ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ




Д Н Е В Н И К У - О Т Ч Е Т У

По производственной практике по профессиональному модулю ПМ.03 Организация работ в подразделении организации

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

В ИП Клавденков Олег Михайлович

Магазин «Тотошка», Смоленская область г.Ярцево ул. Советская д.14

Студента Акиньшин Владислав Александрович

Группы Т-16/09-3

Руководитель от техникума Синеокова Ольга Владимировна

 

Смоленск

ЧПОУ «Смоленский кооперативный техникум Смолоблпотребсоюза»

Специальность 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

 

 

Место прохождения практики ИП Клавденков Олег Михайлович магазин «Тотошка», Смоленская область г.Ярцево ул. Советская д.14

 

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

На производственную практику (по профилю специальности)

ПМ.03 Организация работ в подразделении организации

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Студенту Акиньшин Владислав Александрович

Группы Т-16/09-3

Срок прохождения практики 03.04.2020- 09.04.2020

Руководитель от учебного заведения: Синеокова Ольга Владимировна,

Преподаватель: Синеокова Ольга Владимировна

Руководитель практики от организации: Клавденков Олег Михайлович

 

 

Тематический план

Производственной практики по профилю специальности по модулю

ПМ.03 Организация работ в подразделении организации по специальности среднего профессионального образования

38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров

Количество часов – 36, дней – 5, недель – 1

№ п/п Наименование тем ПК К-во часов К-во дней Дата прохождения
  Сущность современного менеджмента и его основные черты на коммерческом торговом предприятии ПК03.01-ПК 03.03     03.04.2020
  Планирование и прогнозирование на торговом предприятии ПК03.01-ПК 03.03  
  Оценка эффективности деятельности подразделения организации (отдела) ПК03.01-ПК 03.03     04.04.2020
  Сущность и значение экономических ресурсов торгового предприятия ПК03.01-ПК 03.03  
  Основные фонды их состав, показатели использования оборотных средств ПК03.01-ПК 03.03     05.04.2020
  Показатели эффективности использования оборотных средств торгового предприятия ПК03.01-ПК 03.03  
  Оценка и анализ трудовых ресурсов торгового предприятия, их экономическое значение ПК03.01-ПК 03.03     05.04.2020
  Анализ финансового положения торгового предприятия, внешние и внутренние факторы влияющие на конечный финансовый результат ПК03.01-ПК 03.03  
  Порядок оформление учетно-отчетной документации на торгово-промышленном коммерческом предприятии ПК03.01-ПК 03.03[1]     06.04.2020

 

АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ ПО ПРАКТИКЕ _________________________________________________________, ФИО обучающаяся на _______ курсе СПО по специальности среднего профессионального образования 38.02.05 Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров успешно прошел учебную практику по профессиональному модулю ПМ.03 Организация работ в подразделении организации в объеме часов 36 с «__» ____ 2019 г. по «___» __________ 2019 г. в организации _______________________________________________ _____________________________________________________________________________ Виды и качество выполнения работ
Виды и объем работ, выполненных обучающимся во время практики Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика (отлично, хорошо, удовлетворительно)
Сущность современного менеджмента и его основные черты на коммерческом торговом предприятии  
Планирование и прогнозирование на торговом предприятии  
Оценка эффективности деятельности подразделения организации (отдела)  
Сущность и значение экономических ресурсов торгового предприятия  
Основные фонды их состав, показатели использования оборотных средств  
Показатели эффективности использования оборотных средств торгового предприятия  
Оценка и анализ трудовых ресурсов торгового предприятия, их экономическое значение  
Анализ финансового положения торгового предприятия, внешние и внутренние факторы влияющие на конечный финансовый результат  
Порядок оформление учетно-отчетной документации на торгово-промышленном коммерческом предприятии  

Характеристика профессиональной деятельности обучающегося во время производственной практики

Ибатова Т.А. умеет участвовать в планировании основных показателей деятельности организации, планировать выполнение работ исполнителями, организовывать работу трудового коллектива, контролировать ход и оценивать результаты выполнения работ исполнителями.

Дата «___»____________20___ Подпись руководителя практики

___________________/ ФИО, должность

Подпись ответственного лица организации (базы практики)

___________________/ ФИО, должность.

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПМ.03 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Дата Содержание Приложение
03.04. Индивидуальный предприниматель Клавденков Олег Михайлович имеет несколько торговых точек, одна из которых магазин «Тотошка», расположенный по адресуСмоленская область г.Ярцево ул. Советская д.14. Время работы магазина с 8:00 до 20:00 для всех сотрудников магазина Основной вид деятельности ИП Клавденков О.М. 56.10 Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания Дополнительные виды деятельности предпринимателя 47.24 Торговля розничная хлебом и хлебобулочными изделиями и кондитерскими изделиями в специализированных магазинах 47.25 Торговля розничная напитками в специализированных магазинах 56.10.1 Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания 56.10.3 Деятельность ресторанов и баров по обеспечению питанием в железнодорожных вагонах-ресторанах и на судах 56.29 Деятельность предприятий общественного питания по прочим видам организации питания 56.30 Подача напитков Приложение 1 Карточка предприятия
04.04 Основными принципами торгового менеджмента явл.: 1) Интегрированность методов многих функциональных видов менеджмента – базируетсь на теории общего менеджмента предприятия. ТМ интегрирует в себе приемы и методы многих функциональных видов менеджмента в частности использует обширный арсенал методов операционного менеджмента, инновационного, финансового и др. 2) Комплексный характер формирования управленческих решений. 3) Учет специфических условий деятельности конкретных торговых предприятий (ТМ – учит не использовать стандартных управленческих решений). 4) Высокий динамизм управления – учитывающий изменение факторов внешней среды, ресурсного потенциала, финансового состояния. 5) Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. 6) Ориентированность на стратегические цели развития торгового предприятия – осуществление проектов не противоречающих миссии (главные цели деятельности) предприятия в долгосрочном периоде.  
05.04 Назначение планирования состоит в стремлении максимально учесть все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие оптимальные условия для развития предприятия. Планирование включает следующие стадии: определение конечных и промежуточных целей; постановка задач, решение которых необходимо для достижения целей; определение методов и способов их выполнения исходя из имеющихся ресурсов; контроль за ходом реализации плана; анализ итогов работы в целях повышения ее эффективности и корректировки планов на следующий период. Таким образом, планирование - это не единовременное, одноразовое действие, а непрерывный процесс. В процессе разработки планов торгового предприятия используются специфические методы, которые соответствуют задачам, целям и особенностям планирования. Методы планирования представляют собой конкретные способы и приемы экономических расчетов, применяемые при разработке отдельных разделов и показателей плана, их координации и увязке Там же С. 41.. При выборе конкретных методов планирования учитываются следующие факторы: длительность планового периода; особенности расчетов планового показателя; обеспеченность исходной информацией и возможность ее использования; наличие соответствующей технической базы обработки информации и проведения расчетов; уровень квалификации работников. При планировании деятельности предприятий торговли применяются следующие основные методы: нормативный, расчетно-аналитический, балансовый, экономико-математический, экономико-статистический, опытно-статистический и др. При планировании общего объема розничного товарооборота могут быть использованы следующие методы: опытно-статистический; экономико-статистические; экономико-математического моделирования; комплексной увязки основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия. Однако при использовании любого из методов следует иметь в виду, что составление плана товарооборота начинается в тот момент, когда еще нет данных о фактическом товарообороте за весь отчетный период (об этом я уже упоминала в 1 главе). Поэтому при планировании сначала определяется ожидаемый товарооборот, который должен быть не ниже предусмотренного планов на оставшуюся часть года: Тож =Тф.9 +Т ож.IV кв. /2.1./ Где - Тож ожидаемый объем товарооборота за отчетный год; Тф.9- фактический объем товарооборота за 9 месяцев отчетного года, руб; Т ож.IV кв.-ожидаемый объем товарооборота за IV квартал отчетного года, руб при этом: Т ож.IV кв.> Т пл.IV кв. /2.2./ Где - Т ож.IV кв. плановый объем товарооборота IV отчетного года, руб. важным условием при планировании товарооборота является обеспечение сопоставимости его объема с точки зрения изменений в материально-технической базе торгового предприятия (открытие или закрытие филиалов, палаток и т.п.) Тсопс = Тож +Кув -Кум /2.3/ Где Тсопс - сопоставимый объем товарооборота за отчетный год, руб. Кув - корректив на увеличение объема товарооборота, который равен объему товарооборота (исходя из среднемесячного оборота) структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году не работали, но в планируемом году будут работать, руб.; Кум - корректив на уменьшение объема товарооборота, который равен объему товарооборота структурных подразделений за период времени, который они в отчетном году отработали, а в планируемом году работать не будут, руб. Опытно-статистический метод позволяет определить плановый объем товарооборота торгового предприятия на будущий год исходя из сопоставимого объема товарооборота за отчетный год и среднегодового темпа изменения товарооборота за 3-5 лет, предшествующих планируемому году: Т п.г = (Тсопс х Т%)/100 /2.4/ Где - Т п.г объем товарооборота на планируемый год, руб.; Тсопс - объем сопоставимого товарооборота отчетного года, руб.; Т% - среднегодовой темп изменения объема товарооборота, % Ефимова О.П. исследуя планирование товарооборота отмечает, что: …. в практике планирования товарооборота предприятия питания также используются различные экономико-статистические методы, которые основаны на расчете разнообразных средних величин и их экстраполяции на прогнозируемый период. При планировании и прогнозировании товарооборота применяется метод скользящей средней. Этот метод базируется на данных о сопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суть его состоит в том, что суммируются темпы прироста товарооборота за три смежных периода и делят на 3, затем три периода начиная со второго, затем три периода начиная с третьего и т.д. Таким образом производится выравнивание цепных темпов прироста Ефимова О.П. Указ. соч. С. 58-61. На основании выравненных показателей устанавливается среднегодовое изменение: Кп - К1? = п-1 /2.5/ где Кп -последний показатель выравненного ряда; К1 - первый показатель; п - число выравненных показателей. Прогнозируемый темп прироста товарооборота на следующий период определяется по формуле: Кпр =Кп +2? /2.6/ Планируемый объем товарооборота определяется следующим образом: Тотч (100 +Кпр) Тплан = 100 /2.7/ Где Тотч - фактический товарооборот отчетного года. Произведем расчет цепных темпов прироста по данным таблицы №2 -1 Таблица № 2-1 Информация для расчета прогнозируемого товарооборота
   
Год Условные обозначения Товарооборот, млн руб Цепные темпы прироста товарооборота, %
Первый Второй Третий Четвертый Пятый Шестой К1 К2 К3 К4 К5 К6 14134,0 15137,5 15909,5 16948,4 18794,0 20209,0 - 7,1 5,1 6,5 10,9 7,5

Показатели выравненного ряда:

7,1+5,1+6,5

К1 = 3 = 6,23

5,1+6,5 +10,9

К2 = 3 = 7,5

6,5 +10,9+7,5

К3 = 3 = 8,3

Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота:

8,3-6,23

? = 3-1 =1,035

темп прироста товарооборота в планируемом году:

Кпр = 8,3 +2 х1,035 =10,37%

Прогнозируемый объем товарооборота:

20209 х110,37

Т план = 100 = 22304,7 млн рублей

Можно также при планировании товарооборота использовать средние величины, рассчитанные в стоимостном выражении. В этом случае прогнозируемый товарооборот рассчитывается следующим образом:

Тплан = Тотч +? /2.8/

Где -? - среднегодовой прирост товарооборота, млн. рублей

?1 +?2 + … +?к

? = п /2.9/

Тп -Т1

?к = п-1 /2.10/

где Тп - товарооборот п-го года;

Т1 - товарооборот первого года;

п - номер товарооборота п-го года;

по данным таблицы №2-1 рассчитаем прогнозируемый объем товарооборота:

15137,5 -14134,0

?К1 = 2-1 = 1003,5

15909,5 - 14134,0

?К2 = 3-1 = 887,75

16948,4 -14134,0

?К3 = 4-1 = 938,1

18794,0 - 14134,0

?К4 = 5 -1 = 1165,0

20209 - 14134,0

?К5 = 6-1 = 1215,0

1003,5 + 887,75 + 938,1 + 1165,0 +1215,0

? = 5 = 1041,87 млн. рублей

прогнозируемый объем товарооборота составит 21 250,87 млн руб. (20209,0 +1041,87). Темп роста прогнозируемого товарооборота - 105,2% (21250,87: 20209,0 х 100).

При планировании стоимостных показателей товарооборот (оборота по продукции собственного производства, розничного товарооборота, оборота по покупным товарам) следует использовать коэффициент эластичности:

Кэ = ТПпт:ТПрт /2.11/

Где ТПпт - темп прироста товарооборота по покупным товарам;

ТПрт - темп прироста розничного товарооборота.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов возрастет товарооборот по покупным товарам, если розничный товарооборот увеличится на 1%.

ТПпт план = Кэ х ТПрт план /2.12/

Где ТПпт план - темп прироста оборота по покупным товарам в планируемом году;

ТПрт план - темп прироста розничного товарооборота в планируемом году:

Тпт отч (100 + ТПпт план)

Тпт план = 100 /2.13/

Где Тпт план - плановый товарооборот по покупным товарам, млн. руб

Тпт отч - фактический оборот по покупным товарам отчетного периода.

 
06.04 Последовательность шагов при оценке эф­фективности деятельности сотрудников и подразделений должна быть следующей, с учетом того, что у нас есть полное описание работы предприятия. 1. Сначала оценивается общая финансовая эффективность дея­ тельности предприятия на рынке. 2. Затем оценивается эффективность сквозных бизнес-процес­ сов, затрагивающих деятельность всех структурных единиц предприятия, кроме управления этими процессами (горизон­ тальные связи). 3. Затем оценивается эффективность прохождения сквозных бизнес-процессов процессов внутри функциональных струк­ тур (например, отделов) предприятия. 4. Затем оценивается эффективность системы управления пред­ приятием. 5. Затем оценивается эффективность деятельности отделов и подразделений предприятия без учета структур, отвеча­ ющих за контроль их работы (например, совета директоров). 6. Затем оценивается эффективность работы структур, отве­ чающих за контроль работы отделов и подразделений пред­ приятия. 7. Затем оценивается эффективность работы сотрудников внутри отделов и подразделений предприятия и управлен­ цев среднего звена, не входящих в структуры, отвечающие за координацию и контроль взаимодействий между под­ разделениями предприятия. Такая модель распределения управляющих функций связана с тем, что управленцы, работающие в координационных советах, отвечают не только за свою работу и работу своего подразделения (или отдела), но и за работу всего предприятия (или подразделе­ ния) в целом. К сожалению, рамки данной книги не позво­ ляют подробно описать всю систему управления фирмой, поэтому мы останавливаемся только на самых основных моментах, связанных непосредственно с оценочной про­блематикой. 8. Ив самую последнюю очередь оценивается работа топ-ме­неджмента предприятия, так как его работа оценивается с точки зрения эффективности работы всего предприятия в будущем. Схематично это можно отобразить следующим образом (рис. 13). Сквозными проверочными критериями, которые можно исполь­зовать и которые не зависят от мнения любого специалиста, явля­ются время, затрачиваемое на выполнение той или иной работы, затраты на ее выполнение (все) и результаты, перечисленные в виде списка (что сделано), а также сверка результатов и затрат. Оценка эффективности проводится не только по количествен­ным, но и по качественным критериям: выгодно или невыгод­но с точки зрения конечной цели работы отдела или сотрудника с обоснованием по принципу, предложенному в SWOT-анализе. Почему выгодно или невыгодно? Достаточно часто mojkho стол­кнуться с ситуацией, когда неэффективного специалиста (или руководителя) держат на рабочем месте из-за его связей, обеспе­чивающих поток заказов для предприятия, и, если напрямую оце­нивать работу этого сотрудника, результат будет отрицательным, а с точки зрения конечной (экономической) цели, наоборот — по­ложительным. Фактическую оценку эффективности проводит вышестоящее структурное звено (как звено, обладающее большей информацией для сравнения), контролирующее деятельность подразделения по заранее разработанным эталонам. Эталоны деятельности разраба­тываются на основе сравнения физической (для сотрудника или сотрудников) возможности выполнения работ, времени, затрачива­емого на их выполнение, с разбивкой по суткам, а также с точки зрения конечной цели выполняемой работы. В таблице 16 приво­дится общая группировка системы оценочных показателей работы сотрудников, отделов и подразделений организации.  
07.04 Главной целью современного этапа экономических преобразований, проводимых в торговле, является создание благоприятных условий для эффективной деятельности торговых предприятий. Достижение этой цели, с одной стороны, предполагает совершенствование законодательной, финансовой, налоговой среды, в которой работают торговые предприятия, а с другой - требует кардинального улучшения работы самих предприятии в условиях рыночных отношений. Сложность поставленных задач вызывает необходимость всестороннего изучения сущности и содержания такого понятия, как предприятие торговли, которое в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта становится основным звеном рыночного механизма отрасли. В общем плане под предприятием поднимается самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный в порядке, установленном законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли [4, с.162]. Максимальное использование рыночных и финансовых механизмов, при которых самостоятельность предприятий в осуществлении торгово-производственного процесса в соответствии со спросом потребителей является наибольшей, характерно, прежде всего, для отраслей, предприятия которых удовлетворяют потребности населения в товарах и услугах, а именно для торговли и общественного питания. Суть этого вида деятельности составляют товарно-денежные отношения и товарообменные операции. В широком смысле слова под товарами и услугами могут пониматься здания, сооружения, помещения, имущество, потребительские и промышленные товары, информация, интеллектуальный продукт (идеи, открытия, патенты и т.д.), валюта, ценные бумаги и любые другие товары и услуги, за которые потребитель готов заплатить деньги. Но для того чтобы реализовать товар, необходимо его наличие, и, по существу, не имеет принципиального значения, организует предприниматель производство товаров или выступает в качестве посредника между производителями и потребителями, как и в торговой сфере. Важно исходить из положения, что цена реализации товара должна быть выше закупочной цены, и разница должна быть достаточной не только для возмещения затрат по организации продажи и выполнению обязательств перед государством, но и приносить определенный доход предпринимателю. Следовательно, главное, что отличает предпринимательскую коммерческую деятельность от других сфер деятельности, - это стремление к получению прибыли, и основные результаты деятельности торгового предприятия определяются ее величиной. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ или оказании услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Этим критериям в полной мере отвечает торгово-хозяйственная деятельность предприятий отрасли. С учетом изложенного торговое предприятие следует рассматривать как форму коммерческого предпринимательства. Вместе с тем следует учитывать, что коммерческая деятельность торговых предприятий имеет ряд характерных особенностей: ассортимент товаров в значительной степени зависит от характера спроса и особенностей обслуживаемого контингента, его профессионального, национального, возрастного состава, покупательной способности, условий труда и быта; предприятия организационно и торгово-технологически достаточно автономны и самостоятельны в процессе реализации товаров, и каждое имеет свои доходы и расходы, которые можно учесть и сопоставить; предприятия максимально приближены к потребителям и по размеру сравнительно невелики, что позволяет быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; спрос на товары и услуги торговых предприятий с учетом профиля деятельности подвержен значительным колебаниям по временам года, дням недели и даже часам суток; наряду с реализацией товаров предприятия оказывают большой объем дополнительных услуг с целью привлечения покупателей. Под торговым предприятием понимается самостоятельный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который на основе использования имущественного комплекса и специфической организационной структуры с целью удовлетворения потребностей рынка, получения прибыли осуществляет закупку, хранение и реализацию покупателям товаров, которые соответствуют их разнообразным потребностям. Действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, масштабов, профиля деятельности. Деятельность предприятий торговли независимо от выполняемых функций подлежит законодательному регулированию. Торговые предприятия в основном являются коммерческими, за исключением тех, которые выполняют социальные функции (например, школьные столовые), главная цель деятельности которых - извлечение прибыли и ее распределение между участниками. В зависимости от объема прав юридического лица на используемое им имущество различают: юридические лица, обладающие правом оперативного управления на имущество: учреждения и государственные предприятия, что нехарактерно для торговой деятельности; торговые предприятия, обладающие правом хозяйственного ведения на имущество; государственные и муниципальные унитарные предприятия, которые встречаются в основном в системе общественного питания, торговые предприятия, обладающие правом собственности на имущество (ОАО, ООО и др.). С позиции количественных критериев торговые предприятия можно рассматривать как крупные, средние и малые. Основными параметрами в этом случае выступают численность работников, годовой оборот капитала, величина товарооборота, размеры торговой площади, количество посадочных мест, пропускная способность торгового зала и т.д. Крупные торговые предприятия (организации) с экономической точки зрения наиболее сильны, так как имеют мощный финансово-экономический и имущественный потенциал, высокий уровень конкурентоспособности, относительно низкие издержки обращения. Они могут проводить маркетинговые исследования, рекламные кампании, осуществлять собственную ценовую политику, иметь широкую торговую сеть для реализации товаров и прямые контакты с производителями. Однако такие фирмы не всегда динамичны в предпринимательской среде, они инертны в развитии экономической стратегии, имеют обычно громоздкую управленческую структуру, материальные стимулы инициативных работников и предприятия в целом мало связаны с конечными результатами работы. Средние торговые предприятия действуют, как правило, в пределах узкого сегмента рынка и удовлетворяют специфические запросы по реализации товаров определенного ассортимента. Они обладают отличительными особенностями торгово-технологического процесса, их товары имеют уникальные характеристики, сформирован круг постоянных потребителей. Все это защищает их от конкурентов, позволяет поддерживать достаточно высокие цены и обеспечивает финансовую стабильность. Предпринимательская активность на таких предприятиях выше, чем на крупных, поскольку требуется постоянный поиск новых идей, совершенствование торгово-технологического процесса. Однако вместе с тем отсутствует возможность быстро переключать деятельность на другие товары, нет широкого ассортимента, существует зависимость от определенного поставщика и сложившегося контингента покупателей, а также риск потери ноу-хау. Мелкие торговые предприятия наилучшим образом приспособлены к удовлетворению тех потребностей, которые не могут в полном объеме обеспечить крупные и средние предприятия. Для этих предприятий характерны простота в организации товародвижения и учета, работа на местный рынок, высокая гибкость вплоть до полной смены вида деятельности, профиля, ассортимента товаров, более экономное использование ресурсов, незначительные управленческие расходы, повышенная скорость оборота капитала, заинтересованность каждого работника в конечных результатах труда и другие факторы конкурентоспособности. Но именно небольшие предприятия в максимальной степени не защищены от внешних, независящих от них факторов: им труднее получить кредит, наладить рекламу; больше требуется средств на изучение рынка, получение необходимой коммерческой и научно-технической информации; сложнее проводить независимую ценовую политику. Без помощи государства такие предприятия не смогут существовать и конкурировать с крупными торговыми фирмами, которые свободно действуют на рынке, устанавливая контроль за ценами, качеством и ассортиментом продукции, порой в ущерб потребителям. В России по мере расширения сферы частного предпринимательства и укрепления рыночных отношений постепенно формируется законодательная база по развитию и поддержке малых предприятий по предоставлению им налоговых льгот. В соответствии с отраслевым аспектом и в зависимости от выполняемых функций выделяют предприятия розничной торговли, оптовой торговли и предприятия общественного питания. Каждая из этих торговых подсистем имеет свои виды. Существуют следующие виды розничных торговых предприятий: смешанные, ведущие торговлю как продовольственными, так и непродовольственными товарами; специализированные, ассортимент которых составляют товары одной товарной группы (ткани, обувь, мясо и мясные продукты, молоко и молочные продукты и т.п.); узкоспециализированные, ассортимент которых включает отдельные товары какой-либо товарной группы (сыры, колбасы, хлеб, женская обувь); комбинированные, торгующие товарами нескольких групп, родственных по своему потребительскому назначению (мясо - рыба - овощи, трикотаж -галантерея и т.п.); универсальные, располагающие максимально широким ассортиментом товарных групп (универсамы, универмаги, супермаркеты, гипермаркеты). В соответствии с товарной специализацией оптовые предприятия бывают: специализированные, ориентирующие свою деятельность на одну товарную группу или близкие к ней; универсальные, снабжающие розничные торговые предприятия универсальным ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров. Предприятия общественного питания подразделяются на: заготовочные (цеха по производству полуфабрикатов, комбинаты школьного питания); доготовочные (имеющие свою кухню); раздаточные (столовые без кухни) и смешанные (фабрики-кухни). Все многообразие рассматриваемых торговых предприятий в целом составляет единую самостоятельную отраслевую систему.  
  Одним из основных требовании функционирования предприятий и их ассоциаций в условиях рыночной экономики являются безубыточность хозяйственной и другой деятельности, возмещение расходов собственны-ми доходами и обеспечение в определенных размерах прибыльности, рен-табельности хозяйствования. Главная задача предприятия - хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия. Основными показателя-ми, характеризующими результаты коммерческой деятельно-сти торговых предприятий, выступают товарооборот, валовой доход, другие доходы, издержки обращения, прибыль и рентабельность. Цель анализа объемных показателей деятельности - выявление, изучение и мобилизация резервов роста доходов, прибыли, повышения рентабельности при улучшении качества обслуживания покупателей. В процессе анализа проверяют степень выполнения планов по товарообороту, доходам, издержкам, прибыли, рентабельности, изучают их динамику, определяют и измеряют влияние факторов на результаты коммерческой деятельности предприятий, выявляют и мобилизуют резервы их роста, особенно прогнозные. Одной из основных задач анализа является также изучение экономической целесообразности и эффективности распределения и использования при-были. Для достижения этих целей торговые предприятия должны решать такие задачи: * оценивают, в какой степени была обеспечена максимизация прибыли; * в случаях убыточной работы выявляют причины такого хозяйствования и определяют пути выхода из сложившейся си-туации; * рассматривают доходы на основе их сопоставления с расходами и выявляют прибыль от реализации; * изучают тенденции изменения доходов по основным товарным группам и в целом от торговой деятельности; * выявляют, какая часть доходов используется на возмещ-ние издержек обращения, налогов и образование прибыли; * рассчитывают отклонение величины балансовой прибыли по сравнению с величиной прибыли от реализации и определяют причины этих отклонений; * исследуют различные показатели рентабельности за отчетный период и в динамике; * выявляют резервы увеличения прибыли и повышения рентабельности и определяют, как и когда возможно использовать эти резервы; * изучают направления использования прибыли и оценива-ют, обеспечено ли финансирование за счет собственных средств развития хозяйственной деятельности. На практике используется внешний и внутренний анализ. Внешний анализ базируется на публикуемых отчетных данных и поэтому содержит ограниченную часть информации о деятельности предприятий. Целью его является оценки рента-бельности работы предприятия, эффективности использования капитала. Итоги этой оценки учитываются во взаимоотношениях предприятия с акционерами, кредиторами, налоговыми органами и служат ос-новой определения положения этого предприятия на рынке, в отрасли и в деловом мире. Естественно, что публикуемая ин-формация не затрагивает всех сфер деятельности предприятии, содержит укрупненные данные, в основном об их финансовой деятельности, и в силу этого обладает способностью к сглажива-нию и вуалированию негативных явлений, имеющих место в деятельности предприятий. Наибольшее значение в деле оценки результатов деятельности и определении мер по увеличению прибыли и повы-шению рентабельности имеет внутренний анализ. Он основан на использовании всего комплекса экономической информации, пер-вичных документов и данных аналитического, статистического, бухгалтерского учета и отчетности. Аналитик имеет возможность реально оценить состояние дел на предприятии. Он может получить из первоисточника достоверные сведения о ценовой политике предприятия и его доходах, о формировании прибыли от реализации, о структуре издержек обращения и других расходах, дать оценку положения предприятия на товарных рынках, о валовой (балансовой) при-были т. п. Именно внутренней анализ позволяет изучить механизм достижения предприятием максимальной прибыли. Этот вид анализа играет решающую роль в разработке важнейших вопросов конкурентной политики предприятия, кото-рые используются при оценке выполнения поставленных задач и для разработки программ развития на перспективу. Комплексный подход к изучению конечных результатов коммерческой деятельности позволяет принимать обоснованные управленческие решения по ходу текущей деятельности, способствует выбору лучших вариантов действий в перспективе. Розничный товарооборот представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации и означает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке. Данные о товарообороте позволяют оценить степень проникновения предприятия на рынок, оценить сложившуюся конъюнктуру, конкурентную позицию на рынке и темпы экономического развития торгового предприятия. Розничный товарооборот является одним из определяющих факторов эффективного функционирования торговли, исходной основой для определения ресурсного потенциала предприятия (объема и состава трудовых, материальных и финансовых ресурсов), одним из основных факторов, определяющих величину затрат ресурсов (сумму и состав издержек обращения). Анализ розничного товарооборота включает в себя три раздела: Анализ объема и структуры товарооборота; Анализ товарных запасов; 3. Анализ оптовых закупок (поступления товаров). Источниками информации для проведения экономического анализа являются бухгалтерия и статистическая отчетность, данные оперативного учета и выборочные исследования, проводимые на предприятии. 1.2.2. Валовой доход К основным источникам формирования прибыли торговых предприятий относятся реализованные торговые надбавки, а по некоторым товарам


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: