Воспитатель,
МКДОУ «Детский сад «Рябинка»,
с. Ильинское
Проблема здоровья подрастающего поколения важна и своевременна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована введение ФГОС дошкольного образования. Очень важно именно на этапе дошкольного детства сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Одной из главных задач любого дошкольного учреждения является сохранение и укрепление здоровье детей.
Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.Здоровьесбережение – система мероприятий по сохранению здоровья детей.
Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчёркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни.
Главная задача воспитателя и родителя – выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с детства.
В воспитательно – образовательном процессе здоровьесберегающие технологии направлены на:
1) стимулирование и сохранение здоровья;
2) обучение здоровому и правильному образу жизни;
3) коррекцию состояния детей.
С этих позиций для детей младшего возраста от 2 до 4лет разработан инновационный проект «Будь здоров!»
Актуальность проекта:
Здоровье и здоровый образ жизни пока не занимают первые места в иерархии потребностей человека нашего общества.
Все исследователи едины во мнении, что детей с самого раннего возраста необходимо научить ценить, беречь и укреплять свое здоровье, и лишь в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Очень важно, чтобы навыки безопасного для жизни и здоровья поведения строились на воспитании тех или иных привычек и формировались вовремя.
Цель проекта: Сформировать у детей основы здорового образа жизни, добиваться осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.
Задачи проекта:
ü Формировать представление дошкольников о здоровье, об умениях и навыках, содействующих его поддержанию, укреплению и сохранению.
ü Формировать устойчивую мотивацию дошкольников к здоровьесбережению.
ü Развивать осознанное отношение к своему здоровью, навыкам личной гигиены и самоконтроля за их выполнением.
ü Повышать компетентность педагогов по проблеме внедрения и использования в процессе образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий.
ü Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни.
В первый этап работы включена ежедневная профилактическая работа:
1. Утренняя гимнастика;
2. Профилактическая гимнастика (дыхательная, пальчиковая, улучшение осанки, плоскостопия, зрения);
3. Гимнастика пробуждения, дорожка «здоровья»;
4. Динамические паузы, физкультминутки;
5. Подвижные игры;
6. Режим дня;
Беседы:
1. Ситуативный разговор: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!»;
2. «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу»;
3.«Беседа о здоровье, о чистоте» Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций;
4. «Встреча с «Витамином», который рассказывает о значении питания в жизни человека (дидактические игры);
5. Беседа-игра, включающая прибаутки, используемые при мытье рук умывании (потешки);
6. Сказка-беседа «В стране болючке»;
Второй этап предполагает основную образовательную деятельность:
1. ООД по познавательному развитию «Где прячется здоровье?»
2. Интегрированная ООД «Мой веселый звонкий мяч »
3. ООД по развитию эмоционально-волевой сферы с использованием здоровье сберегающих технологий «Радость»
4. ДОД Кружок студия ЗОЖ «Познавай-ка»
Игры:
1.Сюжетно ролевые игры: «Поликлиника», «Аптека» (картотека)
2. Организация на воздухе подвижных игр «Делай, как я», с мячом «Школа мяча», «Ловишки в кругу», «Черное и белое» и т.д.
Работу в группе:
1.Рассматривание иллюстраций, фотографий о здоровье.
2.Заучивание пословиц, поговорок о здоровье.
3. Выставка рисунков о спорте.
4.Чтение художественной литературы:
И. Семёнова, «Учусь быть здоровым, или Как стать Неболейкой»;
К. Чуковский, «Доктор Айболит», «Мойдодыр»;
Вадим Коростылев, «Королева Зубная щетка»;
А. Барто, «Я расту»;
Н. Лоткин, «Тихий час»;
В. Лебедев-Кумач, «Закаляйся!»;
В. Суслов, «Про Юру и физкультуру»;
С. Михалков, «Про мимозу»;
Е. Кан, «Наша зарядка»;
Заключительный этап уделяет внимание работе с родителями по нескольким формам:
1. Консультация для родителей «Закаливание детей дошкольного возраста»;
2. Консультация для родителей «Нетрадиционное физкультурное оборудование своими руками»;
3. Родительская конференция «Здоровьесберегающие технологии» с использованием презентации;
3. Индивидуальные беседы о физических умениях и навыках каждого ребенка, о значимости совместной двигательной деятельности с детьми и т.д.;
4. Памятка для родителей «Будь здоров, малыш!»;
5. Совместное развлечение с детьми и родителями «Здоровье в порядке -спасибо зарядке»;
6. Анкетирование родителей;
5. Картотека, разработанная для воспитанников группы Сундучок «Бабушкины рецепты» народная аптечка;
6. Аналитическая справка;
7. Обобщение и представление материалов на семинаре-практикуме для педагогов МКДОУ;
8. Открытый показ ООД;
Таким образом, рассмотреннаятехнология имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни, обеспечивает ребенку возможность сохранять здоровье. Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства МКДОУ и семьи, были использованные разнообразные формы работы: педагогические беседы на родительских собраниях; консультации для родителей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», «Движение - основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», «Зимние игры с ребенком» и т.д.). Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка - стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.
В ходе реализации проекта усовершенствована предметно-развивающая среда в группах (физультурно-спортивное оборудование и атрибуты), изготовлены массажные дорожки, пособия для выполнения дыхательной, пальчиковой гимнастики.
Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки у детей благодаря разным формам работы здоровьесберегащих технологий, помогли осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволил избежать несчастных случаев.
Здоровье является необходимым условием активной жизнедеятельности человека и формируется на протяжении всего жизненного пути личности. Семья и детский сад - это те социальные институты, одной из главных задач которых является формирование здоровья развивающей личности.
Анкетирование родителей выявило следующую проблему, оказалось, что родители имеют недостаточные знания о том, как укрепить здоровье ребёнка с помощью физических упражнений, закаливания, подвижных игр. Они зачастую оберегают своих малышей от физических усилий. С этой целью были проведены совместные праздники: «Будь здоров без докторов», «День здоровья», «Здоровье в порядке -спасибо зарядке».Уровень заинтересованности родителей по укреплению здоровья ребёнка вырос на 21%. Родители заинтересовались новыми методами, формами и направлениями здровьесберегающих технологий.
Прослеживается положительная динамика уровня заболеваемости детей в группе.
Данные мониторинга позволяют сделать вывод: каждая из рассмотренных технологий, применяемых в комплексе в группе, имеет оздоровительную направленность, а используемая здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни. Улучшаются показатели физического развития, эмоционального состояния детей, наблюдается благоприятная динамика в состоянии здоровья дошкольников, повышается уровень общей физической подготовленности детей. Это очень хорошо просматривается и анализируется в течение реализации инновационного проекта «Будь здоров!»