Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа №4»
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДОД ДЮСШ №4
____________А.С.Баженов
Сентября 2014 г.
Рабочая программа
По легкой атлетике
Группы: СС-2, СС-1, УТ-4, УТ-3, УТ-1, СОГ
тренера-преподавателя:
Константинова Н. С.
Категория: высшая
Учебный год
Г. Ижевск
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа составлена для работы с тренировочными группами на основе образовательной программы ДЮСШ Учебная программа по легкой атлетике составлена на основе действующей учебной программы, нормативных документов Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, обобщение опыта работы тренеров с юными легкоатлетами и других научных исследований.
Цель программы - создание системы педагогической работы, направленной на всестороннее физическое развитие детей, укрепление их здоровья, повышение функциональных возможностей организма.
Целостная система подготовки решает следующие основные задачи:
· Формирование представлений о виде спорта - легкая атлетика, его возникновении, развитии и многообразии его видов.
· Содействие разносторонней физической подготовке и укреплению здоровья учащихся;
· Воспитание социальной активности учащихся, развития волевых и лидерских качеств, инициативы, дисциплинированности, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия;
· Формирование представления об образе здоровой жизни, т.е. необходимых двигательных умений и навыков, обогащение двигательного опыта за счет разнообразных упражнений;
· Приобретение навыков и умений в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями, умение оценивать правильность выполнения своих движений;
· Формирование представлений о личной гигиене и общественной гигиене; самоконтроль,
· Формирование стойкой привычки к систематическим занятиям физкультурой и спортом
Учебная программа рассчитана на десятилетний период обучения, состоящий из трех лет обучения в группах начальной подготовки, четырех лет в учебно-тренировочных группах и трех лет обучения в группах спортивного совершенствования. Спортивно-оздоровительный этап предусматривает обучение детей в возрасте 9-17 лет.
Настоящая программа имеет ряд существенных особенностей. Так, например, для учебно-тренировочных групп программный материал практических занятий представлен в форме тренировочных заданий, сгруппированных в отдельные блоки по принципу их преимущественной направленности на развитие отдельных физических качеств или комплекса качеств, на совершенствование спортивно-технического и тактического мастерства.
Программа предусматривает разнообразные формы занятий:
· - учебные занятия;
· - контрольные и контрольно-переводные занятия;
· - учебно-тренировочные сборы;
· - соревнования;
· - судейская практика;
· - восстановительные мероприятия;
· - медико-биологический контроль и т.д.
В целях формирования у учащихся интереса к физкультурно-спортивной деятельности, а также осуществления контроля за уровнем развития физических качеств, приобретенных умений и навыков, на протяжении всего учебного процесса с учащимися проводятся мероприятия (проведение тестирования, анкетирования, бесед, викторин, конкурсов, соревнований и др.) позволяющие им узнать, а самое главное оценить чему они научились, какие новые представления и возможности у них появились, насколько они стали сильнее, быстрее и выносливее.
В результате образовательной деятельности (по окончанию полного курса обучения) учащиеся:
· Приобретают и совершенствуют навыки и умения различных видов техники легкоатлетического многоборья;
· Получают общую физическую подготовку, развивают быстроту, силу, ловкость, выносливость и гибкость;
· Получают представления об образе здоровой жизни,
· Приобретают привычку к систематическим занятиям физической культуры.
· Приобретают умения предъявлять свои лидерские качества, инициативу и социальную активность.
· Совершенствуют свои приобретенные навыки в других спортивных школах.
Ожидаемый результат: год обучения, возраст, нагрузка и требования к выполнению разрядных нормативов в каждой возрастной группе индивидуален и указан в таблице ниже.
Год обучения | Миним. возраст для зачисления | Максим. кол-во учебн. час. в неделю | Требования по ОФП и СФП на начало уч. года |
Спортивно-оздоровительные группы | |||
9-17 | |||
Группы начальной подготовки | |||
До года | Выполнение нормативов по ОФП | ||
Свыше года | |||
Учебно-тренировочные группы | |||
1-й | 3 юношеский | ||
2-й | 50% - 1 юношеский 50% -2 юношеский | ||
3-й | 50% - З разряд, 50% - 1 юношеский | ||
4-й | 50% - 2 разряд, 50% - 3 разряд | ||
Группы спортивного совершенствования | |||
1-й | 50 % - 3 разряд 50% - 1 разряда | ||
2-й | 100% - 1 разряд | ||
3-й | 100% - КМС |
Форма подведения итогов результативности по годам обучения учащихся это: контрольные нормативы, контрольно-переводные нормативы, диспансеризация, участие в соревнованиях, выполнение разрядных нормативов. По итогам реализации программы воспитанники получают квалификационные свидетельства (разряды).
В начале года во всех группах проводится инструктаж по технике безопасности, два раза в год все проходят обязательную диспансеризацию в республиканском врачебно-физкультурном диспансере (группа СОГ проходит медицинский осмотр в поликлинике, о чем предоставляют медицинскую справку). В осенний и весенний периоды по рекомендациям врачей РВФД назначается комплекс витаминов, который воспитанники принимают по индивидуальной программе.
На базе школ имеются следующие спортивные сооружения: спортивные залы, спортивные площадки, школьные стадионы. Имеется следующий инвентарь: набивные мячи, мячи для спортивных игр, скакалки, маты, перекладины, шведские стенки, скамейки.
2. Учебно-тематический план
график распределения часов СОГ
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель. | май | июнь | июль | август | итого | |
Кол-во тренировочных занятий | |||||||||||||
Кол-во трен. часов | |||||||||||||
ОФП | |||||||||||||
СФП | |||||||||||||
Теория | |||||||||||||
Контрольные и КПН | |||||||||||||
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | |||||||||||||
Медицинское обследование |
график распределения УТ-1
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель. | май | июнь | июль | август | итого | |
Кол-во тренировочных занятий | |||||||||||||
Кол-во трен. часов | |||||||||||||
ОФП | |||||||||||||
СФП | |||||||||||||
Теория | |||||||||||||
Контрольные и КПН | |||||||||||||
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | |||||||||||||
Медицинское обследование |
график распределения УТ-3
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель. | май | июнь | июль | август | итого | |
Кол-во тренировочных занятий | |||||||||||||
Кол-во трен. часов | |||||||||||||
ОФП | |||||||||||||
СФП | |||||||||||||
Теория | |||||||||||||
Контрольные и КПН | |||||||||||||
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | |||||||||||||
Медицинское обследование |
график распределения УТ-4
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель. | май | июнь | июль | август | итого | |
Кол-во тренировочных занятий | |||||||||||||
Кол-во трен. часов | |||||||||||||
ОФП | |||||||||||||
СФП | |||||||||||||
Теория | |||||||||||||
Контрольные и КПН | |||||||||||||
Участие в соревнованиях | |||||||||||||
Инструкторская и судейская практика | |||||||||||||
Восстановительные мероприятия | |||||||||||||
Медицинское обследование |
Содержание программы
Спортивно-оздоровительный этап (СОГ) – На этап подготовки зачисляются дети 9-17 летнего возраста, желающие заниматься легкой атлетикой независимости от их одаренности, способности, уровня физического развития и подготовленности, не имеющие медицинских противопоказаний.
Этап начальной подготовки (НП ) – На этот этап зачисляются учащиеся общеобразовательных школ, желающие заниматься спортом и имеющие письменное разрешение врача-педиатра. На этапе НП осуществляется физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку и овладение основами техники избранного вида спорта, выбор спортивной специализации и выполнение контрольных нормативов для зачисления на учебно-тренировочный этап подготовки
Спортивно-оздоровительная группа и группа начальной подготовки (СОГ и НП)
Цель этапа – обеспечение отбора, физической и координационной готовности к простейшим упражнениям (ОРУ, специальные упражнения своего вида). На этом этапе спортсмены должны ознакомиться с техников нескольких видов легкой атлетики и иметь общее представление о них. Решаются следующие задачи:
- гармоничное физическое развитие спортсменов;
- разносторонняя подготовка, укрепление здоровья,
- теоретическая подготовка с основами педагогики, биохимии.
Задачи:
· - укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма детей;
· - формирование стойкого интереса к занятиям спортом;
· - овладение основами техники выполнения обширного комплекса физических упражнений;
· - воспитание гигиенических основ;
· - воспитание трудолюбия;
· - воспитание и совершенствование физических качеств (с преимущественной направленностью на развитие быстроты, ловкости и гибкости);
· - отбор перспективных детей для занятий легкой атлетикой.
В группах СОГ основными критериями являются стабильность состава занимающихся и посещаемость тренировочных занятий, динамика индивидуальных показателей развития физических качеств, уровень освоения гигиены и самоконтроля.
Особенности обучения в группах СОГ и НП
Обучение легкой атлетикой на этом этапе подготовки носит ознакомительный характер и осуществляется на основе обучения базовым элементам.
При изучении общеразвивающих упражнений, комплексов и игр показ должен быть целостным и образцовым, а объяснение элементарным и простым.
В СОГ с ориентацией на легкую атлетику большое внимание необходимо уделять развитию гибкости, направленной, с одной стороны, на координационные, специфические требования выполнения технических действий, с другой – на обеспечение определенных навыков самостраховки, при обучении и выполнении технических действий.