Фонетика, орфоэпия и графика (18 ч)
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.
Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один — много, много — один).
Слово и его значение (лексика) (7 ч)
Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова.
Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения).
Предложение и текст (4 ч)
Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.
Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.
Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.
Орфография (9 ч)
Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи — ши, ча — ща, чу — щу и буквосочетаний чк, чн);— раздельное написание слов;— перенос слов по слогам без стечения согласных;— большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);— написание слов из словаря;— большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.
Повторение изученного в течение года (12 ч)
Планируемые результаты освоения учебного материала, формируемые УУД
Личностные
У учащихся будут сформированы:
· Понимание важности нового социального статуса «ученик»;
· Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика», как активного участника процесса обучения;
· Понимание нравственных норм, закрепленных в языке народа (на уровне соответствующем возрасту);
· адекватное восприятие содержательной оценки своей работы учителем;
· осознание языка, как основного средства общения людей.
Учащиеся получат возможность для формирования:
· Восприятия русского языка, как основной, главной части культуры русского народа, культуры России;
· осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к традициям, истории своего народа, своей семьи;
· познавательной мотивации, интереса к русскому языку, как к родному; осознание слова, как средства языка, богатства и разнообразия слов и их значений в русском языке;
· внимания к мелодичности народной звучащей речи;
· пониманияздоровьесберегающих аспектов жизни (режим дня, зарядка физическая и умственная, добрые отношения с природой, с людьми.
Предметные
Учащиеся научатся:
· Различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
· различать основные элементы письма; собирать из разрозненных элементов изученные буквы;
· видеть графические ошибки и указывать путь их устранения;
· различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твердые и мягкие звуки;
· узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочения слов;
· различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
· производитьслогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
· грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом 15-20 слов);
· выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
· применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн, об оформлении предложений на письме;
· определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты; составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3-5 предложений);
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
· Организовывать свое рабочее место под руководством учителя;
· осуществлять контроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
· вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходиться с эталоном, находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (в специальных заданиях);
· в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
· Понимать цель выполняемых действий;
· оценивать правильность выполнения задания;
· в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что еще не известно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
· Ориентироваться в учебнике (система обозначений, структура текста. рубрики, словарь, содержание);
· понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника (под руководством учителя);
· моделировать различные языковые единицы (слово предложение);
· использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение) на языковом материале.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи, используя справочный материал учебника;
· использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
· выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
· Отвечать на вопросы, задавать вопросы для уточнения непонятного;
· выслушивать друг друга, договариваться, работая в паре;
· участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
· высказывать эмоционально-ценностное отношениек природе родного края, своей семье, здоровому образу жизни;
· соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.
Учащиеся получат возможность научиться:
· Быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, работая в паре;
· строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Тематическое планирование изучения учебного материала для 1 класса