Практическое занятие № 3-4. Грамматика




Вопросы:

  1. Грамматика. Грамматические категории языка, их типы.
  2. Грамматическое значение.
  3. Способы выражения грамматических значений в языках мира.
  4. Морфология. Части речи, принципы их классификации.
  5. Особенности системы частей речи в изучаемом иностранном языке по сравнению с русским.
  6. Формирование частей речи в истории языка. Древние и новые части речи в русском и других языках.
  7. Синтаксис. Основные понятия. Направления и методы синтаксических исследований.
  8. Исторические изменения в грамматическом строе языков (в области частей речи, в области грамматических категорий, в морфемной структуре слова: опрощение, переразложение) - конспект.
  9. Типологическая классификация языков.

 

Примерные темы сообщений (оценивается наличие плана, подготовленных вопросов для обсуждения в аудитории, списка литературы (не менее трех источников), владение терминологией; выступление – 7-10 мин.):

I. По теме «Грамматика»:

1. Грамматика и логика. Грамматические и логические категории.

2. История учения о частях речи.

3. Проблемы частей речи в различных языках.

II. Общие:

  1. Основные закономерности развития языков.
  2. Проблемы языковой политики на современном этапе.
  3. Герменевтика и проблемы понимания.
  4. Синхрония и диахрония в языкознании.

 

Конспекты:

  1. Современная структура знаний о языке.
  2. Методы современного языкознания.

 

Задания:

  1. Рассмотрите грамматическую категорию числа имени существительного (возможно проведение сравнительного анализа грамматической категории на выбор) в русском и изучаемом иностранном языке:

а) раскройте грамматическое значение единственного и множественного числа;

б) перечислите все возможные способы выражения ед. и мн. числа сначала в русском языке, затем в изучаемом иностранном языке;

в) сделайте вывод о чертах сходства и различия.

2. Охарактеризуйте одну из грамматических категорий имени существительного, имени прилагательного и глагола в соответствии с типами грамматических категорий.

3. По Словарю лингвистических терминов О.С. Ахмановой или по Лингвистическому энциклопедическому словарю проверьте правильность понимания Вами следующих терминов: агглютинация, аналитизм, внутренняя флексия, сингармонизм, супплетивизм.

Литература:

Вопросы грамматики. – М.; Л., 1960.

Из трудов А.А. Шахматова по современному русскому языку (учение о частях речи). – М., 1952.

Общее языкознание / Под общ. Ред. А.Е. Супруна. – Минск, 1983.

Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 2005.

Рождественский Ю.В. Курс лекций по языкознанию: Учебное пособие. – М., 2002.

Русская грамматика: в 2 ч. – М., 1980.

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. – М., 1975.

+ Дополнительное задание

Примерные вопросы для контрольной работы

· Происхождение языка

· Сравнительно-исторический метод в языкознании

· Генеалогическая классификация языков

· Язык и речь

· Язык как знаковая система

· Уровневая модель языковой структуры

· Парадигматические и синтагматические отношения в языке

· Синхрония и диахрония в языкознании

· Фонема. Определение фонемы с позиций разных фонологических школ (МФШ и ЛФШ/СПбФШ).

· Основные проблемы лексикологии

· Грамматические категории

· Способы выражения грамматических значений в языках мира

· Исторические изменения в грамматическом строе языков

· Типологическая классификация языков

· Основные методы в языкознании

· Основные понятия теории текста

· Герменевтика и проблемы понимания

 

Примерные вопросы для контрольной работы

· Происхождение языка

· Сравнительно-исторический метод в языкознании

· Генеалогическая классификация языков

· Язык и речь

· Язык как знаковая система

· Уровневая модель языковой структуры

· Парадигматические и синтагматические отношения в языке

· Синхрония и диахрония в языкознании

· Фонема. Определение фонемы с позиций разных фонологических школ (МФШ и ЛФШ/СПбФШ).

· Основные проблемы лексикологии

· Грамматические категории

· Способы выражения грамматических значений в языках мира

· Исторические изменения в грамматическом строе языков

· Типологическая классификация языков

· Основные методы в языкознании

· Основные понятия теории текста

· Герменевтика и проблемы понимания

 

Примерные вопросы для контрольной работы

· Происхождение языка

· Сравнительно-исторический метод в языкознании

· Генеалогическая классификация языков

· Язык и речь

· Язык как знаковая система

· Уровневая модель языковой структуры

· Парадигматические и синтагматические отношения в языке

· Синхрония и диахрония в языкознании

· Фонема. Определение фонемы с позиций разных фонологических школ (МФШ и ЛФШ/СПбФШ).

· Основные проблемы лексикологии

· Грамматические категории

· Способы выражения грамматических значений в языках мира

· Исторические изменения в грамматическом строе языков

· Типологическая классификация языков

· Основные методы в языкознании

· Основные понятия теории текста

· Герменевтика и проблемы понимания

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: