Темы докладов и сообщений. ПЛАН ЗАНЯТИЯ




  • Литературные взгляды Аристофана и их проявление в комедии «Лягушки»
  • Значение Аристофана в истории европейской комедийной традиции.
  • Фольклорные основы древнегреческой комедии.
  • Политическая подоплѐка комедий Аристофана «Всадники» и «Осы».
  • «Миротворческие» комедии Аристофана («Ахарняне», «Мир», «Лисистрата»).
  • Карнавальное начало в комедии Аристофана «Птицы».
  • Вопрос о старом и новом воспитании в комедии Аристофана «Облака».
  • Образ Сократа в комедии Аристофана «Облака».
  • Комедия Аристофана «Лягушки»: полемика с Еврипидом.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

«Брюзга» Менандра как пример новой аттической комедии

 

1. Фабула, конфликт комедии.

2. Характеры героев (Кнемон, Горгий, Сострат, рабы), мотивировка их поведения, система персонажей.

3. Особенности сюжетно–композиционной организации комедии «Брюзга».

4. Круг проблем в произведении. Авторская позиция и способы ее выражения.

5. Особенности стиля комедии (способы создания комического эффекта, речевая характеристика героев).

6. Черты новой аттической комедии в «Брюзге». Мастерство Менандра.

 

Задание 1. Отметить характерные черты эпохи эллинизма, особенности сознания, вкусов и интересов людей того времени. Как они отразились в искусстве?

Задание 2. Письменно в виде сравнительной таблицы представить особенности древней аттической комедии и новой аттической комедии.

 

Литература

 

Менандр. Комедии. Герод. Мимиамбы. – М.: Искусство, 1984.

Менандр. Комедии. – М.: Наука, 1982.

История всемирной литературы. – Т. 1. – М., 1983. – С. 397 – 408.

История греческой литературы. – Т. 3. – М., 1960. – С. 17 – 43.

Ярхо, В.Н. У истоков европейской комедии. М., 1979

Ярхо, В.Н. Менандр – поэт, рожденный заново // Менандр: Комедии, фрагменты. М., «Наука», 1982

Савельева Л.И. Менандр и его новонайденная комедия «Угрюмец», Казань, 1964

Темы сообщений

  • Творческая биография Менандра
  • Специфика новоаттической комедии.
  • «Новая» комедия в творчестве Менандра.

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Римский эпос. «Энеида» Вергилия

 

1. Историко-биографические сведения о Вергилии.

2. Поэмы Вергилия «Буколики» и «Георгики»: тематика, художественные особенности.

3. Поэма «Энеида»: тема, замысел, мифологическая и литературная основы поэмы. Идеологическое значение мифа об Энее для эпохи императора Августа.

4. Книга третья: морские странствия героя. Эней и Одиссей (сравнительная характеристика)

5. Четвертая книга поэмы. Эней и Дидона: изображение Вергилием любви героев.

6. Шестая книга поэмы, ее роль в развитии истории героя.

7. Эней как «человек судьбы».

8. Вергилий и Гомер. Своеобразие эпоса Вергилия.

 

Тесты для самопроверки.

1. Какая богиня преследовала Энея?

а) Венера

б) Юнона

в) Сивилла

2. Кого из родственников удалось спасти Энею из Трои?

а) отца

б) брата

в) племянника

3. Почему Эней покинул Дидону?

а) разлюбил

б) полюбил другую

в) приказали боги

4. Что изображено на щите Энея?

а) потомки

б) животные

в) Троя.

Задание 1.

Ознакомьтесь с фрагментом статьи С. А. Ошерова (СМ: Приложение) и ответьте на следующие вопросы:

1) Разделяете ли вы мнение С. Ошерова, что Вергилию не удалось сделать исход конфликта между Энеем и Дидоной достаточно убедительным и для читателя страсть Дидоны остается «существеннее и ценнее, чем миссия главного героя»?

2) Согласны ли вы с оценкой С. Ошеровым VI кн. как «переломной» в общей истории героя?

3) Как вы понимаете слова Энея, обращенные к Асканию, в которых герой подытоживает свою судьбу:

Учись у меня трудам и доблести, сын мой,

Быть счастливым учись у других.

Задание 2.

Прочитайте фрагмент из книги В. Топорова «Эней - человек судьбы» (СМ: Приложение). Ответьте на вопросы:

1) Какой смысл вкладывает В. Топоров в понимание «хтонизма» героя?

2) Какие сходные эпизоды у Гомера и Вергилия сравнивает В. Топоров? Согласны ли вы с их комментарием?

3) Почему Эней - «человек судьбы»?

Литература

Тронский И.М. История античной литературы. – М.: 1988, С. 352 – 367

Гиленсон Б. А. Античная литература: Древний Рим: Учебное пособие. М.: 2001. С. 182 – 213.

Гаспаров М. Вергилий - поэт будущего // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1979.

Ошеров С. А. История, судьба и человек в «Энеиде» Вергилия // Античность и современность. М., 1972. С. 317—329.

Топоров В. Эней - человек судьбы. М., 1993.

Шервинский С. Вергилий и его произведения // Вергилий. Буколики. Георгики. Энеида. М., 1971.

Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. – М., 1963.

Поэтика древнеримской литературы. – М., 1990.

 

Дополнительная

Тахо-Годи А.А. Хтонические мотивы в «Энеиде» Вергилия как один из принципов стиля // Вопросы классической филологии. М., 1971. № 3 - 4.

Цымбурский В. Л. Анхиз в Троаде и в «Энеиде» // Античная культура и современная наука. М., 1985. С. 142.

 

Темы сообщений

  • Биобиблиография Вергилия
  • «Буколический» жанр в римской литературе (Вергилий «Буколики»).
  • Мировоззренческие вопросы и земледельческие советы в дидактической поэме Вергилия «Георгики».
  • Миф об Энее и его интепретация в «Энеиде» Вергилия.
  • Композиционные особенности «Энеиды».
  • Между чувством и долгом: образ Дидоны в «Энеиде» Вергилия.

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Творчество Горация и Овидия

 

1. Историко-биографические сведения о Горации

2. «Сатиры» и «Эподы» Горация: главная тема, ее развитие в стихотворениях. Сатира 1, 3, 6, 7. Особенности сатир Горация. Отличие 2 книги сатир от 1 книги. Форма эпода у Горация. Основной творческий принцип, сформулированный Горацием в сатирах и эподах.

3. Оды, послания Горация: их тематика, адресаты, художественные особенности, привнесённые Горацием в жанры и темы (при ответе обязательно использовать тексты стихотворений поэта)

4. Поэтическая философия «золотой середины» Горация

5. Историко-биографические сведения об Овидии. Три периода творчества поэта (характеристика). Элегические циклы: «Любовные элегии», «Героиды»; поэмы «Средства для лица», «Наука любви» и «Лекарства от любви» (общая характеристика).

6. «Метаморфозы» Овидия как энциклопедия античной мифологии. Философская основа поэмы. Проблема жанра и стиля «Метаморфоз».

7. Идейно-художественная трансформация мифа в свете культурно-исторических идей эпохи (миф о Фаэтоне, Дедале и Икаре, Ниобе и др.).

8. Психологическое мастерство Овидия (Пирам и Фисба, Аполлон и Дафна, Филемон и Бавкида, Пигмалион и др.).

Литература

Публий Овидий Назон Amores, Наука любви, Лекарство от любви, Скорбные элегии, Письма с Понта.

Борухович В. Г. Квинт Гораций Флакк. Саратов, 1993.

Полонская К. П. Римские поэты принципата Августа. – М., 1963.

Поэтика древнеримской литературы. – М., 1990.

Ярхо В. И., Полонская К. П. Античная лирика. М., 1977.

Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. М., 1967;

Гаспаров М. Три подступа к поэзии Овидия // Овидий. Элегии и малые поэмы. М., 1973; Гаспаров М. Овидий в изгнании // Овидий. Скорбные элегии. Письма с Понта. М., 1978;

Ошеров С.А. Лирика и эпос Овидия // Овидий. Любовные элегии. Метаморфозы. Скорбные элегии. М., 1983.

 

Дополнительная

Взаимосвязь и взаимовлияние жанров в развитии античной литературы. М., 1989.

Мальчукова Т. Г. В свете традиций. О сравнительно-типологическом изучении лирических жанров. Петрозаводск, 1986.

Задание 1.

Выпишите из словаря литературоведческих терминов определения жанра оды, эпода, сатиры, послания.

Задание 2. Выполните конспект глав монографии В.Г. Боруховича о творчестве Горация.

Задание 3. Прочитайте работу С. Ошерова «Лирика и эпос Овидия» (СМ: Приложение), составьте ее письменный план-конспект, ответив на вопросы6

- В чем специфика древнегреческой литературы? Римской?

- В чем заключается главное поэтическое достижение Овидия?

- Генезис элегии, ее традиции, структура, жанровые особенности, мотивы.

- Овидий как продолжатель и новатор элегического жанра (перечислить традиционные и новаторские черты в элегиях Овидия).

- Какой род красноречия и с какой целью использовал Овидий в своих стихах?

- «Метаморфозы» Овидия: особенности изображения мира (пространство, время, герои и их поступки).

- Соотношение структуры мира с композицией книги.

- Риторические приемы в «Метаморфозах».

- Как Овидий обосновывает превращения?

- «Скорбные элегии»: особенности разработки темы бури.

- Система тем в «Скорбных элегиях».

Темы сообщений

  • Историко-биографические сведения о Горации
  • Жизнь и творчество Овидия
  • Известные переводчики поэзии Овидия
  • Историко-биографические сведения о Горации
  • Мотив «памятника» в творчестве Горация и его влияние на литературную традицию.
  • «Философия наслаждения» в поэзии Горация.
  • Сатиры Горация.
  • Традиции монодической лирики (сольной мелики) в творчестве Горация.
  • Эстетика горацианской «Науки поэзии».

 

 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

Античный роман

 

1. Понятие о романе. Условность обозначения античных повествовательных текстов термином «роман».

2. Время и место возникновения античного романа. Его генеалогия (греческий и римский романы).

3. Жанровая топика романа. При ответе используйте выполненный вами конспект (СМ: Задание 1).

4. Своеобразие романа Лонга «Дафнис и Хлоя» в ряду других греческих романов: фабула, герои, романные ситуации.

5. «Сатирикон» Петрония.

- состав текста и тематика;

- хронотоп романа;

- сюжет и главные эпизоды;

- «Пир Тримальхиона» как пародия на платоновскую традицию (СМ: Задание 2, 3);

- образ Тримальхиона;

- финальная часть романа. Легенда об Эфесской вдове.

6. «Метаморфозы» («Золотой осел») Апулея:

- источники романа;

- особенности сюжета. Завязка романа;

- фольклорно-сказочные мотивы в романе. Сказка об Амуре и Психее: аспекты прочтения ее содержания (ее аллегорический смысл), соотнесенность с общим смыслом произведения;

- другие вставные новеллы;

- развязка произведения, идейно-философское, религиозное зерно романа;

- сатирические моменты произведения.

7. Отличия римского романа от греческого.

 

Задание 1. Выполните конспект соответствующих глав исследования М.М. Бахтина «Эпос и роман».

Задание 2. Выпишите из литературоведческого словаря определение понятия «пародия».

Задание 3. Прочитайте «Пир» Платона, проведите параллель между произведениями Платона и Петрония.

Литература

Лонг. Дафнис и Хлоя

Петроний. Сатирикон

Апулей. Метаморфозы (Золотой осёл)

Античный роман. Сб. статей. М., 1969.

Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб., 2000. С. 11 – 58

Стрельникова И. «Сатирикон» - бытовой роман Петрония // Античный роман. М., 1969

Ярхо Б. Я. Предисловие // Петроний Арбитр. Сатирикон. М., 1990. С. 12 - 38.

Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра, М.: 1997. С. 92 – 93; 285 - 286

Полякова С. Об античном романе // Тацит. Лонг. Петроний. Апулей. М., 1969. С. 5 - 20.

Грабарь-Пассек М.Е. О языке и стиле Апулея //Апулей «Апология и речь…», М., 1993.

Полякова С.В. «Метаморфозы» Апулея. М., 1988

Античная культура: Литература Театр. Искусство. Словарь-справочник под ред. Яpxo B.H..М., 1995

Дополнительная

 

Кнабе Г. С. «Анналы» Тацита и конец античного Рима // Матери­алы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М., 1993. С. 501 - 522.

Боннар А. Греческая цивилизация. М., 1995. С. 639 – 643

Темы сообщений

  • Историко-литературное значение античного романа
  • Историко-биографические сведения о Петронии
  • Биобиблиографическая справка об Апулее
  • Структура и сюжетная специфика «Сатирикона» Петрония.
  • Поэтика «Метаморфоз» Апулея.
  • Историко-литературное значение античного романа

ПЛАН ЗАНЯТИЯ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: