Движение за отстаивание прав женщин в Индии




Положение женщин и кастовые различия представлялись проблемами весьма важными с точки зрения как колонизаторов, так, и неоиндуистских реформаторов, поскольку именно они рассматривались как показатель религиозного и социального упадка Индии. Начиная с 1880-х гг. женщины среднего класса все активнее стали подключаться к профессиональной деятельности и движению за реформы, хотя прогресс здесь, был медленным и трудным. Одной из наиболее ярких женщин этого периода была Пандита Рамабаи (1858-1922), которая выступала за образование для юных вдов, прием женщин в медицинские учебные заведения и подготовку женщин-учителей. В 1887 г. она написала книгу “Индуистская женщина высокой касты”, а в 1889-м основала школу-интернат для юных вдов. Она происходила из брахманской семьи, однако недовольство ограниченными возможностями для женщин в рамках индуистских реформ и движений за возрождение побудило ее принять христианство, за что она была подвергнута остракизму со стороны бенгальских индуистов.

Многие женщины поддерживали ее требование образования для женщин, аргументируя его тем, что женщины - “матери страны” - должны получать надлежащее образование. Будущий руководитель женского движения и председатель Индийского национального конгресса Сароджини Найду (1879-1926) произнесла следующие слова: “Дайте образование вашим женщинам, и страна сможет сама позаботиться о себе... Рука, качающая колыбель, сможет управлять миром”. Стремление женщин к участию в решении национальных проблем набирало силу вместе с их требованием образования для женщин. Как и Анни Безант, Сароджини Найду искала подтверждение своей правоты в образах индуистских богинь и героинь индуистских мифов. Тем самым они стремились подобрать индийским женщинам достойные примеры и стимулировать их участие в политической борьбе.

Столь высокая активность женщин продолжалась с 1920-х гг. до обретения Индией независимости в 1947 г. В течение этого периода женщины вместе с мужчинами принимали участие в кампаниях гражданского неповиновения, организованных Ганди в его борьбе за достижение Индией независимости. Женщины отстаивали свое право участвовать в “соляном походе” 1930 г., протестуя против налога на соль, введенного английской администрацией. Они возглавляли многие группы, борющиеся за отмену законов о соли, против ношения иностранной одежды, за развитие национальной промышленности. Они организовывали пикеты и демонстрации. Многие женщины были арестованы за участие в такого рода акциях..[3]

После обретения Индией независимости усилия женщин вновь сосредоточились на вопросах равноправия. Женщины надеялись, что новое правительство закрепит их требования в конституции и новом законодательстве страны. Действительно, равенство полов было гарантировано Конституцией 1950 г. Однако новое законодательство не предусматривало увеличения возраста достижения совершеннолетия и вступления в брак, права женщин на развод, изменений в законах о наследстве и приданом (хотя позднее некоторые вопросы нашли свое отражение в отдельных юридических актах).

Только в 1970-80-х гг. в борьбу за свои права стали вовлекаться массы женщин, а не только немногие политически грамотные их лидеры. В стране ширилось недовольство по поводу существующей системы свадебного приданого и связанных с ним злоупотреблений, насилия по отношению к женщине в семье, случаев изнасилования и обряда сати. Женщины требовали предоставления им права на труд, улучшения законодательства о наследстве, защиты окружающей среды, принятия общегражданского кодекса. После нескольких неудачных попыток в 1917 г. была создана Всеиндийская ассоциация женщин. Но только в 1970-80-х гг. стало возможным настоящее развитие женских движений. В больших и маленьких городах, в поселках и деревнях были сформированы инициативные женские группы, поставившие себе целью решение местных проблем и защиту интересов местного населения. Женщины из всех социальных и религиозных слоев общества выразили желание говорить и действовать открыто. Созданный в 1978 г. журнал для женщин под названием “Мануши”, который редактировали две женщины, Мадху Кишвар и Рут Ванита, анализировал положение женщин, их роль в обществе и взгляды на жизнь. Женщины осознавали как свои общие интересы, так и существующие между ними разногласия. Они протестовали против возрождения религиозной общинности, ведущей к непрекращающемуся конфликту религиозных и политических убеждений индуистов, мусульман и сикхов и мешающей женским движениям помогать всем женщинам, независимо от их происхождения и вероисповедания.

Еще до появления “Законов Ману” в ведийском обществе существовало привилегированное положение мужчин, которые являлись главами семейств и наследовали собственность. Долгом женщины, ее дхармой, было рождение сыновей. “Даруй дочерей кому угодно. Мне же даруй сына”. Эта установка упорно сохранялась в обществе, на что указывает приведенная ниже женская молитва: “Да наполнятся дома наши женами сыновей наших, но пусть будет в них меньше дочерей наших. Да лицезрят они внуков и правнуков наших”. Многие записи автобиографического характера, сделанные индийскими женщинами, подтверждают то, что рождение дочерей не приветствовалось.[7]

Приданое за дочерей было запрещено специальным законодательным актом 1961 г. Тем не менее эта практика, которая прежде существовала только в высших кастах, находит сегодня все большее распространение. При этом расходы родителей, связанные с выдачей дочерей замуж, постоянно возрастают. И хотя как мужчины, так и женщины заявляют, что они против этой традиции, система приданого продолжает существовать. Наиболее серьезное беспокойство вызывает жестокое обращение с женами, связанное с приданым. Муж и его родственники продолжают требовать от родителей жены дополнительные деньги и вещи уже после свадьбы, и эти требования часто сопровождаются жестоким насилием вплоть до убийства жены, обычно путем причинения ей тяжелых ожогов, с тем чтобы муж мог повторно жениться и получить новое приданое.[3]

Центральной, приобретшей важнейшее политико-правовое значение проблемой этого времени стало создание действенных гарантий прав всех индийских женщин путем модернизации не только персонального брачно-семейного, но всего общеиндийского права, в центр которого была поставлена задача радикального подавления антигуманных, отживших обычаев и традиций, укорененных в традиционной правовой культуре страны, ущемляющих их конституционные права. [8]


Заключение

 

В данной работе я рассмотрела социальную роль женщины в странах Азии на примере Китая, Ирана и Индии. Хотя эти страны имеют множество различий друг от друга в политике, религии, культуре и т. д. - во всех представленных странах неравенство между мужчинами и женщинами существенно.

В одних странах женщинам отказывается в получении образования, они страдают от голода и бедности, от сексуального и домашнего насилия, от внутригосударственных и межгосударственных конфликтов, женщин и девочек продают в рабство и эксплуатируют международные преступные группировки.

В других государствах перед женщинами встает проблема выбора между семьей или успешной карьерой. Перед мужчинами такой проблемы не стоит. Карьерный успех мужчин связан, как правило, с крепкими семьями, забота о которых ложится на плечи женщин.

В наше время существует лишь ограниченное количество успешных женщин, имеющих одновременно и крепкие семьи, и успешную карьеру, но достигают женщины такого успеха, к сожалению, как правило, на грани зрелого и пожилого возраста.

Безусловно, во всех данных странах просматривается улучшение положения женщин: создаются гарантии прав женщин; признается значимость и ценность женщины; появляется больше возможностей для их самореализации и не только в качестве домохозяйки; современные женщины стали более защищенными от насилия; но несмотря на это, проблема гендерного неравенства остается нерешенной, и, наверное, на долгие годы.


Список использованной литературы

 

1. Бочкова Мария, Улучшение положения женщин. Доклад эксперта ЭКОСОС,- 23с.

. Галанза П.Н. История государства и права зарубежных стран. - М.: Просвещение, 1961, - 237с.

. Законы Ману. Перевод В.И. Кольянов. - М.: Просвещение, 1960, - 153с.

. Крашенинникова Н.А. История государства и права зарубежных стран. Учебное пособие. - М.: Юрист, 2009. - 123с.

. Мелихов Г.В. Маньчжурия далёкая и близкая. М.: ИНФРА, 2001.- 383с

. Перзашкевич О.В., Прохорова А.А. Страны Древнего Востока. - СПб.: Питер, 2008, -170с.

. Пронин А.А. Проблемы прав человека. Курс лекций Лекция шестая. Статус женщины в современных обществах. Часть первая.- 134с., 167с.

8. <https://gender.ru/pages/library/books/pdf/rol/part8.pdf>

. <https://www.womanexpo.ru>

10. https://www.russianradio.ir



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: