Цели и задачи учебного модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля
Слушатель в результате освоения программы учебного модуля должен:
иметь практический опыт:
‒ психолого-педагогического взаимодействия с обучающимися с особыми образовательными потребностями;
‒ организации инклюзивного образования.
уметь:
‒ применять в образовательной деятельности методы и приемы работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями на основе принципов индивидуализации и дифференциации;
‒ разрабатывать индивидуальные образовательные траектории обучающихся с особыми образовательными потребностями;
‒ осуществлять интеграцию обучающихся с особыми образовательными потребностями в социально-образовательное пространство образовательной организации.
знать:
‒ виды обучающихся с особыми образовательными потребностями: ученики с ограниченными возможностями здоровья и имеющие проблемы в развитии;одаренные дети; девиантные учащиеся; ученики, для которых русский язык не является родным;
‒ психолого-педагогические особенности взаимодействия с обучающимися с особыми образовательными потребностями;
‒ психолого-педагогические основы сопровождения образовательной деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО УЧЕБНОМУ МОДУЛЮ
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ | Наименование учебных тем | всего часов | в том числе | контроль | |
ЛЗ | ПЗ | ||||
Модуль. | Тестирование | ||||
Тема 1. | Актуальные вопросы образования обучающихся с особыми образовательными потребностями |
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ПО МОДУЛЮ
Наименование тем учебного модуля | Содержание учебного материала, практические занятия Содержание теоретических занятий (указывается перечень дидактических единиц) Содержание практических занятий (при наличии, указываются темы) | Объем часов | Уровень освоения учебного материала |
Тема 1. Актуальные вопросы образования обучающихся с особыми образовательными потребностями | Содержание | ||
Понятие инклюзивного образования. | |||
Ученики с ограниченными возможностями здоровья и имеющие проблемы в развитии. Рабочая классификация Б.П. Пузанова и В.А. Лапшина. Подходы в обучении детейс ограниченными возможностями здоровья и имеющие проблемы в развитии. Условия инклюзии. | |||
Система работы с одаренными детьми. Современные концепции одаренности. Рабочая концепция одаренности Д.Б. Богоявленской и В.Д. Шадрикова. Виды одаренности. Обучение одаренных детей в школе. | |||
Девиантные учащиеся. Понятие девиантного поведения. Классификация отклонений по А.Ф.Никитину. Формы девиантного поведения. Антисоциальное поведение. Асоциальное поведение. Аутодеструктивное поведение. Факторы риска и причины отклонений. Основные модели профилактики. Линии нарушений девиантного поведения. | |||
Работа с учениками, для которых русский язык не является родным. Уровни владения русским языком как иностранным. Параметры оценки. Входная диагностика. Текущий контроль. Рубежная диагностика. Итоговая диагностика. Проблемы и трудности. | |||
Практические занятия | |||
Практическая работа по созданию индивидуальной образовательной траектории для обучающихся с особыми образовательными потребностями |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1–ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2–репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
Условия реализации учебного модуля
Информационное обеспечение обучения
Основные источники
№ п/п | Наименование |
1. | Борисова Н.В., Прушнинский С.А. Инклюзивное образование: право, принципы, практика. - М., 2011. |
2. | Инклюзивное образование. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, Семаго Н.Я. – М.: Центр «Школьная книга», 2012. |
3. | Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе / Г.В. Носкова, М.С. Голубева, С.М. Никитина; науч. ред. М.С. Голубева. - Кострома, 2010. |
Дополнительные источники
№ п/п | Наименование |
1. | Банч Г. Включающее образование. Как добиться успеха? Основные стратегические подходы к работе в интегративном классе. - М.: Прометей, 2005 |
2. | Битова А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. - М., 2000. |
3. | Карпенкова И.В. Тьютор в инклюзивной школе: сопровождение ребенка с особенностями развития. - М., ЦППРиК «Тверской», 2013. |
Информационные ресурсы
№ п/п | Наименование ресурса | Электронный адрес |
1. | Инклюзивное образование в России и Москве. Статистика и справочные материалы | https://www.dislife.ru/flow/theme/4696/ |
2. | Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Перспектива» | https://obrazovanie.perspektiva-inva.ru/?315 |
3. | Материалы по инклюзивному образованию РООИ «Импульс» | https://impuls.ru |