Пример работы с ребенком с эмоциональной лабильностью




Коррекция эмоциональной лабильности с применением песочной терапии

М.В. Войтик
педагог-психолог ГБОУ школа № 2111 «Новая волна», Москва
А.В. Поликша
педагог-психолог ГБОУ ЦРиК «Радуга жизни», Москва

Детей с эмоциональными нарушениями очень много, но не так часто можно встретить ребенка с эмоциональной лабильностью. Специалисты часто не знают, как помочь в такой ситуации, поскольку проблема мало изучена. В научно-практической и методической литературе по данной теме не так много публикаций, поэтому авторы решили поделиться своим опытом.

 

Понятие эмоциональной лабильности

СЛОВАРЬ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА Эмоциональная лабильность представляет собой неустойчивость настроения, его постоянные перемены (по несколько раз в день) под влиянием самых мелких, незначительных событий. При слишком выраженной лабильности эмоций ребенок становится импульсивным, плохо управляет собой, легко возникают состояния умиления, сентиментальности, слезливости. В дальнейшем он неспособен выработать твердые взгляды и убеждения, выразить симпатию или антипатию к кому-либо, приобрести постоянные привязанности.

 

 

 

Эмоциональное самочувствие детей – одно из важнейших условий гармоничного развития личности. Однако в настоящее время наблюдается увеличение численности дошкольников, которые по тем или иным причинам (вследствие перенесенных болезней, стиля воспитания, экономического и социального положения семьи и проч.) страдают эмоциональными расстройствами. Такие дети сложно проходят процесс социализации и адаптации в обществе, что отражается на их самочувствии – как следствие, они начинают избегать сложных ситуаций взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Среди эмоциональных расстройств, таких как повышенная тревожность, агрессивность, страхи, наблюдается эмоциональная лабильность.

Одна из причин появления эмоциональной лабильности – систематическое пребывание ребенка в стрессовой ситуации. К этому приводят постоянные родительские запреты или, наоборот, вседозволенность; недостаток или, наоборот, излишнее внимание окружающих; постоянные неудачи; психологические травмы.

Пример работы с ребенком с эмоциональной лабильностью

Как работать с ребенком, у которого наблюдается эмоциональная лабильность? Рассмотрим на примере истории Вячеслава В. (3 года 6 месяцев). Запрос поступил от мамы мальчика. В ходе предварительной беседы выявлено следующее.

Ребенок наблюдается у невролога, который поставил диагноз «неврозоподобный синдром».

В семье преобладает гиперопекающий тип воспитания: мальчик ограждается от любых трудностей, забот, негативных эмоций и неприятностей. К нему не обращаются с просьбами, не предъявляются никакие требования, у него нет обязанностей. Родители мальчика в разводе. Часто в воспитание ребенка вмешивается бабушка, в общении и взаимодействии с которой у мамы не выстроены четкие границы. Для мамы характерны бурное реагирование на жизненные события и слишком яркое выражение собственных эмоций, из-за чего мальчик пугается.

По ее словам, ребенок все время копирует отрицательное поведение детей в детском саду и на детской площадке, подвержен негативному влиянию, легко возбуждается и переутомляется, постоянно и много обращает на себя внимание, нарушает правила поведения. Его настроение постоянно меняется, сменяясь то одним, то другим состоянием. Мальчик крайне доверчив – спокойно может уйти с незнакомым человеком.

Отец приходит редко. Каждый раз после его ухода Вячеслав полностью копирует отрицательное поведение мужчины.

Так как дома нет единых правил и требований, ребенок соблюдает правила того члена семьи, с кем взаимодействует в конкретный момент времени. При этом он переживает внутренний конфликт, поскольку не может понять, кто в семье главный. Вследствие этого у ребенка наблюдаются нарушения как в эмоциональном плане, так и в половой идентификации (стал говорить о том, что он девочка, стараясь вести себя соответственно этому). Ситуация усугубляется отсутствием отца – то есть объекта для идентификации.

В ходе беседы с мамой ребенок постоянно вмешивается в разговор: приносит и показывает игрушки, зовет «пить чай», рисовать на песке, просит показать, как крутится мини-юла. Все это говорит о нехватке внимания со стороны мамы.

У ребенка выявлены проблемы в поведении: истерики, речевая и двигательная активность, суетливость, эмоциональная лабильность (которая может усиливаться при неблагоприятных условиях в ситуациях, требующих проявления силы воли, преодоления сомнения и страха), нарушения материнской привязанности. Наблюдаются проявления кризиса 3 лет: непослушание, своеволие и капризность, обесценивание взрослого (не прислушивается к словам, не замечает).

Одна из причин возникновения кризиса – потребность делать так, как взрослые. Ее легко удовлетворить в ролевых играх, но для этого следует играть вместе с ребенком. Когда новые потребности будут удовлетворены, то негативные симптомы кризиса будут наблюдаться меньше. Таким образом, в период кризиса важно взаимодействовать с ребенком (вместе играть, рисовать, лепить и т. д.), поскольку он ощущает потребность в поддержке и активном, а не пассивно-наблюдательном содействии взрослого. К сожалению, в семье этого не происходит.

В ходе первичной диагностики выявлены следующие проявления эмоциональной лабильности:

· склонность к кратковременным и бурным аффектам по незначительному поводу, которые так же быстро исчезают, как и появляются;

· частая смена настроения (от жизнерадостного, бодрого, веселого, беззаботного до плаксивого);

· из-за непостоянства эмоций ребенок становится неусидчивым и несобранным, возникает состояние беспокойства.

Содержание индивидуальной программы по коррекции эмоциональной сферы

С учетом полученных результатов диагностики была составлена индивидуальная программа, направленная на коррекцию эмоциональной сферы, что предусматривало создание эмоционального положительного фона, отработку семейных ролей, выстраивание внутрисемейного взаимодействия, развитие навыков адекватной привязанности к матери.

Цели программы: гармонизация эмоциональной сферы, развитие умения адаптироваться в социуме в соответствии с предъявляемыми нормами и правилами, а также адекватно выстраивать взаимодействие с окружающими людьми.

Задачи:

1) снижение уровня тревожности ребенка;
2) помощь в преодолении кризиса трех лет, развитие самостоятельности;
3) развитие умения принимать правила и нормы поведения как в семье, так и в социуме;
4) развитие умения выражать свои чувства и эмоции приемлемыми способами;
5) содействие матери в смене подхода к воспитанию ребенка.

Основной метод работы – песочная терапия, которая позволяет ребенку снять накопившееся внутреннее напряжение, воплотив его на бессознательно-символическом уровне, повысить уверенность в себе, открыть новые пути развития и взаимодействия с окружающим миром. Также используются: рассказывание сказок, направленное на формирование адекватной привязанности к матери и выстраивание внутрисемейного взаимодействия («Сказка о подсолнечном семечке», «Сказка о Зайчике, который обиделся на свою маму», «Рассказ про семью карандашиков» и др.); проигрывание ситуаций; построение картин.

Этапы работы 1:

1. Ориентировочный. Цели – создание положительного эмоционального фона, исследование внутреннего мира ребенка, содействие ему в осознании своего места в семейной системе.

2. Этап прикосновений и игр на поверхности песка. Цели – развитие умений выражать свои чувства и эмоции адекватно приемлемыми способами, принимать нормы и правила поведения; формирование адекватной привязанности к матери.

3. Завершающий. Цели – гармонизация эмоционального состояния ребенка, формирование и развитие коммуникативных навыков.

Структура занятия:

· создание мира – ребенок предоставлен сам себе, в это время он выбирает объекты (игрушки) для песочной картины;

· переживание – на этой стадии ребенок углубляется в свой мир, таким образом, можно наблюдать различные невербальные реакции (мимику, жесты);

· реконструкция – в соответствии с предложениями педагога-психолога в созданный мир вносятся изменения (например, добавляются какие-либо персонажи);

· терапия – рассказ ребенка о построенном мире (при необходимости ему задаются вопросы), на основе анализа которого строятся гипотезы относительно его проблем (для дальнейшего выстраивания работы). Здесь же созданное в песочнице фиксируется (фотографируется или зарисовывается);

· переход – совместное установление связи между тем, что построено в песочнице, и ежедневными событиями;

· демонтаж – перед уходом ребенок разбирает построенный им мир. Это позволяет ему научиться видеть возможности для строительства нового мира и найти в себе силы измениться.

Количество и длительность занятий каждого этапа зависят от динамики работы и ее результатов, которые определяются путем проведения промежуточной диагностики. Для более продуктивной работы необходимо активно подключать маму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: