С ограниченными возможностями здоровья)




 

В темной сенсорной комнате, как правило, проводятся занятия под руководством специалистов (педагогов, психологов, врачей и др.). Для занятий в темной сенсорной комнате существуют определенные ограничения и противопоказания, которые необходимо учитывать при комплектовании ее оборудованием и его использовании. Перед проведением занятий с использованием интерактивного оборудования необходимо изучить рекомендации врача, анамнез, выяснить, есть ли у детей и подростков заболевания, связанные со зрительной, слуховой, интеллектуальной или двигательной патологией.

С точки зрения медико-психологического воздействия на состояние человека полифункциональная интерактивная среда темной сенсорной комнаты позволяет создать положительную эмоциональную обстановку, активизирует детей (подростков, взрослых), помогая им преодолеть тревожные невротические переживания, страхи, достичь состояния эмоционального комфорта. Например, для детей с речевым негативизмом обстановка сенсорной комнаты — благоприятная среда для снятия невротических переживаний, которые в ряде случаев влияют на развитие речевого общения. Для детей с астеническими проявлениями, то есть с пониженной психической активностью, занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты могут стать пусковым механизмом для включения его в активную самостоятельную деятельность.

Перед началом работы в темной сенсорной комнате необходимо познакомить детей (подростков, взрослых) с каждым прибором, научить их концентрировать на нем внимание, выполнять определенные действия, принимать удобные для занятия и наблюдения позы. Включение прожекторов и введение в занятие различных эффектов, воздействующих на восприятие, также требует постепенности и периодичности. Нельзя использовать большое количество интерактивных приборов одновременно, а также предлагать для одновременного восприятия одинаковые по эффекту воздействия приборы. Например, занятие с пузырьковой колонной, установленной на мягкой платформе, может сопровождаться спокойной мелодией, в то время как проекторы «Меркурий» и «Жар-птица» не могут работать вместе, поскольку каждый из них требует мелодии, соответствующей скорости световых эффектов.

Приознакомлении со средой темной сенсорной комнаты необходим дифференцированный подход. Взрослых можно знакомить с темной сенсорной комнатой индивидуально или небольшими группами, сначала показав ее при полном освещении, а затем продемонстрировать все ее великолепие, включив интерактивное оборудование и выключив общий свет. Следует учитывать, что чем старше участники образовательного процесса, тем короче по времени и по содержанию будет ознакомительный период.

Дети раннего, младшего дошкольного возраста, дети с ограниченными возможностями здоровья и дети, у которых отмечаются страхи, выраженная неуверенность, агрессивность в малознакомом пространстве, знакомятся с комнатой при полном освещении. Следует вместе с детьми походить по комнате, показать им различные звуковые и световые приборы, мягкую мебель, отметить ее особенности. Знакомство с интерактивным оборудованием следует осуществлять постепенно, предъявляя детям по одному прибору. Сначала их включают в освещенной комнате, а затем предупреждают ребенка о том, что в комнате станет темнее, так как выключат свет.

С особым вниманием следует подходить к занятиям в темной сенсорной комнате с детьми (взрослыми), имеющими следующие проблемы:

Астенические проявления. Активная стимуляция к разнообразной деятельности в интерактивной среде детей с астеническим синдромом часто приводит к быстрому их утомлению, поэтому занятия с ними нужно заканчивать до того, как наступит спад активности. Индивидуальная продолжительность занятий в данном случае меньше, чем для людей с нормальной работоспособностью. Время пребывания в темной сенсорной комнате для данной категории детей (подростков, взрослых) необходимо увеличивать от занятия к занятию (от 7 до 15–20 мин).

Коммуникативные нарушения. Приступая к работе с детьми, имеющими коммуникативные нарушения, рекомендуется выявить наиболее «приятные» раздражители, создающие эмоциональный комфорт, и постараться ограничиться только ими.

Синдром гиперактивности (синдром двигательной расторможенности). Для занятий с гиперактивными детьми (подростками, взрослыми) в темной сенсорной комнате необходимо регламентировано использовать аудиовизуальные и тактильные раздражители.

Эпилептический синдром или готовность к эпилепсии. Занятия в темной сенсорной комнате с детьми (взрослыми), страдающими данным заболеванием, проводятся только после консультации с врачом-психоневрологом. Если врач допускает возможность таких занятий, то время их строго ограничивается. Звуковые и световые сигналы при этом не должны быть ритмичными. Необходимо отказаться от мелькающих эффектов и не использовать проекторы с мерцающим светом, например, зеркальный шар, проектор «Меркурий», прибор динамической заливки света и др. Больные эпилепсией или с готовностью к ней приходят в помещение темной сенсорной комнаты только тогда, когда один из осветительных приборов, рекомендованный для использования во время занятий с ними, уже включен.

Умеренная и тяжелая умственная отсталость. Людям с тяжелой умственной отсталостью не следует предлагать оборудование, которое требует достаточно точного тактильного взаимодействия (например, волшебная нить с контролером, светильник «Фонтан света», пузырьковая колонна, интерактивные панели, пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»). Использование этого оборудования в работе с названной категорией детей и подростков (взрослых) возможно только в процессе индивидуальной работы, на этапе сформированности достаточно точной ориентировки их в пространстве темной сенсорной комнаты и под контролем специалиста. В работе с этой категорией детей и подростков (взрослых) можно дозировано использовать такие приборы, как зеркальный шар, проектор «Меркурий» (1–2 мин), панно «Бесконечность» (0,5–1 мин). Остальные приборы применяются по рекомендации врача.

Психоневрологические заболевания. Не желательно проводить занятия в темной сенсорной комнате с теми детьми (подростками, взрослыми), которые проходят лечение различными психотропными препаратами. В этом случае также необходима рекомендация лечащего врача.

Нарушения зрения. Занятия в темной сенсорной комнате с детьми (подростками, взрослыми), имеющими нарушения зрения, также требуют особого подхода. В этом случае следует опираться на более сохранные слуховые и тактильные анализаторы. Например, во время занятий с интерактивной двухметровой колонной, установленной на мягкой платформе, не используется зеркальный уголок, так как он не позволяет ребенку (подростку, взрослому) сконцентрировать зрение на самом объекте и рассмотреть движение пузырьков или рыбок внутри нее. Занятия в темной сенсорной комнате с людьми с нарушенным зрением требуют взаимодействия педагога-психолога и тифлопедагога.

Нарушения слуха. Поскольку система работы в темной сенсорной комнате ориентирована на тактильное, зрительное и слуховое восприятие, людям с нарушенным слухом трудно понимать без звукового сопровождения или словесного пояснения те или иные зрительные или тактильные интерактивные эффекты. Восприятие аудиальных ощущений (музыкальное сопровождение занятий, ряд приборов, например мобайл «Мелодичный звон» и др.) становится для глухих людей недоступным. Поэтому для них требуется специальный отбор интерактивного оборудования и комплексное взаимодействие педагога-психолога и сурдопедагога.

Реализация содержания программ общеразвивающей, коррекционно-образовательной, психологической и психотерапевтической работы в интерактивной среде темной сенсорной комнаты сопряжена со значительным повышением требований к профессиональному уровню специалистов, осуществляющих работу в этой среде.

Во-первых, они должны знать технические средства, используемые в темной сенсорной комнате; изучить правила эксплуатации оборудования и выполнять все требования, связанные с противопожарной безопасностью.

Во-вторых, от специалистов, проводящих занятия в интерактивной среде темной сенсорной комнаты, требуется знание о дозированности использования интерактивного оборудования, о его влиянии на здоровье тех, кто принимает участие в занятиях. Специалисты должны быть информированы об особенностях нервно-соматического состояния каждого занимающегося.

В-третьих, при проведении занятий в интерактивной среде, воздействующей цветом, светом и звуком, то есть внешними стимулами, особые требования предъявляются к речи специалиста. Он должен уметь выразительно рассказать и изобразить то, о чем он рассказывает. При этом учитывается возраст занимающихся, возможности каждого воспринимать новое в необычной интерактивной среде. Главное, чтобы во всех случаях участники занятий испытывали радость и удовольствие от общения с интерактивной средой темной сенсорной комнаты.

Занятия с детьми дошкольного возраста организуются в соответствии с общеразвивающими и коррекционными программами дошкольного образования. Работа со школьниками проводится с учетом программных требований основного и дополнительного образования.

«Темная сенсорная комната» ― это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными и тактильными стимуляторами. Размещение оборудования «Темной сенсорной комнаты» должно быть продумано таким образом, чтобы все предметы были абсолютно безопасными при передвижении в полумраке. Ощущение полной безопасности, комфорта наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений между занимающимися и специалистом. Учитывая значительную интенсивность воздействия интерактивного оборудования на психику человека, использовать его в общеразвивающей, коррекционно-развивающей и психотерапевтической практике необходимо, выполняя все требования по охране здоровья и обеспечению безопасности жизнедеятельности всех участников образовательного процесса.

Меры безопасности

Помещения, оборудованные под «Темную сенсорную комнату» должны соответствовать ПУЭ и СанПиН 2.4.1.2660-10.

Перед началом эксплуатации необходимо:

– изучить эксплуатационную документацию на используемое оборудование;

– проверить внешнее состояние шнура питания каждого прибора: если обнаружены повреждения, то прибор к эксплуатации не допускается;

– проверить исправность оборудования включением: оборудование должно работать в соответствии с указаниями в эксплуатационных документах.

При использовании оборудования в темной сенсорной комнате следует руководствоваться указаниями, изложенными в эксплуатационных документах.

Включение и отключение оборудования производится лицами не моложе 18 лет. Выполнять указанные операции детям категорически запрещается.

В период всего пребывания в темной сенсорной комнате дети должны постоянно находиться под наблюдением взрослых.


ПРИЛОЖЕНИЕ

Форма паспорта утверждена______________

______________________________________

Утверждаю ____________________________

(подпись руководителя ОУ)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: