II. Вспомогательный теоретический материал.




ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

I. Схема анализа лир. произведения

II. Вспомогательный теоретический материал

III. Cсылки и вспомогательная литературара

I. Схема анализа лир. произведения.

1. Автор и название лирического произведения. Какую роль играет заглавие в произведении?
 
2. История создания (когда написано, по какому поводу, кому посвящено).
 
3. Эмоциональная окраска. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет…
 
4. Общая тематика стихотворения (пейзажная, общественно-политическая, любовная, философская лирика…).
 
5. Тема, идея стихотворения.
 
6. Образы стихотворения.
 
7. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора (подобрать «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов; проанализировать художественные приёмы, которые использует автор):
 
8. Стихотворный размер
9. Рифма
10. Образ лирического героя, авторское "Я".
11. Какое впечатление произвело на Вас это лирическое произведение?

 


II. Вспомогательный теоретический материал.

Пояснения к плану анализа лирического произведения.

План анализа – это примерный, возможный план, скорее памятка, ориентир, но ни в коем случае не догма. Лирическое произведение - "живое", "пульсирующее смыслами" произведение искусства, поэтому "разъять" его на части - вовсе не значит постичь его тайну. Анализировать (интерпретировать, комментировать) поэтическое произведение рекомендуется исходя из того, что в большей мере, на ваш взгляд, акцентировано в произведении (например, средства художественной выразительности или фонетика, поэтический сюжет или композиция). Итак…

Восприятие:

Какое впечатление произвело на вас произведение? Чем привлекло среди других произведений поэта, его современников, авторов, обращавшихся к этой теме? Какие картины возникают в вашем воображении, когда вы его читаете? Каким настроением проникнуто произведение? Меняется ли оно? Почему?

Комментарии к плану анализа:

Тема (ситуация, воплощенная в произведении, которая иногда может быть обозначена уже в названии: "Весенняя гроза", "К морю", "Незнакомка"; иногда название представляет собой метафору или имеет символическое значение - "Парус", "Пророк"; тогда тема оказывается шире заглавия, ее требуется "расшифровать"). К темам (в широком смысле) лирических произведений можно отнести следующие: любовь, дружба, природа, жизнь и смерть, поэзия и ее роль в жизни человека, судьба поколения, родина, народ, лирический герой и толпа, а также более локальные темы (такую микротему можно назвать поэтическим сюжетом): прошлое, будущее, странствие, разлука, встреча, прощание, воспоминание, свидание, конфликт и т. д. По тематическим признакам лирическое произведение можно отнести к любовной, пейзажной, дружеской, философской и т. д. лирике. Но иногда в рамках одного произведения присутствуют черты различных типов ("Что ты клонишь над водами…" Ф.И. Тютчева относится одновременно и к пейзажной, и к философской лирике).

Жанр: элегия, ода, стансы, лирическое стихотворение, фрагмент, послание, сонет и другие. Определения этих жанров следует прочесть в "Словаре литературоведческих терминов" (любое издание). Выбор жанра связан со сложившимися литературными традициями, эпохой создания произведения, как правило, жанр связан с литературным направлением (в рамках школьной программы изучаются классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, акмеизм, футуризм). Типологические черты направления могут выражаться в традиционной для этого направления форме (жанре): классицистическая ода, сентименталистская элегия, романтическая элегия и т. д. В ситуации, когда поэт выбирает достаточно нетрадиционный для своей эпохи и направления жанр или наполняет традиционный новым, необычным содержанием, следует осмыслить это обстоятельство в процессе размышления над лирическим произведением.

Композиция. Построение лирического произведения связано с логикой развития "поэтической мысли" от начала к финалу, делением на строфы или отсутствием такового, взаимоотношением и связью смысловых частей произведения, если они выделяются в тексте.

Средства художественной выразительности (тропы - метафоры, сравнения, гиперболы, перифразы, ирония и т. д. и фигуры - обороты речи, синтаксические построения, используемые, как и тропы, для усиления выразительности изображаемого; к фигурам относятся инверсия, анафора, повтор и др.). Важно не столько найти троп или фигуру в тексте, сколько определить их роль в создании того или иного образа, воплощении темы или идеи лирического произведения. Здесь мы пытаемся ответить на вопрос, как создан образ.

Звукопись (аллитерация и ассонанс) как средства, придающие лирическому произведению особую звуковую и интонационную выразительность, когда сами звуки "работают" на создание образа, например: "Как бушует, что ни шаг // Под ногами лист древесный" (Б.Пастернак).

Ритм, размер, рифма - формальные средства построения лирического произведения, направленные на раскрытие авторского замысла. Использование этих средств обусловлено характером поэтической речи: делением на строки (стих - одна строка поэтического текста), ритмически упорядоченной организацией текста - ритмом, способом организации стиха - размером. Размер стихотворения не бывает случайным в силу своего смыслового наполнения. Ямб - сильный, энергичный размер, хорей всегда звучит плавно, мягко, дактиль создает однообразный мерный ритм, амфибрахий близок к интонациям разговорной речи, анапест - очень гибкий размер, способный передавать различные интонации и настроения.

Лексика, отбор которой связан с жанром, темой, идеей лирического произведения, тоже может стать предметом размышлений. Во-первых, в тексте произведения не должно остаться ни одного непонятого слова, особенно если речь идет об архаизмах, историзмах или просто незнакомых вам словах. Во-вторых, помните: то или иное слово, значение которого вам кажется "прозрачным" в языке, может приобретать в контексте лирического произведения новое, не свойственное ему значение.

Оценка (дается в конце анализа произведения):

Как раскрылся лирический герой в этом лирическом произведении? Что можете сказать о его внутреннем мире, чувствах, переживаниях, его отношении к жизни (миру, природе, искусству, любви и т. д. в зависимости от темы стихотворения)? Что Вам показалось интересным в произведении? Почему? Что не понравилось и почему? Как на Вас повлияло произведение?


 

III. Вспомогательный теоретический материал. По желанию.

1.Статьи портала Арзамас о В.Маяковском.
https://arzamas.academy/materials/736

https://arzamas.academy/materials/688

https://arzamas.academy/materials/638

https://arzamas.academy/materials/738

2. О стих-ии В. Маяковского «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».

Видеолекция и конспект видеолекции:

https://interneturok.ru/literatura/7-klass/russkaya-literatura-20-veka/v-v-mayakovskiy-zhizn-i-tvorchestvo-stihotvorenie-neobychaynoe-priklyuchenie-byvshee-s-vladimirom-mayakovskim-letom-na-dache

 

2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: