направленные на формирование коммуникативных умений




Рекомендации по развитию речевой культуры педагога.

1. Педагог должен говорить негромко, но так, чтобы каждый мог его услышать, чтобы процесс слушания не вызывал у воспитанников значительного напряжения.

2. Педагог должен говорить внятно.

3. Педагог должен говорить со скоростью около 120 слов в минуту.

4. Для достижения выразительности звучания важно уметь пользоваться логическими

и психологическими паузами. Без логических пауз - речь безграмотна, без

психологических - бесцветна.

5. Речь педагога должна быть интонационно выдержана: должны быть поставлены логические ударения, выделены отдельные слова, важные для понимания сказанного.

6. Мелодичность придает голосу педагога индивидуальную окраску и может

существенно влиять на эмоциональное самочувствие воспитанников: воодушевлять, увлекать, успокаивать. Мелодика рождается в опоре на гласные звуки.

При общении с ребенком педагогу необходимо соблюдать

следующие правила:

- принимать ребенка таким, каков он есть;

- помнить, что каждый человек самобытен;

- верить в способности воспитанников;

- стимулировать их творческую активность;

- уважать личность детей, создавать ситуацию успеха для каждого;

- не унижать достоинства ребёнка;

- не сравнивать детей друг с другом, сравнивать только результаты действий;

- помнить, что каждый человек имеет право на ошибку;

- не забывать, что каждый волен иметь свое мнение, никто не имеет права смеяться над суждениями окружающих.

 

Педагог должен постоянно совершенствовать свою речь:

- читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры;

- внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов телевидения, артистов, лекторов;

- расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность речи.

Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи – одним из важнейших профессиональных качеств.

 

Кроме того, необходимо помнить и об этикете общения с детьми:

- Нельзя называть ребёнка по фамилии.

- Нужно всегда внимательно выслушивать ребёнка, с интересом.

- Отвечайте на вопросы грамотно, понятными несложными предложениями.

- Обязательно комментируйте все действия, когда собираетесь на улицу и во время обеда.

-При рассказе необходимо выделять главное, основное, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

Воспитатель должен обратить внимание на следующее:

- Правильно произносить все звуки родного языка, устранять имеющиеся дефекты речи;

- Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию;

- Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм;

- Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания;

- В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса;

- Связно и в доступной форме рассказывать и передавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей);

- Речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем сотрудникам д/с (не допускаются грубые выражения).

- Речь в жизни ребёнка имеет огромное значение. Речь очень важна для дальнейшего обучения и всей жизни. Если ребёнок говорит неправильно, позднее, эти ошибки переносятся на письмо и чтение, им очень тяжело даётся обучение.

- Не может воспитывать человек невоспитанный, некультурный, неграмотный, поэтому, воспитателю нужно самому следить за тем, как он говорит и постоянно повышать уровень своей речевой культуры. От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей.

 

 

Рекомендации для воспитателей,

направленные на формирование коммуникативных умений

Если ребенок забывает речевые этикетные формулы (прощания, приветствия, благодарности), то им можно подсказать в стихотворной форме: «Лена, ты знаешь, что растает даже ледяная глыба, от слова теплого... (спасибо)». «Миша, ты что-то забыл сказать, а во Франции и Дании на прощание говорят... (до свидания)», «Но давно уже от... (имя ребенка) я не слышу слова... (здравствуйте), а слово-то какое, очень дорогое».

1. Для развития умения устанавливать контакт с собеседником предложите детям следующие упражнения:

«Как можно нас называть по-разному?»

Выбирается ведущий. Он становится в круг. Остальные дети, представляя,

что они это - его мама, папа, дедушка, бабушка, друзья, которые его

очень любят, произносят его имя.

«Улыбка» — дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя соседу в
глаза, дарят ему самую дорогую улыбку, какая есть.

2. «Комплимент» - дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его. («Ты всегда делишься, ты
веселая, у тебя красивое платье...»). Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное», «сладкое», «молочное слово».

3. Для поддержания желания и совершенствования умения выражать своё
настроение: предложите детям завести «Дневник настроения». В нем ребенок сможет изобразить явления природы, предметы, которые будут характеризовать его настроение. В конце недели можно поиграть с детьми в игру «Волшебные мешочки». В один из них предложить детям сложить плохое настроение, в другой - хорошее, до этого необходимо посмотреть в дневник и посчитать, сколько раз ребенок был в хорошем (радостном, веселом) и плохом (грустном, печальном) настроении.

4. Предложите детям игры и упражнения из цикла «Я и мои эмоции».

· «Лица» - дети рисуют на листе бумаги лица с различными выражениями настроения: веселое, хмурое...;

· Мимическая гимнастика - дети хмурятся, как осенняя туча, как
рассерженный человек; улыбаются, как солнце, как хитрая лиса; пугаются, как заяц, увидевший волка; злятся, как ребенок, у которого отняли мороженое;

· «Маски» один ребенок изображает настроение при помощи мимики, а остальные дети определяют, удалось ли изобразить маску;

· «Глаза в глаза» — дети разбиваются на пары и, глядя друг другу в глаза, молча, передают разные эмоции: «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай вместе играть!», «Я не хочу с тобой дружить»;

· «Как ты себя сегодня чувствуешь?» — ребенок выбирает из
предложенных карточек, изображающих различное настроение, ту, которая в наибольшей степени похожа на его настроение, на настроение его мамы, папы...

5. Для совершенствования у детей умения общаться без слов сначала дайте им распознать изображенный жест (на рисунке, фотографии, диафильме), а затем предложите игры:

· «Угадай» — один ребенок воспроизводит жест, а другие отгадывают его значение;

· «Походки» - один ребенок изображает походку кого-либо (человека, животного, птицы и т.д.), а остальные дети отгадывают, кому она принадлежит; «Расскажи стихи без слов», «Изобрази пословицу».

6. Для совершенствования умения ясно и четко произносить слов предложите детям:

· изобразить, как бушует море, каким голосом говорит Баба Яга, Золушка и другие сказочные персонажи;

· произнести знакомое четверостишье — шепотом, максимально громко, как робот, со скоростью пулеметной очереди, грустно, радостно, удивленно, безразлично.

7. Для развития у детей эмпатийного поведения предложите им:

· участие в кукольном спектакле, драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в качестве актеров (происходит сближение с персонажем; свободный выбор и ролевое изображение помогает ребенку глубоко понять художественное произведение);

· сюжетные творческие игры, с повторением сцен — ребенок играет сначала одну роль, затем тут же другую (это помогает научить детей видеть эмоциональное состояние другого);

· разговор по телефону со сказочными персонажами, выражая свое отношение к тому или иному персонажу;

8. Следующие упражнения, игры:

«Опиши друга» - двое детей становятся спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду другого, а затем выясняется, кто оказался точнее;

«Подари подарок другу» — при помощи мимики и жестов дети изображают подарок и дарят его друг другу;

«Царевна Несмеяна» — дети пытаются развеселить одного ребенка разными способами: рассказывают анекдот, веселую историю, предлагают игру...;

«Сравнения» — дети сравнивают себя с какими-то животными, растениями, цветами, а затем совместно со взрослым обсуждают, почему они выбрали такое сравнение;

«Волшебный магазин» — взрослый предлагает детям купить что-нибудь своим друзьям, родным в волшебном магазине, затем уточняет, для чего.

9. Для развития у детей умения вести себя в конфликтной ситуации
проанализируйте с детьми такие ситуации, которые имели место в прошлом опыте детей. Для анализа поведения конфликтовавших детей используйте аналогичное поведение известных детям сказочных персонажей. Если ребенок вел себя по отношению к другому очень жестоко, то его поведение можно сравнить с поведением «Карабаса- Барабаса», «Бармалея» и т.д.

10. Для закрепления коммуникативных умений у детей предложите детям такую форму общения, как общение с малышами. Им нужно будет ответить на жалобу малыша; разрешить конфликт; отреагировать на неэтичные высказывания детей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: