ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В 5-9 КЛАССАХ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СТИЛЕЙ РЕЧИ)




Шмидт Т. В.

Филологический факультет

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет»

г. Оренбург, Россия

Формирование речевых умений обучающихся – многогранный и трудоёмкий процесс. Это связано не только со сложностью самой системы русского языка, но и с особенностями речевого развития учеников. Особенно активная работа по развитию речи ведется в средних классах: ученики закрепляют полученные ими навыки с начальной школы, продолжают развивать свои способности, постепенно повышая уровень знаний.

Одним из методических путей формирования речевых умений является применение творческих заданий на уроках русского языка. Использование творческих упражнений в образовательной среде способствует развитию творческого потенциала и креативных способностей учащихся, что также является важным показателем развития речи.

(Слайд 2) Понятие «творческое задание» в образовательном процессе представляет собой такую форму организации учебной деятельности, где наряду с заданными условиями и неизвестными данными, содержится указание учащимся для самостоятельной творческой деятельности, направленной на реализацию личностного потенциала и получение требуемого образовательного продукта. [2, с.3]

Стилистика – это сфера реализации сформированности творческих речевых способностей личности. Обращение к стилям речи позволит расширить диапазон заданий в направлении формирования творческих и речевых умений школьников.

В нашем исследовании нами были разработаны упражнения творческого характера, которые помогут учителю и ученику при изучении темы стилей речи. Представленные нами упражнения нацелены на закрепление знаний обо всех пяти стилях речи, изучаемых в средней школе. Данные упражнения способствуют развитию логики, мышления и фантазии учащихся.

(Слайды 3-4) Нами предложено упражнение: «Решите кроссворд по теме «Стили речи ». Кроссворд – это интеллектуальная игра, предназначенная для развития эрудиции, расширения словарного запаса, тренировки памяти и внимания. [5] Решение кроссворда – одна из самых любимых учениками видов работ, поэтому такое задание, несомненно, вызовет у учащихся неподдельный интерес и поможет проверить знания по данной теме. Кроссворд включает в себя 12 слов, связанных с понятием того или иного стиля речи. Дополнительно можно предложить учащимся составить свой кроссворд по данной теме.

(Слайд 5) Предложено упражнение по работе с ребусами: «Разгадайте ребусы. Отгаданные слова распределите в таблице по стилям речи ». Ребус – это шифровка, которая носит развлекательный характер. В предложенном виде творческого задания слово шифруется посредством использования различных рисунков, букв, цифр и т.д. При определенной комбинации, прибавлении, замены или изменении букв или цифр получается новое слово, которое и является решением ребуса. [5] Особенность нашего задания в том, что для создания шифровки были подобраны слова, напрямую относящиеся к теме стилей речи. После отгадывания ребуса учащиеся должны, применив свои знания по теме, распределить слова в таблицу по стилям речи – разговорному, научному, официально-деловому, публицистическому и художественному.

(Слайд 6) Определение принадлежности текста к определённому стилю – хорошая возможность проверить знания учащихся по этой теме. Нами было подобрано 4 текста разной стилевой принадлежности и предложено задание: «Прочитайте предложенные тексты. Определите, к каким стилям речи они относятся? Что помогло вам правильно определить стиль? Текст какого стиля отсутствует в приведённой подборке? » В качестве дополнительного задания может быть предложено ученикам подобрать свои тексты разных стилей. [4, с.82]

(Слайд 7) В разработанных нами заданиях есть упражнение коррекционного характера: «Прочитайте объявление. Соответствует ли документ деловому стилю? Какие изменения вы бы внесли? Запишите исправленный вариант». Для выполнения этого задания учащимся необходимо вспомнить особенности составления объявления с учетом всех требований, предъявляемых к тексту официально-делового стиля. Небольшой подсказкой является информация об объявлении, как одном из жанров официально-делового стиля, представленная нами в примечании.

(Слайд 8) Нами предложено задание, направленное на работу с иллюстрацией, а именно с картиной Ф. Решетникова «Опять двойка». Учащимся предлагается задание: «Используя признаки публицистического стиля речи, составьте небольшой рассказ о том, что происходит на картине. Примерьте на себя роль мальчика. Что изменится в вашем повествовании? » Для верного выполнения данного вида задания, ученикам необходимо вспомнить особенности публицистического стиля речи и в соответствии с этим стилистически верно выстроить свой ответ. Дополнительно может быть предложено выполнить задание, используя другие стили речи.

(Слайд 9) Мини-викторина – еще одно творческое задание, которое поможет систематизировать знания учащихся по теме, а так же проверить быстроту реакции и правильность ответов на определённые вопросы. Предлагается такое задание: «Перед вами мини-викторина – 10 вопросов по теме «Что мы знаем о стилях речи?». За 30 секунд попробуйте дать ответы на как можно большее количество вопросов ».В качестве дополнительного задания может быть предложено сделать подборку своих вопросов по теме «Стили речи» и провести небольшое соревнование в классе.

(Слайд 10) Следующее предложенное нами задание позволит ученикам выступить в роли представителя СМИ: «Вы – корреспондент местной школьной газеты. Ваша задача: взять интервью у одноклассников и представить отчет для следующего выпуска периодического издания. Какие вопросы для интервью вы подготовите? Что вам может помочь при их составлении?» Для успешного выполнения этого задания необходимо выполнить ряд задач: 1. Вспомнить признаки публицистического стиля речи, отличие его от других стилей. 2. Определить, в чем особенности составления жанра интервью. 3. Проявить фантазию и заинтересованность при составлении вопросов респондентам.

(Слайд 11) Немаловажную роль при работе со стилями речи играет обращение к научному стилю. В современной стилистике принято обозначать научный стиль как строгий, требующий логичности изложения и точности. Нами было предложено задание, которое позволит учащимся выявить особенности научного стиля посредством создания «шуточных инструкций»: «Научный стиль широко используется для объяснения того, как пользоваться тем или иным предметом, такое объяснение называется инструкция. Примерьте на себя роль составителя «шуточной инструкции». Выберите одну из предложенных тем и составьте объяснение в ироничной форме, используя фантазию, юмор и смекалку». Это задание позволит выявить особенности научного стиля речи, а так же примерить на себя роль составителя инструкции по понравившейся теме.

(Слайд 12) Составление синквейна – это увлекательное занятие, которое подходит для любого возраста. Оно способствует развитию системного мышления, учит вычленять главное и формулировать свою мысль. [1] Нами предложено задание: Составьте синквейн на любую из тем, связанных со стилями речи». Это задание позволит ученикам проявить свои креативные способности, а так же систематизировать знания по разделу стилистика. Подсказкой к выполнению этого упражнения является информация о правильности составления синквейна, данная в примечании.

(Слайд 13) В разработанных нами упражнениях предполагается обращение к проектно-исследовательской деятельности: «Обращали ли вы внимание на афиши театров, музеев, кинотеатров и других учреждений культуры? Проведите небольшое исследование: выпишите все афиши, которые вам встретились за последний месяц. Проанализируйте, как афиши привлекают внимание посетителей? Какова структура афиши? Какие приёмы используют её составители? Есть ли иллюстративный ряд, в чём его особенность? Подготовьте отчет вашего исследования в виде сообщения или презентации. Используйте индивидуальную, групповую или коллективную формы работ». Это задание позволит ученикам почувствовать себя в роли исследователей, окунуться в изучаемую проблему, выявить особенности составления афиш, а так же подготовить отчет о проведенном исследовании, что является благоприятной средой для получения новых знаний или их систематизации.

(Слайд 14) Следует отметить, что разработанные нами задания являются помощниками при изучении стилистики, однако, педагог может предложить свою интерпретацию выполнения или составить собственные задания по данной теме, исходя из умений, способностей и предпочтений учащихся.

(Слайд 15) Спасибо за внимание!

Список литературы:

1. Васильева В. В. Виды творческих заданий на уроках русского языка [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/vidy-tvorcheskikh-zadanii-na-urokakh-russkogo-ia-1.html (Дата обращения: 6.03.2020)

2. Залесова Н. В., Башлыкова А. В. Творческие задания как средство познавательного развития учащихся, 2014. – 5 с.

3. Осипова Н. В. Творческие задания на уроках русского языка. Клуб учителей русского языка и литературы, 2017. – 60 с.

4. Петрановская Л. Игры на уроках русского языка: Пособие для учителя. - М.: МИРОС - МАИК «Наука/Интерпериодика », 2000. — 144 с.

5. Румянцева Т. Н. Ребусы и кроссворды по русскому языку. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/10/14/rebusy-i-krossvordy-po-russkomu-yazyku (дата обращения: 5.03.20)

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: