Подшипники качения
Подшипники качения состоят из внутренних и наружных колец, тел качения и сепаратов, отделяющих тела качения друг от друга.
Шариковые подшипники
Шариковые радиальные подшипники (рис. 13.1, а) могут воспринимать значительную радиальную нагрузку и небольшую осевую нагрузку в обоих направлениях. Они наиболее дешевы и широко распространены.
Рис. 13.1. Типы и обозначения радиальных (а—е), радиально-упорных (ж—з) и упорных {и—к) подшипников качения: а — шариковый радиальный, обозначение 0000; б — шариковый радиальный сферический, обозначение 1000; в — роликовый радиальный, обозначение 2000; г — роликовый радиальный сферический, обозначение 3000; д — роликовый радиальный игольчатый, обозначение 4000; е — роликовый радиальный с витым роликом, обозначение 5000; ж — шариковый радиально-упорный, обозначение 36 000, 46 000, 66 000 в зависимости от угла контакта; з — роликовый конический, обозначение 7000; и — шариковый упорный, обозначение 8000; к — роликовый упорный, обозначение 9000. |
Шариковые радиальные сферические подшипники (рис. 13.1, б) предназначены для восприятия радиальных нагрузок, допускают значительные перекосы (до 4°) колец, применяются в конструкции с нежесткими валами или где невозможно обеспечить соосность отверстий в корпусах.
Шариковые радиально-упорные подшипники (рис. 13.1, ж) отличаются большей грузоподъемностью, предназначены для восприятия комбинированных радиальных и осевых нагрузок только одного направления. Работать только при радиальной нагрузке они не могут, под действием радиальных нагрузок из-за наклона контактных линий возникают внутренние осевые силы.
Шариковые упорные подшипники (рис. 13.1, и) воспринимают только осевые нагрузки, лучше работают на вертикальных валах.
Серии подшипников
Для одного и того же диаметра выпускают подшипники разных серий (рис. 13.2), отличающиеся по габаритным размерам и грузоподъемности.
Серии диаметров и ширин: особо легкая... 100; легкая... 200; легкая широкая... 500; средняя... 300; средняя широкая... 600; тяжелая... 400.
Условное обозначение подшипников качения
Например:
415 — шариковый радиальный, тяжелая серия, диаметр вала (внутренний диаметр подшипника) 75 мм; две последние цифры при умножении на 5 дают величину диаметра вала (15 х 5 = 75);
2206 — роликовый радиальный с коротким цилиндрическим роликом, легкая серия, диаметр вала 30 мм (06 х 5 = 30);
36318 — шариковый радиально-упорный, средняя серия, диаметр вала 90 мм (18x5 = 90).
Виды разрушений и критерии работоспособности подшипников качения
Элементы подшипников (шарики, ролики и дорожки колец) работают при циклически меняющейся нагрузке.
Основными видами разрушений являются
· усталостное выкрашивание рабочих поверхностей,
· смятие рабочих поверхностей дорожек,
· задиры и абразивное изнашивание из-за попадания пыли и грязи,
· разрушение сепараторов и колец.
При нарушении работоспособности подшипников появляется шум.
Основными критериями работоспособности подшипников качения являются
· долговечность по усталостному выкрашиванию и
· статическая грузоподъемность для неподвижных подшипников и при частоте вращения п ≤ 10 мин-1.