Abibullaeva Liliya Shevketovna




К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ В ОНТОГЕНЕЗЕ

Кублева Медине Рустемовна

обучающаяся 2 курса специального (дефектологического) образования

Абибуллаева Лилия Шевкетовна

преподаватель кафедры специального (дефектологического) образования

ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

г. Симферополь, Россия

 

Аннотация: В данной статье рассматривается значение овладения детьми грамматическим строем речи и возрастные этапы его формирования.

Ключевые слова: формирование, усвоение, развитие, грамматический строй, грамматические нормы, грамматические формы.

 

ON THE FORMATION OF GRAMMATICAL STRUCTURE OF SPEECH IN ONTOGENESIS

Kubleva Medine Rustemovna,

Abibullaeva Liliya Shevketovna

Abstract: this article discusses the importance of children's mastery of the grammatical structure of speech and the age stages of its formation.

Keywords: formation, assimilation, development, grammatical structure, grammatical norms, grammatical forms.

Что означает для человека понятие "грамматическая структура речи"?

Лингвисты отмечают, что овладеть грамматической структурой языка - значит научиться образовывать единственные и множественные формы настоящего и прошедшего времени из одной основы, склонять слова по падежам и лицам, употреблять слова с суффиксами и без них, правильно использовать род существительных, самостоятельно формировать грамматические формы по аналогии, овладевать сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, то есть овладевать морфологическими и синтаксическими системами родного языка.

Овладение ребенком грамматической структурой языка имеет большое значение, так как только морфологически и синтаксически сформированная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него (для ребенка) средством общения со взрослыми и сверстниками.

Усвоение грамматических норм языка способствует тому, что речь ребенка начинает выполнять функцию общения, когда он овладевает монологической формой связной речи. Синтаксис играет особую роль в формировании и выражении мысли, то есть в развитии связной речи. Овладение ребенком грамматически правильной речью оказывает влияние на его мышление. Она начинает мыслить более логично, последовательно, обобщать, отвлекаться от конкретного, четко выражать свои мысли.

Известно (О. Р. Лурия), что слово является основной единицей речи и речевого общения. Но лексика - это только строительный материал, который только при сочетании слов в предложении по законам родного языка может служить целям общения и познания действительности. И самое главное-это вопрос овладения грамматической структурой ее родного языка. [5, С. 18,19]

Процесс изучения грамматической структуры ребенка по своей психологической и психофизиологической природе сложен и связан с аналитической и синтетической деятельностью коры головного мозга.

До поступления в школу дети овладевают основными законами морфологии и синтаксиса. Они правильно строят не только простые, но и многие сложные предложения.

В частности, в работах О. М. Гвоздева выделяются следующие периоды формирования грамматической структуры речи.

Первый период - раннее детство: это период предложений и слов, у которых нет аффиксов и в которых грамматические значения (падежа, числа, лица, времени и т. д.) выражаются или посредством примыкания одних слов к другим, или при помощи служебных слов. Этот период включает в себя два этапа. Первая стадия - это стадия односложного предложения.

На этом этапе ребенок использует в качестве предложения только отдельные слова (предложения, состоящие из одного слова). В его речи есть лишь небольшое количество слов, которые он использует для выражения своих желаний, потребностей и эмоций. Первые слова, употребляемые малышом, не имеют определенной грамматической формы, это аморфные слова-корни. В разных предложениях они используются в одном и том же звуковом оформлении, без изменений ("би-би" - поезд, проехавший автомобиль).

Вторая стадия - это стадия предложений, состоящих из нескольких слов. На этом этапе ребенок совмещает сначала два, а затем и больше слов в одном высказывании, т. е. в речи ребенка появляются фразы. Нет никакой грамматической связи между словами ("Тата Ника ням" - бабушка, накорми мылом).

Второй период - трехлетний возраст: это период овладения грамматической структурой предложения. Этот период состоит из 3 этапов:

Первый этап - это формирование первых словоформ.

На этом этапе формирования грамматической структуры речи дети начинают замечать различные связи между словами в предложении, начинают различать формы одного и того же слова. [1, с. 116]

Первыми грамматическими формами существительных являются: именительные формы единственного и множественного числа с окончаниями - s,- I, винительные формы с окончанием - y, иногда встречаются родительные формы с окончанием - I, окончанием - e для обозначения места, при этом предлог не употребляется.

К первым грамматическим формам глаголов относятся: повелительное наклонение, которое выражает побуждение к совершению какого-либо действия, например просьбы, совета, предостережения, напоминания, призыва, приказа и т.д. второго лица единственного числа, формы настоящего времени третьего лица единственного числа, обратные и необратимые глаголы.

До двух лет у ребенка есть прилагательные, чаще всего в форме номинатива, мужского и женского рода, но без согласования с существительными. Таким образом, в речи ребенка начинают определяться первые грамматические отношения между словами: согласование существительных в именительном падеже единственного числа с глаголом указательного наклонения, некоторые способы управления глаголами. Однако в речи ребенка присутствует большое количество аграмматизмов. На этом этапе структура предложения расширяется до 4-5 слов.

Второй этап заключается в использовании флективной системы речи для выражения синтаксических связей слов, то есть устройство языка синтетического типа, при котором доминирует словоизменение при помощи флексий.

Флексии в родном языке характеризуются большим разнообразием, систематизирующиеся в процессе словообразования в различные типы спряжения глаголов и отмены имен. Из-за сложности флективной системы ребенок не может одновременно осваивать формы ее флексии.

Последовательность усвоения ребенком грамматических форм слов определяется использованием речи в качестве средства выражения собственных мыслей и частотой употребления в речи других людей.

Общая тенденция детской речи - это первоначальное усвоение наиболее продуктивных флексий. Характерной чертой детской речи на этом этапе является попытка привести основы различных форм слов к единообразию.

Таким образом, на начальном этапе ребенок усваивает как наиболее общие, наиболее продуктивные правила формообразования, позже осваивает индивидуальные правила, исключения из общего правила (нормы языка), происходит дифференциация внутри языковой системы.

 

На этом этапе в детской речи все еще остается много грамматических изъянов. Некоторые флексии заменяются другими, но в том же самом грамматическом значении.

Среди грамматических форм существительных ассимилируются невербальные формы косвенных падежей: винительный, Родительный и инструментальный.

В речи детей происходит дифференциация единственных и множественных форм указательных глаголов, а также усваивается смена лиц (за исключением второго лица единственного числа), дифференцируются формы настоящего и прошедшего времени, но в прошедшем времени все еще смешиваются формы мужского, женского и среднего рода.

Флексии прилагательных еще не выучены, и детская речь показывает неправильное совпадение прилагательного с существительным. Во множественном числе прилагательные правильно употребляются только в именительном падеже. В некоторых случаях прилагательные используются после существительных. А личные местоимения уже выучены.

В устной речи часто появляются некоторые семантические простые предлоги: в, на, y, с, но их употребление не всегда соответствует языковой норме, происходят изменения в предлогах, смешение окончаний.

Происходит расширение и усложнение структуры предложения до 5-9 слов, появляются сложные предложения, сначала бессоюзные, затем сложные предложения.

Третий этап - это усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений.

На этом этапе ребенок правильно использует простые предлоги и многие союзы, но при использовании более сложных предлогов (из-за, из-за, из-под) наблюдается нарушение речи, проявляющееся в трудностях при порождении или восприятии предложений. Все люди, страдающие аграмматизмом, имеют повреждения мозга в районе сильвиевой борозды.

Мы продолжаем изучать более конкретные правила словоизменения, в том числе дифференциацию морфологической системы склонений существительных (изучаем окончания именительного падежа: - ов, - ома, - ах, падежные окончания именительного падежа множественного числа: - а, - на, фиксируется согласование прилагательных с существительными в косвенных падежах).

В речи детей происходит дальнейшее развитие сложносочиненных и сложносочиненных предложений, усваиваются служебные слова.

Таким образом, многие грамматические формы в основном изучаются. Однако полная морфологическая система языка еще не усвоена.

Третий период - дошкольный возраст: период дальнейшего усвоения морфологической системы организма.

В этот период дошкольник систематизирует грамматические формы по типам склонений и усваивает единичные формы, а свободное употребление морфологических элементов (словообразование) значительно сокращается, так как он осваивает не только общие правила грамматики, но и самые специфические правила, систему “фильтров”, наложенных на употребление общих правил. Изучите согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, словесный контроль.

Исследования, проведенные под руководством Ф. А. Сохина, показали, что к старшему дошкольному возрасту практическое овладение речью достигает достаточно высокого уровня, а овладение языком предполагает элементарное осознание явлений языка и речи, а также формирование практических речевых навыков.

Вывод. Таким образом, к школьному возрасту ребенок овладел в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического овладения языком достаточно высок, что позволяет ему при поступлении в школу совершенствовать использование грамматических шаблонов при изучении родного языка.

 

Список литературы

1. Гвоздев О.М. Вопросы изучения детской речи. / О.М. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2007 – С.116.

2. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д.Зарубина.—Москва: Издательство «Русский язык», 1997,—308 с.

3. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А.Леонтьев.—Москва: Просвещение, 1985,—214 с.

4. Логопедия. Теория и практика / [под ред. д.п.н. профессора Филичевой Т.Б.].- изд. 2-е, испр. и доп. – Москва: Эксмо, 2018. – 608с.

5. Лурия О.Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования (сборник) / О.Р.Лурия // Очерки психофизиологии письма. – 2002. – С. 18-19. — ISSN 2304-2338. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/297105 (дата обращения: 24.05.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

6. Сохин, Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста / Ф.А.Сохин // [Электронный ресурс] URL: https://www.studmed.ru/view/sohin-fa-razvitie-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta_1a0aab8cc70.html/(дата обращения: 25.05.2020).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: