавление.
III. Введение
Во Введении обознаются общие параметры проекта, формируется Паспорт проекта, исходя из следующих характеристик:
Паспорт проекта
Критерии инновационного проекта | Вид инновационного проекта |
Характер инновационной деятельности/ - Исследовательский -Научно-технический -Проект, связанный с модернизацией и обновлением процесса/системы/элемента - Проект системного обновления организации | |
Уровень реализации проекта по масштабности решаемых задач. В качестве единиц исследования могут быть выбраны инновационные проекты, реализуемые в разных масштабах: - на уровне образовательной организации; - на уровне управлений образования (департаментов образования) районов/муниципалитетов Пермского края; - на уровне Пермского края в целом (Министерство образования и науки Пермского края); - на уровне других субъектов РФ. | |
Период реализации проекта. -долгосрочный (более 5 лет); -среднесрочный (до 5 лет); -краткосрочный (1-2 года) | |
Характер целей проекта. - конечные – отражают цели, решения проблемы в целом; промежуточные | |
Вид удовлетворяемых потребностей. Это могут быть проекты ориентированные на: –удовлетворение существующих потребностей; – создание новых потребностей | |
Тип инновации. Создание нового: -продукта; -метода решения проблемы; -рынка/услуги; -типа управления и пр. |
IV. Раздел I. Обоснование необходимости инноваций
1.1 Ключевая проблема, вызвавшая инновационную деятельность. Необходимость внедрения инновации
1.2. Актуальность предлагаемого инновационного проекта для системы образования
1.3. Ресурсная база инновационной деятельности. Уровень готовности к реализации инновационного проекта (наличие организационных, материально-технических, кадровых, финансовых, законодательных, информационно-методических условий/ресурсов)