Проблема распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) – Иран и Северная Корея.




Исследования Ирана в ядерной области стартовали во второй половине 1950-х гг. 5 марта 1957 г. Иран подписал соглашение с США о сотрудничестве в мирном использовании атомной энергии в рамках программы "Атомы для мира". В 1967 году в Тегеранском ядерном научном научно-исследовательском центре был введен в эксплуатацию американский исследовательский реактор мощностью 5 МВт, имеющий в качестве топлива более 5,5 кг высокообогащенного урана. В том же году США поставили в Центр граммовое количество плутония для исследовательских целей, а также «горячие камеры», способные ежегодно выделять до 600 г плутония. Т. о. было положено начало созданию научно-технической базы для развития атомной энергетики в Иране.

В конце 1950-х гг. Объединенное командование штабов США выдвинуло предложение о размещении на территории Ирана американского ядерного оружия (ЯО). Однако идея была отвергнута в феврале 1961 г. вскоре после вступления в должность президента США Дж. Кеннеди из-за оппозиции со стороны Государственного департамента. 15 сентября 1962 г. в Тегеране состоялся советскоиранский обмен нотами по вопросу об обязательстве Ирана не допускать на своей территории создания иностранных ракетных баз всех видов.

В марте 1974 г. шахом Ирана Р. Пехлеви был обнародован план развития атомной энергетики, которая рассматривалась руководством страны в качестве приоритетного направления диверсификации энергетического комплекса. В рамках плана предусматривалось строительство к 1994 г. более двадцати энергетических ядерных реакторов общей мощностью 23 ГВт, а также создание замкнутого ядерного топливного цикла (ЯТЦ). Первые два энергоблока – на юге страны, в Бушере, на берегу Персидского залива – планировалось запустить при участии немецких специалистов в 1980 и 1981 гг., еще два – на западе страны, в Ахвазе, на берегу реки Карун – силами французских инженеров к концу 1983 и 1984 гг. Также планировалось закупать ядерные реакторы в США.

Шахский режим придерживался официальной позиции, что у государства нет интереса к приобретению ЯО. 2 февраля 1970 г. Иран ратифицировал Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), а 15 мая 1974 г. для страны вступило в силу Соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ.

8 января 1995 г. был подписан российско-иранский контракт на завершение строительства 1-го энергоблока АЭС на основе реактора ВВЭР-1000. Ядерное топливо было поставлено на АЭС в декабре 2007 г. – январе 2008 г. и находится под гарантиями МАГАТЭ. Пуск АЭС намечен на 2009 г.

С начала 2000-х гг. официальные иранские представители вновь стали говорить о планах страны создать замкнутый ЯТЦ, в частности, обратились к России с просьбой поставить завод по центрифужному обогащению урана (была отклонена Россией на этапе межведомственного согласования).

24 сентября 2005 г. Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, которая констатировала факт нарушения Ираном своих обязательств по Соглашению о всеобъемлющих гарантиях. 31 июля 2006 г. Совет Безопасности (СБ) ООН принял Резолюцию 1696, которая отмечала готовность принять меры на основании Ст. 41 главы VII Устава ООН в случае, если Иран будет уклоняться от ее выполнения, а также продолжит уклоняться от требований МАГАТЭ, которые в первую очередь заключались в приостановке Ираном деятельности, связанной с обогащением урана. В связи с отсутствием прогресса в выполнении Ираном требований указанной резолюции, 23 декабря 2006 г. в соответствии с Резолюцией 1737 СБ ООН принял решение о введении санкций в отношении Ирана, а 24 мая 2007 г. и 3 марта 2008 г. по той же причине были приняты резолюции 1747 и 1804, ужесточающие режим санкций в отношении Ирана. Однако, несмотря на это, значительного прогресса в разрешении кризиса вокруг иранской ядерной программы до конца 2008 г. достигнуто не было.

1. Резолюция Совета Безопасности ООН №1696 (Нью-Йорк, 31 июля 2006 г.);

2. Резолюция Совета Безопасности ООН №1737 (Нью-Йорк, 23 декабря 2006 г.);

3. Резолюция Совета Безопасности ООН №1747 (Нью-Йорк, 24 марта 2007 г.);

4. Резолюция Совета Безопасности ООН №1835 (Нью-Йорк, 27 сентября 2008 г.);

5. Резолюция Совета Безопасности ООН №1929 (Нью-Йорк, 9 июня 2010 г.).

В настоящее время Иран обладает самой развитой научно-производственной базой в ядерной области среди исламских государств ближневосточного региона. В 2004 г. в Араке начато строительство тяжеловодного исследовательского реактора ИР-40 мощностью 40 МВт. Там же расположен завод по производству тяжелой воды. Иран заявляет о готовности поставить оба объекта под гарантии МАГАТЭ. 18 декабря 2003 г. Иран подписал, но по состоянию на 1 декабря 2008 г. не ратифицировал Дополнительный протокол. В ноябре 2007 г. разведсообщество США обнародовало доклад, в котором утверждается, что с 2003 г. в Иране не реализуется программа по созданию ЯО. Тем не менее, вероятно, в настоящее время Иран следует относить к числу пороговых государств.

 

Истоки ядерной программы КНДР лежат в 1950-х гг., когда было принято решение о создании нескольких научно-исследовательских центров, работающих в области ядерной физики. Подготовка кадров и поставка оборудования осуществлялась с помощью СССР и КНР. В 1966 г. в Ненбене, в 90 км к северу от Пхеньяна, начал работать легководный исследовательский ядерный реактор ИРТ-2000, поставленный Советским Союзом.

К концу 1970-х гг. КНДР достигла в ядерной сфере такого научнотехнического и технологического уровня, что самостоятельно приступила к строительству в Ненбене газографитового реактора двойного назначения мощностью 5 МВт, предприятия по изготовлению ядерного топлива и промышленной установки по радиохимической переработке облученного ядерного топлива (ОЯТ). В 1984-1985 гг. в Ненбене было начато строительство второго газографитового реактора мощностью 50 МВт; также планировалось построить в Таечхоне газографитовый реактор мощностью 200 МВт.

В середине 1980-х гг. начался процесс сокращения политической и экономической поддержки КНДР со стороны СССР и Китая, что заставило руководство страны интенсифицировать развитие ядерной программы, которая стала рассматриваться в качестве единственного гаранта выживания режима. Предположительно в это время в КНДР было принято решение об осуществлении плутониевой ядерной программы, которая наряду с решением проблем обеспечения потребностей страны в электроэнергии позволяла бы нарабатывать и выделять плутоний оружейного качества.

12 декабря 1985 г. КНДР присоединилась к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), однако длительное время затягивала процесс заключения соглашения о гарантиях с МАГАТЭ. Соглашение о всеобъемлющих гарантиях МАГАТЭ вступило в силу для КНДР только 10 апреля 1992 г. 20 января 1992 г. КНДР и Республика Корея подписали Совместную декларацию о провозглашении Корейского полуострова безъядерной зоной (вступила в силу 19 февраля 1992 г.).

В целях предотвращения дальнейшей эскалации конфликта в августе 2003 г. в Пекине были начаты Шестисторонние переговоры (Китай, Россия, США, Южная Корея, Япония, КНДР). Первый существенный успех в переговорах был достигнут в сентябре 2005 г., когда было принято Совместное заявление, в котором стороны провозгласили принципы и условия отказа КНДР от ядерной программы.

Однако сторонам не удалось добиться практических шагов в этом направлении, и 9 октября 2006 г. КНДР провела испытание ядерного взрывного устройства (ЯВУ), продемонстрировав тем самым свой ядерный потенциал.

В сентябре 2007 г. в рамках Шестисторонних переговоров было достигнуто соглашение о закрытии КНДР ключевых объектов в Ненбене, включая газографитовый реактор, их демонтаже в обмен на энергетическую и экономическую помощь на сумму, эквивалентную стоимости 1 млн т мазута. При этом эксперты считают, что к началу работ по демонтажу КНДР смогла наработать 25–45 кг плутония, что с учетом потерь при радиохимической переработке ОЯТ достаточно для производства 5–10 ЯЗ.

В настоящее время отсутствует единая точка зрения относительно юридического статуса КНДР с точки зрения ее членства в ДНЯО (некоторые ученые считают, что она не полностью выполнила необходимые процедуры, связанные с выходом из Договора). Однако мало кто подвергает сомнению тот факт, что она является пороговым государством и в обозримой перспективе может перейти в число де-факто ядерных государств, если ей удастся создать ЯВУ, которое может быть размещено на имеющихся в стране авиационных или ракетных носителях.

1. Резолюция Совета Безопасности ООН №1718 (Нью-Йорк, 14 октября 2006 г.);

2. Резолюция Совета Безопасности ООН №1874 (Нью-Йорк, 12 июня 2009 г.);

3. Резолюция Совета Безопасности ООН №2050 (Нью-Йорк, 12 июня 2012 г.);

4. Резолюция Совета Безопасности ООН №2087 (Нью-Йорк, 22 января 2013 г.);

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: