Куклотерапия как метод проведения занятия художественной направленности




 

педагог дополнительного образования

 

Назмутдинова Алсу Рустамовна

МАУДО «Городской дворец творчества детей и молодежи №1»

 

В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла для человека в детстве не обязательно "дочка" или "сынок", она - партнер в общении во всех его проявлениях. Роль куклы заключается в диалоге, в котором происходит "замена" реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения.

Куклотерапия - это метод коррекции с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок - взрослый.

Главная задача куклы – обеспечить диалог, в котором ребенок будет общаться с взрослым посредством куклы. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения, с игрушкой легче разговаривать, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Куклы, по мнению многих психологов, позволяют чувствовать себя защищенным при решении проблем и освоении новых способов поведения и коммуникации. Попробовав новый стиль межличностных отношений, манипулируя куклой и убедившись в его эффективности, легко перенести этот стиль в реальную жизнь.

Куклотерапия помогает детям развивать некие навыки, такие как:

- развитие коммуникативных навыков.

- развитие самосознания.

- развитие грубой и мелкой моторики.

- разрешение внутренних конфликтов.

- профилактика и коррекция страхов.

- развитие речи.

Применение куклотерапии в сфере образования становится более эффективной, так как это позволяет не только повысить активность детей во время занятия, но и влияет на их эмоциональное состояние.

На своих занятиях в объединении «Театр добрых дел» я часто применяю метод куклотерапии. Цель программы объединения «Театр добрых дел» является создание кукольного театра для оказания волонтерской помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Функции, которые выполняет куклотерапия:

• коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение детей в коллектив;

• релаксационную – снятие эмоционального напряжения;

• воспитательную – психокоррекция проявление личности в игровых моделях жизненных ситуаций;

• развивающую – развитие психических процессов (памяти, внимания, восприятия и т.д.), моторики;

• обучающую – обогащение информацией об окружающем мире.

На индивидуальных занятиях использую прием - «театр одного актера». Ребенку предлагается выбрать куклу, скрыться за ширму и вести диалог как бы от ее лица. Благодаря куклотерапии значительно быстрее исчезают речевые недостатки, страхи. Я замечаю, как в ходе самостоятельной деятельности дети объясняют своим куклам, как она должна себя вести, что делать, и говорить. Дети уверенней произносят слова, рассказывают стихи, потешки, скороговорки, играют в специально придуманных спектаклях, либо участвуют в постановке обычной сказки (сценке). Игры с куклами помогают ребенку не только преодолевать речевые трудности, но и самосовершенствоваться, став коммуникабельным, эмоциональным, адекватным в игровой среде. Куклы помогают развить природные способности, образное мышление, память, эмоциональную сферу, формируют коммуникативные навыки. Опыт использования куклы-марионетки рекомендую в группах как компенсирующей, так и общеразвивающей направленности дошкольных образовательных учреждений, всем кто работает с детьми.

Структура занятия:

1. Начало занятия включает: ритуал приветствия, выполняющего функции установления эмоционально-позитивного настроя на занятие. Приветствие может быть личностно-ориентированным (адресованным каждому участнику занятия, для выделения его значимости) и обращенным ко всей группе (объединяющим детей в единой целое), что способствует формированию чувства принадлежности к группе.

2. Разминка. Ее задача – сбросить инертность физического и психического самочувствия, «разогреть» интерес и привлечь внимание ребенка к совместному творчеству, настроить детей на активную работу в партнерстве.

3. Основная часть. В основную часть занятия входит импровизация на тему какой-либо сказки. Отрабатывается тема этюдным методом. После распределения ролей дети в образах своих героев разыгрывают небольшие сценки, в предлагаемых педагогом обстоятельствах, что позволяет лучше понять характеры героев и найти более глубокие краски для создания образа.

4. Заключительная часть направлена на закрепление приобретенного опыта и эмоционального состояния детей.

5. Окончание занятия – своеобразное подведение итогов, разбор того, что было усвоено на занятии.

Поэтому именно театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

Список литературы

1. Григорьева, Т.С. Программа «Маленький актер»: для детей 5-7 лет. Методическое пособие. [Текст] / Т.С. Григорьева. – М.: ТЦ – Сфера, 2012. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).

2. Губанова, Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.

3. Капщук, О. Н. Игротерапия и сказкотерапия: Развиваемся играя. — Ростов-на-Дону, 2011.

4. Развитие ощущений восприятия у от младенчества младшего школьного: игры, упражнения, / Н.В..- Ростов н/.: Феникс, 2007. — 319 с.

5. Театрализованная деятельность как средство социализации дошкольника." [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedrazvitie.ru/raboty_doshkolnoe_new/index?n=24455

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: