Мальгина М.Р. зав. отделом Центрального музея Тавриды




ГРАФИЧЕСКИЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ КРЫМА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫXIX ВЕКА,

КАК ИСТОРИЧЕСКИЙ ИСТОЧНИК В ТРУДАХ А. Л. БЕРТЬЕ - ДЕЛАГАРДА

Мальгина М.Р. зав. отделом Центрального музея Тавриды

 

В современной краеведческой литературе часто в качестве иллюстраций используются графические изображения с видами Крыма XIX века. Однако, практически они никогда не используются как документальный источник.

Первым исследователем, который ввел графические изображения в разряд исторического источника, был Александр Львович Бертье-Делагард. Такие его работы как "Мнимое тысячелетие" и "Память о Пушкине в Гурзуфе" основываются на сравнительном анализе рисунков, гравюр и литографий.

В Центральном музее Тавриды хранится одна из крупнейших коллекций графики с видами Крыма. Наши исследования позволяют предположить, что основная часть этой коллекции ранее принадлежала А. Л. Бертье-Делагарду, и вместе с архивом и библиотекой ученого в 1920 году была передана в Таврическую архивную комиссию (1). В дальнейшем эта коллекция потеряла свою целостность. Авторские чертежи и рисунки как самого А. Л. Бертье-Делагарда, так и других художников были сформированы в отдельный раздел научного архива ученого. В связи с произведенными исследованиями общего собрания литографий ЦМТ, мы можем утверждать, что отдельные эстампы из коллекции А. Л. Бертье-Делагарда хранятся в фондах музея, а литографированные издания находятся в библиотеке "Таврика".

К изучению графических видов Крыма Бертье-Делагард впервые обратился еще в 1896 году. На 294-ом заседании Одесского общества истории и древностей он сообщал, что составляет обширную коллекцию картографических работ, касающихся Крыма (2). Тогда в основополагающей работе "Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя" он писал: "Не трудно убедиться, что даже классические описания нашего уголка Крыма (...), не удовлетворяют этой цели (...). Есть разница между простым описанием чего-либо на словах, или точным изображением того же". (3). В этот период своих исследований Бертье-Делагард основное внимание уделял только точным чертежам. Единственными изображениями, за которыми он призывал некую документальность, были гравюры из альбома Палласа. Он писал: " (...) прежде приходилось полагаться на индивидуальное умение художника (...). Когда этим художником управлял столь знающий и добросовестный человек как Паллас, в большинстве выходили правдивые изображения, у других же авторов часто получалась художественная фантазия (...) пригодная, быть может для какого либо Voyage pittoresque, но не для научных соображений" (4).

Изучая авторские чертежи и рисунки того или иного объекта, Бертье-Делагард собрал довольно большую коллекцию графики с видами Крыма и, в конечном итоге, стал единственным специалистом в этой области. Это подтверждается тем фактом, что Одесское общество в 1888 году обращается к нему за помощью в составлении каталога графической коллекции музея общества (5). Тогда же А. Л. Бертье-Делагард обращается к вице-президенту общества В. Н. Юргевичу с просьбой уступить по существующим ценам дубликаты некоторых сочинений и, в частности, альбом литографий с видами Крыма авторства Карла Боссоли 1842 года (6).

Собирая свою коллекцию, Бертье-Делагард вынужден был пересмотреть негативное отношение к так называемым "художественным фантазиям". Позже в работе "К истории христианства в Крыму" он фактически признал документальную ценность рисунков и литографий. В частности, в разделе о сооружении церкви в Георгиевском монастыре он писал: "Единственное сведение, на котором можно построить некоторые предположения о времени сооружения древней монастырской церкви, я нашел там, где его, казалось нельзя было встретить, а именно на одном из рисунков монастыря, сделанном Кюгельхеном". (7). Далее исследователь отмечает библиографическую редкость, даже уникальность альбома Кюгельхена, датируя это издание 1827 годом. В 1913 году в работе "Память о Пушкине в Гурзуфе" Бертье-Делагард опять обращается к литографиям Кюгельхена. Он пишет, что в 1833 году в Москве вышел литографированный альбом "Новое живописное путешествие по Крыму", который является повторением более раннего альбома Кюгельхена, только на русском языке и без упоминания автора (8). Точные описания этих двух изданий позволяют нам утверждать, что оба они находились в собственности исследователя. Сейчас оба эти альбома находятся в библиотеке "Таврика". Карандашная пометка — "Оригинал 1819 год" — на титульном листе альбома Кюгельхена, сделанная Бертье-Делагардом, указывает на то, что исследователь пытался определить точную дату издания. Здесь стоит внести некоторую ясность. Первые литографические мастерские в России появились в Санкт - Петербурге не ранее 1818 года (9). Таким образом, данный альбом может быть представлен как первое российское литографированное издание с видами Крыма. Библиографическая редкость как альбома Кюгельхена, так и "Нового живописного путешествия по Крыму" подтверждается еще и тем, что ни в одном из каталогов русской графики XIX века нет ссылок на эти издания (10).

В одной из последних своих больших работ "Память о Пушкине в Гурзуфе" Бертье-Делагард приводит сравнительный анализ различных изображений селения Гурзуф и, в частности, дома Ришелье. Здесь автор делает небольшое, но емкое отступление, посвященное проблеме изучения и коллекционирования графики с видами Крыма. В частности он пишет: "В числе разных забот Воронцова о Крыме было стремление познакомить общество с его видами, поэтому он вызывал туда художников (Маурер, Вольф, Чернецовы, Боссоли, Гросс), убеждая издателей литографировать их рисунки (...). Теперь все они стали совершенной редкостью - и даже в библиотеке Воронцова их мало. Впервые, насколько я знаю, были литографированы листы в Лондоне и в Вене, все они затем были собраны в один альбом, к которому в Одессе налитографировали обложку (collection de 16 vues de la Crimee, dessinees d'apres nature et lithographiees par ordre de son Excellence M, le Comte Woronzow, - Odessa, 1836) в 1836 году, но самые листы сделаны гораздо раньше (...). Этот альбом полный едва ли не в единственном экземпляре, имеется в моей библиотеке, отдельные из него листы, иногда попадались за границей" (11).

Из приведенного отрывка видно, что в собрании А. Л. Бертье-Делагарда имелся редчайший альбом с наиболее ранними литографиями. В Одесской национальной научной библиотеке им. Горького есть конволют литографий, принадлежавший графу М. С. Воронцову. Он включает 23 листа из альбома К. Боссоли 1842 года; 16 - художников Чернецова и Прохорова; 10 - авторства Гаука и Вольфа. В конволют вложен машинописный текст с описанием этих литографий за подписью Бертье-Делагарда и датой "1913 год. Ялта". Там исследователь пишет, что редкий альбом с ранними литографиями, который есть у него в библиотеке, включает в себя авторские литографии Гаука, Вольфа, Маурера (всего 16 видов), а в описываемом воронцовском конволюте есть только 10 листов из этого издания. Любопытно, что ни в одном из наиболее полных каталогов Н. Верещагина и Н. Обольянинова подобное издание не упомянуто. Нет его ни в библиотеке "Таврика", ни в фондах ЦМТ.

Делая сравнительное описание различных изображений дома Ришелье в Гурзуфе, Бертье-Делагард ссылается на литографию с рисунка Никанора Чернецова. Он пишет: "Рисунков Чернецова было литографировано много в Одессе, Петербурге и в Париже; из них мне известно всего 26, а было издано больше. Одесская литография — без подписи художника, но все с гербом города" (12). Это весьма ценное замечание. Дело в том, среди различных крымских литографий, изданных в Одессе, лишь эстампы литографа Александра Бигатти имеют изображения герба Одессы. Следовательно, именно их имел в виду Бертье-Делагард. Издание из двенадцати видов Крыма А. Бигатти упомянуто в каталогах литографий XIX века. Но то, что автором рисунков является Н. Чернецов, утверждает только Бертье-Делагард. В фондах КРКМ хранятся девять листов литографий, описанных как неполное издание А. Бигатти. Есть еще одиннадцать листов с видами Крыма за авторством самого Н. Чернецова. Четыре из них атрибутированы самим Бертье-Делагардом (подписи карандашом). Таким образом, из двадцати шести литографий Н. Чернецова, о которых пишет ученый, на сегодняшний день в музее выявлено двадцать листов. Безусловно, все они входили в графическую коллекцию А. Л. Бертье-Делагарда.

В научном архиве Бертье-Делагарда находится переплетенный альбом литографий Ф. И. Гросса. О Гроссе и об этом издании нами писалось уже достаточно (13). Любопытно, что возможно именно об этом издании Бертье-Делагард писал: "Я знал книготорговца, вынужденного значительную часть издания, очень большого (в пятьдесят листов) альбома сороковых годов пустить на обертку книг, рассылаемых по почте. Теперь этот альбом известен всего в двух-трех экземплярах" (14). Из всех известных альбомов с видами Крыма 40-х годов XIX века, только альбом Ф. И. Гросса включает пятьдесят два листа. Видимо, альбом из библиотеки Бертье-Делагарда был составлен им самим из разрозненных листов, купленных у этого торговца.

В библиотеке "Таврика" есть отдельно переплетенный альбом, включающий в себя три издания "Виды и приложения к Очеркам России В. Пассека" 1838 и 1840 годов. На форзаце этого конволюта рукою Бертье-Делагарда сделана плохо читаемая надпись: "Не достает вероятно одной тетради (...). Включало, кажется сорок два рисунка, но даже в СПБ публ. библиот. есть только двадцать три". Образец библиотеки "Таврика" состоит из двадцати четырех листов. Это издание само по себе мало изучено, включает крымские литографии с рисунков Вадима Пассека, автора "Очерков России" и одну с рисунка Гросса (вероятно, что это один из ранних опубликованных рисунков Ф. И. Гросса).

Таким образом, большая часть литографий первой половины XIX века из графической коллекции фондов КРКМ и библиотеки "Таврика" ранее входила в состав коллекции А. Л. Бертье-Делагарда. И, по всей видимости, это была крупнейшая графическая коллекция с видами Крыма.

 

Литература:

1. Черепанова Е.Н. Архив А.Л. Бертье-Делагарда (1842 - 1920) в Крымском областном краеведческом музее // Археологические исследования средневекового Крыма - Киев, 1968, - с. 205-212.

2. Протокол 294 заседания Одесского общества истории и древностей // ЗООИД т 19, - Одесса, 1869, - с. 63.

3. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма // ЗООИД, - т.24, - Одесса, 1886, - с. 167.

4. Бертье-Делагард А.Л. Остатки древних сооружений..., - с. 168.

5. А. Л. Б. Д. (Бертье-Делагард А. Л.) Каталог карт, планов, чертежей, рисунков, хранящихся в музее императорской археологической комиссии в Одессе. - Одесса, 1888.

6. Протокол 239, от 05 сентября 1888 года заседания Одесского общества истории и древностей по письменному сообщению Л.Н. Фабрики - сотрудника Одесской национальной научной библиотеки им. М. Горького.

7. Бертье-Делагард А.Л. К истории христианства в Крыму. Мнимое тысячелетие // ЗООИД, - т. 28, - Одесса, 1910, - с. 48.

8. Бертье-Делагард А. Л. Память о Пушкине в Тавриде. Сборник литературно-краеведческих статей, - Симферополь, 1995, - с. 121.

9. Адарюков В.Я. Очерк по истории литографии в России. - Издание "Аполлона", б.м., 1912.

10. Верещагин В.А. Русские иллюстрированные издания XVIII - XIX вв. (1790 - 1870). Библиографический опыт. - СПБ, 1898. Обольянинов Н. Каталог русских иллюстрированных изданий 1725-1860, - т. 1-2, - М, 1915.

11. Бертье-Делагард А. Л. Память о Пушкине..., с. 122-123.

12. Бертье-Делагард А. Л. Память о Пушкине..., с. 123.

13. Мальгина М. Р. Загадка художника Ф. Гросса // Немцы в Крыму. Очерки истории и культуры. - Симферополь, 2000, - с. 159-166.

14. Бертье-Делагард А. Л. Память о Пушкине..., с. 122.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: