Формирование библиографической культуры.




Пояснительная записка

Кому адресована программа:

Рабочая программа предназначена для начальной школы, 2 класс, базовый уровень.

Программа разработана на основе

1. «Закона об Образовании» РФ и РТ.

2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

3. Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707;

4. Письма МО и Н РТ от 29 августа 2011 года №9282/11/ «Об учебных планах для І-ІІ классов школ РТ, реализующих в 2012-2013 учебном году ООП начального общего образования в соответствии с ФГОС НОО»

5. Примерной программы по учебным предметам. 1-4 классы. Москва: Академкнига/ Учебник, 2012.

Учебники: 1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012. 2. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 

Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.

В основу программы положена концепция «Перспективная начальная школа», в которой принципы развивающего обучения взаимодействуют с традиционными принципами доступности прочности усвоения знаний.

Обоснованность:

Рабочая программа построена с учётом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению.

Образовательная область:.

Предмет литературное чтение входит в образовательную область филологии.

Цели учебного предмета:

- Обучение детей первоначальному чтению на основе ознакомления с общими закономерностями устройства графической системы русского языка.

- Сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в дальнейшем уметь полноценно читать и воспринимать во взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

«Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

 

Обучающиеся научатся:

 

• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

• называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы,

• называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

• определять тему и выделять главную мысль произведения(с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

• анализировать смысл названия произведения;

• пользоваться толковым словарем для выяснения значений слов.

 

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, группо-
вой и коллективной работы получат возможность научиться:

• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

• писать письма и отвечать на полученные письма в процес-
се предметной переписки с научным клубом младшего школь-
ника «Ключ и заря»;

• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

• читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);

• пересказывать текст небольшого объема;

• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки,а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

 

 

Конкретные задачи 2-го класса определяются:

-сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.

-познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами: олицетворением, сравнением и контрастом.

-на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

-сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

-постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

-учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

-необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

Сроки реализации программы: на 2012-2013 учебный год.

Программа рассчитана на 68 часов в год(2 часа в неделю).

Методической основой курса является традиционный аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и определяемое прнципами устройства графической системы русского языка: фонематическим и позиционным (слоговым), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).

Курс каждого года, являясь частью целого, имеет специфические задачи, которые сформулированы в программных требованиях к каждому году обучения.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

 

Основные методы работы на уроке: беседа, объяснение, устный опрос, взаимопроверка; самоконтроль.

Формы организации деятельности учащихся: групповая, парная, индивидуальная.

Логические связи данного предмета с другими предметами: русский язык, математика, окружающий мир, история.

Изучение литературного чтения в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

-обладание осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников, формирование читательского -кругозора и приобретения самостоятельной читательской деятельности, совершенствование всех видов речевой деятельности;

-развитие художественно – творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;

-обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественного текста, формирование представлений о добре и зле;

-приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является --формирование грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и, ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

 

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в её рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

-духовно-нравственная– от развития умения понимать нравственный смысл целого до развития умения различать нравственные позиции на основе художественных произведений;

-духовно-эстетическая– от формирования видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали;

-литературоведческая– от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до -развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приёмы);

-библиографическая– от формирования умений ориентироваться в книге по её элементам и пользоваться её справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи.

Система оценки достижений учащихся:

Достижения учащихся оцениваются похвальными словами:

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование раздела
  В гостях у Ученого кота (11часов)
  В гостях у Незнайки (5 часов)
  В гостях у Барсука (12 часов)
  В гостях у Ёжика и Медвежонка (6 часов)
  Точка зрения (19 часов)
  Детские журналы (3часа)
  Природа для поэта - любимая и живая (6 часов)
  Почему нам бывает смешно (7часов)

Содержание тем учебного курса

Класс (68 ч)

Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Формирование библиографической культуры.

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: