Темы для обсуждения на семинарских занятиях




ЮМОР КАК СРЕДСТВО АКТЕРСКОГО МАСТЕРСТВА

ПЕДАГОГА

Что такое юмор? Одно из самых простых и точных определений принадлежит В.И.Далю: «Юмор – веселая, острая, шутливая складка ума, умеющая подмечать и резко выставлять странность обычаев, порядков и нравов».

В.А.Сухомлинский говорил, что юмор – это глубинное течение полноводной реки жизни, внутренняя игра ума и чувств коллектива, в котором ежечасно, ежеминутно сердце и мысли касаются друг друга.

Немецкий философ И.Кант считал, что юмор обозначает именно талант произвольно приходить в хорошее расположение духа.

Роль юмора огромна. Именно он помогает сглаживать житейские шероховатости и обходить острые углы, создавать благоприятную, дружественную атмосферу, комфортность в обучении и воспитании.

В этой связи юмор как средство актерского мастерства педагога приобретает особое значение.

Античный философ Марк Фабий Квинтилиан говорил, что обучение должно быть радостным. Сторонником создания школы радости был один из выдающихся отечественных педагогов – В.А.Сухомлинский, которому принадлежит приоритет в постановке проблемы юмора в воспитании. Важную роль в обучении он отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми маленьких рассказов и сказок, проникнутых жизнерадостным юмором. В.А.Сухомлинский считал юмор сильным средством воздействия. Он утверждал, что способность увидеть в нарушении дисциплины смешное и пристыдить смешным – в этом заключается умение проникнуть умом и сердцем в духовный мир ребёнка: «Ребёнок жить без смеха не может. Когда дети смеются, нельзя сердиться, ненужный и не к месту смех нужно пристыдить юмором, т.е смехом же».

Способность смеяться – подлинно человеческая черта; чувствительность к смешному, внутренняя готовность смеяться требуют большого развития, бурной деятельности, игры умственных сил. Смех – это оборотная сторона мышления. Развивать способность смеяться, утверждать чувство юмора – значит укреплять умственные силы и способности молодёжи, учить тонко думать и мудро видеть мир.

Отечественный психолог А.Н.Лук в книге «Эмоции и чувства» писал:

«Одним из способов переключения отрицательных, неприятных переживаний служит эмоциональная реакция, именуемая чувством юмора ».

Известный ученый, писатель, член Международной ассоциации эстетиков Ю.Б.Борев говорил, что чувство юмора – разновидность эстетического чувства и обладает рядом особенностей:

– опирается на эстетические идеалы, противопоставляя их воспринимаемому комическому явлению (в противном случае

 

юмор превращается в скепсис, цинизм, сальность, пошлость скабрезность);

– присуще эстетически развитому уму, способному быстро эмоционально-критически оценивать явления;

– предполагает способность хотя бы эмоционально в эстетической форме схватывать противоречия действительности;

– свидетельствует о склонности к богатым и неожиданным сопоставлениям и ассоциациям;

– рассматривает явление критически с точки зрения его общечеловеческой значимости.

Важно отметить, что в основе юмора лежит умение посмотреть на себя со стороны, т.е. рефлексивно, но посмотреть с некоторой долей иронии. Чрезмерная серьезность во всем вредит, как справедливо заметил герой знаменитого телефильма Мюнхгаузен: «Умное лицо – это еще не признак ума, все глупости на Земле делаются именно с этими лицами».

Нередко на конференциях и съездах серьезный доклад начинается веселой притчей, докладчик не боится в научное изложение ввернуть шутку. Это неизменно помогает завоевать доброжелательное внимание аудитории не только силой аргументов, но и искрящим юмором, с помощью которого можно обесценить все хитроумные доводы противников, не затрачивая на них ни времени, ни сил. Поэтому здесь важна способность перешагнуть через привычные рамки, сковывающие мысль; эта способность не ограничивается одной лишь наукой. Это, скорее, свойство личности а не только особенность мышления.

Шутка, умение с ней встречать неприятности и поражения улыбчивость, добросердечие притягательны для окружающих Как заметил немецкий писатель Л. Берне: «Юмор – не дар ума, это –дар сердца, сама добродетель, исходящая из богато одаренного сердца, если ему не позволено следовать своим побуждениям» Одним это дано в большей степени, другим – в меньшей, а кому – то совсем не дано.

В книге «Основы педагогики» (1999) Б.З.Вульфов и В.Д.Иванов рассказали об опросе обучающихся и преподавателей. На основе полученных данных они сделали вывод о том, что ребята ценят юмор в школе больше, чем их педагоги, примерно в семь раз. В числе предпочтительных качеств педагога юмор назвали 35 % опрошенных старшеклассников и только 5 % преподавателей.

Они приводят примеры высказываний студентов педагогического вуза и учащихся колледжа о смехе и юморе в школьной жизни.

• Человек, лишенный чувства юмора, кажется ограниченным, у него не хватает широты восприятия мира. Такой человек чаще ставит свое собственное мнение, переживание выше всего происходящего.

• Две минуты хорошего смеха снимают напряжение на уроке. Нет ничего плохого в том, что ученики подшучивают друг над другом и над учителем и учитель, в свою очередь, над ребятами, но не злоупотребляя своим положением. Очень здорово, когда учитель совмещает урок и развлечение.

• Если бы не было смеха, жизнь в школе или других учебных заведениях становилась бы ужасно скучной. Юмор помогает ученикам справляться со сложностями, возникающими в процессе обучения, помогает высидеть большое количество часов за партой. Ученики смеются над учителями, и именно это зачастую помогает им найти общий язык, особенно если учителя смеются вместе с ребятами.

• Смех и юмор стоят не на последнем месте в школьной жизни. Только с каждым годом смех становится все злее и ожесточеннее. Дети на переменах и на уроках стараются побольнее уколоть своего соученика. В большинстве случаев это защитная реакция – если ты не обидишь, тебя обидят. Иногда и учителя могут оскорбить ученика, зло над ним посмеяться, хотя это, конечно, исключение, а не правило.

Из приведенных фрагментов можно увидеть, что проявления смешного весьма разнообразны. Многое в восприятии юмора зависит от ситуации: кто смеется, над кем или над чем, каковы взаимоотношения между объектом и субъектом смеха.

При анализе высказываний учащихся и студентов о юморе бросается в глаза четкое разделение юмора на добрый и злой. Добрый, по мнению учащихся, организует учитель, чтобы можно было немного отдохнуть, отвлечься, чтобы урок не казался таким нудным и долгим. Если юмор связан с темой урока, он помогает лучше усвоить материал, так как, вспоминая, чем был вызван смех, учащийся волей – неволей вспоминает материал, с которым он был связан. Добрый юмор объединяет людей в понимании сложностей и ответственности, не ищет виноватых, дает возможность смеяться над собой, а не над другими, помогает найти решение, укрепляет уверенность в своих силах и радует всех вокруг, способствует снятию напряжения, стресса и укреплению здоровья.

Недаром существует известная поговорка, что несколько минут хорошего смеха продлевают жизнь на несколько лет. Еще мудрый царь Соломон говорил, что веселое сердце благотворно, а унылый дух сушит кости.

Как и всякое душевное дарование, писал А.Н.Лук, чувство юмора имеет свою нейрофизиологическую основу, процессы возбуждения и торможения в мозгу. Мы ограничимся лишь психологической стороной дела. Чувство юмора обычно проявляется в умении отыскать смешную черточку в различных ситуациях. Нетрудно найти нечто смешное в любой ситуации, даже самой неприятной, если она приключилась с кем – нибудь другим. Значительно труднее проявить чувство юмора, когда беда постигла тебя самого, – вот, пожалуй, настоящий пробный камень для чувства юмора.

Для педагога юмор – одно из важнейших профессиональных качеств и средство актерского мастерства. Владение юмором – это прежде всего умение импровизировать. Под импровизацией понимается совпадение во времени процесса творчества и демонстрации его результатов.

Умелое применение на занятиях каламбуров, ассоциаций, пословиц, поговорок, афоризмов, исторических анекдотов и подлинных забавных историй из жизни знаменитых ученых на тему урока дает возможность передохнуть на занятиях, освежает внимание, развивает ассоциативное мышление слушателей, расширяет их кругозор, повышает уровень общей культуры, оказывает эмоциональное воздействие на аудиторию. Но юмор, применяемый преподавателем на занятиях, должен быть прежде всего уместным. Вспомним, например, сцену из повести Г. Г. Белых и А. И. Пантелеева «Республика ШКИД», где учитель литературы Павел Иванович Ариков пытался проникнуться доверием к воспитанникам интерната путем веселых и задорных песен, которые тем не менее были полны развращающей пошлости и грубости. В этом случае юмор был неуместен и указывал прежде всего на низкий уровень культуры самого преподавателя. Педагог должен любить юмор и быть способным на сарказм в воспитательных целях.

Функции юмора в педагогическом процессе: информационная, коммуникативная, развивающая, диагностическая, регулятивная – представлены В. Прокопенко. Эти функции юмора отражают об­щепсихологические характеристики данного феномена, они в большей или меньшей степени известны специалистам по проблемам этики и эстетики, а также исследователям эмоциональной сферы человека.

Включение юмористического компонента в процесс изучения педагогики позволит нейтрализовать периодически возникающие у студентов негативные переживания скуки, страха, уныния, неудовольствия, отчаяния, а также украсит усвоение педагогического знания положительными эмоциями.

Усвоение знаний о возможностях юмора как педагогического средства, а также использование юмористических материалов на практике, на наш взгляд, будут способствовать развитию у будущих педагогов названных компонентов эмоциональной культуры в ее профессионально –педагогическом аспекте. Однако педагогу нужно помнить, что настоящий юмор в своей сущности всегда гуманен, ибо основывается на добром отношении к миру и человеку. Юмористическое отношение к действительности изначально предполагает в одном феномене и положительные, и отрицательные стороны. На основе сказанного выше можно констатировать, что усиление юмористического компонента необходимо в педагогическом процессе, и в частности в процессе освоения будущим педагогом профессионально-педагогического знания. Н.Е.Щур–кова утверждает, что учитель, умеющий шутить остроумно, изящно, – кумир ребят. Неосознанно они благодарны ему за то, что он понимает трудности и помогает их преодолеть, подбодрив шуткой, доброй и неоскорбительной1.

Способность видеть окружающий мир с улыбкой удивления и восхищения – это цель, к которой надо стремиться в интеллектуальном развитии учащихся, формировать качества, необходимые для поддержания дружественных отношений и творческого развития личности.

 

***

  Педагогическое искусство зачастую называют театром одного актера. Поэтому использование средств театральной педагогики открывает большие возможности для формирования артистизма, проявления педагогического мастерства педагога. Использование юмора в образовательном процессе позволит педагогу создать положительный эмоциональный фон освоения будущим специалистом профессионально значимого знания. Ибо одним из способов психологической разрядки в межличностном общении является использование юмора, который преобразует отрицательные эмоции в источник смеха. Без юмора педагог как профессионал не может состояться. Поэтому задачей каждого преподавателя является воспитание Человека гармонически развитой, духовно богатой, интеллекту­альной личностью, где наличие чувства юмора играет далеко не последнюю роль. Педагог, освоивший актерское мастерство, творчество в полной мере (и по процессу его течения, и по результатам), выходит на уровень духовного развития. Ему доступно переживание моментов единения всех внутренних сил. Если преподаватель вышел на уровень духовного развития, остается одно – пожелать ему счастливого пути  

 

Рекомендуемая литература

Булатова О. С. Педагогический артистизм: учеб. пособие. — М., 2001.

Вульфов Б.З., Иванов В. Д. Основы педагогики: учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.

Загвязинский В.А. Педагогическое творчество учителя. — М., 1987.

Кукушин В. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие. — Ростов н/Д, 2002.

Ваганова Ж. В. Артистизм педагога как компонент его творческой ин­дивидуальности: дис.... канд. пед. наук. — Тюмень, 1998.

Основы педагогического мастерства: учеб. пособие. / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н.Тарасевич и др.; под ред. И.А.Зязюна. — М., 1989.

Профессиональная педагогика: учебник. — М., 1997.

Рогинский В.М. Азбука педагогического труда. — М, 1990.

Станиславский К. С. Работа актера над собой // Собр. соч.: в 8 т. — Т. 3. - М., 1982.

Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т. — Т. 3 / сост. О.С.Богданова, В.З.Смаль, А.И.Сухомлинская. — М., 1981.

Щуркова Н.Е. Когда урок воспитывает. — М., 1991.

Темы для обсуждения на семинарских занятиях

 

1. Эстетические чувства – важнейший компонент педагогического мастерства.

2. Психолого – педагогические признаки театрального и педагогического действия.

3. Артистизм в структуре личности педагога.

4. Педагогическая деятельность, культура и мастерство.

5. Значение наследия К.С.Станиславского в подготовке современного преподавателя.

6. Юмор как средство педагогического мастерства.

 

Темы рефератов

1. Творчество и артистизм в педагогической деятельности.

2. Значение педагогического артистизма в формировании профессиональной культуры педагога.

3. Театральная педагогика в работе преподавателя.

4. Педагогический артистизм как личностная характеристика.

5. Артистизм как компонент профессионально – педагогической подготовки будущего специалиста.

6. Значение юмора в воспитании и обучении молодежи.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: