РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИКИ, МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ: ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ




к.ф.-м.н., доцент Родионова О.В., к.п.н., доцент Ситникова Л.Д.,

ассистент Яковлева Н.А.

Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого

Сегодня образование является мгновенным индикатором на происходящие в мире социальные явления. Вынужденный временный отказ от очного обучения потребовал от образовательных организаций мгновенного реагирования на изменившиеся условия. При этом сохранилось требование обеспечения качественного результата, как и при обычном формате обучения. Переход же на новый, с одной стороны, вызвал большое количество негатива у родителей, увеличение нагрузки у учителей, с другой стороны, предоставил возможность для саморазвития педагогическим работникам, способствовал формированию новых комепетентностей у обучаемых.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность [1].

Учитывая данное определение, для организации контактной работы обучающихся и подтверждения ее результатов с использованием электронной информационной-образовательной среды в режиме онлайн и офлайн в Тульском государственном педагогическом университете им.Л.Н. Толстого были предложены следующие варианты дистанционных технологих: система электронного обучения Moodle; взаимодействие по электронной почте; создание групп в режиме онлайн обучения в социальных сервисах и сетях (Вконтакте, Инстаграмм, Google-сервисы); запись видеолекций с использованием видеохостинга YouTube; организация и проведение вебинаров в системе Mirapolis; создание видеоконференций в программе TrueConf, Google Meet; создание групповых чатов с использованием IP-телефонии (Skype, WhatsApp, Viber).

Работа в дистанционном формате была организована в конце прошлого 2019-2020 учебного года. В текущем году обучение ведется в смешанном формате, так как, несмотря на множество орицательных факторов, некоторые возможности сетевых технологий можно и нужно использовать и в очном обучении. Ниже опишем особенности использования таких технологий, проблемы, связанные с их применением на практике и возможные пути их решения. Предоствленная информация является результатом анализа опроса, проведенного среди студентов факультета математики, физики и информатики (МФиИ).

Содержательно вопросы в опросе представляют собой три информационных блока: блок информации об особенностях организации дистанционного обучения; блок информации о проблемах, возникающих в таком формате обучения; блок информации о положительных сторонах дистанционного обучения и способах решения возникающих проблем. Опрос был составлен с использованием Google Таблицы, распространялся среди студентов в социальной сети ВК.

В опросе приняли участие 52 студента факультета МФиИ со 2 по 5 курс всех направления бакалавриата.

Выделим особенности дистанционного обучения на основе полученных ответов респондентов.

Говоря о сложности обучения, 83% опрошенных отметили, что было легко, двое студентов отметили особую трудность обучения в режиме дистанта.

Большие дискуссии вызывает вопрос об увеличении нагрузок у обучаемых, связанных с постоянным нахождением за различными вычислительными устройствами, а также с увеличением заданий для самостоятельного выполнения. На вопрос об этом 58,5% опрошенных указали, что нагрузка не изменилась, некоторые, 13,2%, даже констатировали ее уменьшение, но при этом 20,8% высказались об увеличении учебной работы.

Проблема повышения интереса к обучению всегда была актуальна в образовании. На современном этапе многие личности высказывают мысли об устаревшем, не вызывающем интерес образовании и требованиях времени изменить основные подходы к его реализации. Нами были предложены вопросы по данной проблеме. Так, 52,8% опрошенных высказались о повышении интереса к обучению, но 35,8% высказались, что он остался на прежнем уровне. Только 3,9% ответили о его уменьшении. Это позволяет сделать вывод, что дистанционный формат является средством, повышающем интерес к обучению.

Особый вопрос - насколько меняется качество обучения при переходе на другой формат. В связи с этим нами был предложен вопрос студентам об их удовлетворенности обучением, но в дистанционной форме. Так, не достаточно удовлетворены обучением 4 человека из 52, причем только 1 ответил четкое «Нет». Удовлетворенность же от обучения получили 49 опрошенных, однако, 16 не достаточно уверенно высказали это. На основании полученных ответов можно сделать вывод, о сохранении качества обучения в дистанционном формате.

На наш взгляд, такой уровень обучения был обеспечен за счет адекватно выбранных средств и их эффективной реализации. Так, основной технологией дистанционного обучения, реализованной на факультете МФиИ стали видеоконференции, их указало 96,2% опрошенных (см. Рисунок 1). При этом для обмена информацией в процессе обучения в качестве технологий использовались электронная почта, LMS Moodle, мессенджеры, социальные сети. Электронная почта стала самой используемой Интерент-технологией и для получения информации от преподавателя (90,6%) и для предоставления выполненных результатов преподавателю (94,3%).

Рисунок 1. Реализуемые дистанционные технологии

Технически все студенты обеспечены средствами для эффективной реализации дистанционного формата обучения. Так, вычислительными системами типа компьютера и ноутбука, которые позволяют выполнить все виды заданий без ограничений, обеспечены 47 человек, однако 5 человек имеют только мобильные телефоны, что затрудняет выполнение некоторых заданий, в частности, тех которые необходимо выполнить на компьютере.

Опишем некоторые проблемы реализации дистанционного обучения. Оценивая качество работы преподавательского состава, ответы студентов распределяются следующим образом (см. Рисунок 2).

Видно, что около 80% опрошенных отмечают высокий уровень работы преподавателей. Однако, есть ряд дисциплин, по которым, по мнению студентов, у преподавателей возникали проблемы при реализации в дистанционном режиме, это физическая культура, философия, физика. Говоря о своих проблемах, трудностях, с которыми столкнулись сами студенты, больше всего респонденты указывали: сложность выполнения практических заданий без объяснений преподавателя (37%); большой объем задаваемых материалов (18%). Однако самой большой проблемой студенты назвали технические проблемы и/или перебои с Интернетом (47%).

Рисунок 2. Оценка работы преподавательского состава

Обучение с использованием дистанционных технологий имело ряд достоинств. Так, 67% студентов выделели самообучение, 63% - индивидуальный темп обучения, 59% - возможность повторно посмотреть видеозапись лекции. При этом только 2% понравилось не ездить в университет. Среди преимуществ дистанцонного обучения, выделенных самими студентами: обучение в комфортной и привычной обстановке (81,1%), гибкость учебного процесса (81,1%), возможность совмещать работу с учебой (67,9%).

Особый интерес представляют для нас предложения студентов по улучшению качества обучения с использованием дистанционных технологий. Опишем предложенные студентами пути решения существующих проблем дистанционного обучения. Так, основным, обучаемые определяют необходимость максимально визуализировать информацию и обеспечить интерактивность учебного материала, таким материалом может быть, презентация, обучающие видео, онлайн курсы. По содержанию предоставляемой информации, студенты высказались о необходимости дополнения теоретической информации большим количеством примеров. Говоря об особенностях использования дистанционных технологий, высказывается мысль о необходимости обязательного сопровождения всех типов занятий преподавалетелем в режиме видеоконференцсвязи. Также обучаемые вносят предложения представления учебных материалов: детальная проработка описаний лабораторных работ по дисциплинам, представление материалов в формате PDF.

Анализ результатов опроса показывает, что современные студенты вобщем положительно относятся к использованию дистанционных технологий в образовании в случае необходимости. Обучаемые готовы к совместному решению проблем для организации эффективного образовательного взаимодействия и в рамках обычного формата обучения, при реализации смешаного типа. Но, не смотря на это, высказывания типа «Не переходить на дистант», все еще встречаются довольно часто. Образованию нужно живое взаимодействие.

И сточники:

1. Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина, М. В. Моисеева; Под ред. Е. С. Полат // М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.- стр. 17

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: