Кончики растянутых вместе пальцев правой руки подводят к основанию мизинца левой руки с слегка сжатым кулаком. В следующий миг сжима-ют, наоборот, пальцы правой руки, растягивают пальцы левой руки и подводят кончики среднего и безымянного пальцев к основанию мизинца правой руки. Повторяют эти движения быстро и попеременно по 10 раз. Не забывайте делать выдох через рот при каждой смене рук.
Фитотерапия
Фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений.
Фитотерапевты рекомендуют использовать лекарственные растения для:
- восстановления умственной и физической работоспособности;
- устранения усталости, вялости, астенического синдрома;
- профилактики нарушений мозгового кровообращения;
- устранения бессонницы, нервозности;
- профилактики и устранения расстройств памяти;
- восстановления мышечного тонуса.
Детская фитотерапия обладает рядом тонкостей. Начинать лечение крохи можно только после консультации и рекомендации врача. Не все травы одинаково влияют на организм взрослых и малышей. Важно знать, какие травы необходимы вашему ребенку и в какой дозировке. Доза назначается в зависимости от возраста.
Ароматерапия
Ароматерапия – лечение с помощью эфирных масел.
Цели:
· нормализовать мышечный тонус,
· Повысить работоспособность, настроение, уверенность в себе.
Исследования ученых показали, что запахи способны управлять работоспособностью и настроением человека.
Японскими учеными, был проведен опыт в школе. Они выяснили, что количество ошибок при письме резко уменьшается при насыщении воздуха запахами:
- при вдыхании лаванды – на 20%
- при вдыхании жасмина – на 30%
- при вдыхании лимона – на 50%
- Аромат лаванды и розмарина – действует успокаивающе и устраняет состояние стресса.
- Запах лимона и эвкалипта – возбуждает нервную систему и повышает работоспособность.
- Эфирное масло чабреца – успокаивает.
- Мята – снимает головную боль и тошноту.
- Длительное вдыхание лаванды, ромашки, валерьяны, тимьяна, фенхеля и мелиссы – обеспечивает снотворный эффект.
- Эфирные масла базилика, кориандра, дягиля, цедры лимона, майорана, петрушки, эвкалипта – тонизирует.
- Запах вербены – успокаивает перевозбужденную нервную систему у гиперактивных детей.
- Запах настойки ивы – приводит в состояние равновесия нервную систему.
- Запах настойки остролиста – уменьшает злобность, агрессивность.
Аромотерапию применяют в сочетании с музыкотерапией. Сеанс продолжается 20-30 мин.
Оборудование.
Ароматизированные лампы (3-5 капель масла на чашу, наполненную водой, свеча в аромалампе, нагревающая воду в чаше способствует испарению масла с ее поверхности. Можно сделать аромамедальоны, использую упаковку из - под киндер сюрпризов.
Во время работы необходимо использовать принципы ароматерапии.
· В связи с привыканием к запахам, снижается их эффективность, поэтому не реже чем 1,5 месяца вносить изменения в композиции из эфирных масел.
· Внимательно читать аннотации к препаратам, и учитывать индивидуальные особенности детей.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
Цели:
- Создавать положительный эмоциональный фон.
- Стимулировать двигательные функции.
- Развивать дыхательный и артикуляционный аппарат.
- Растормаживать речевую функцию.
Музыкальная ритмика используется при лечении
- тиков
- заикания
- нарушений координации
- расторможенности
- моторных стереотипов
- дыхательных нарушений (в т.ч. и речевого выдоха)
- брадилалии и тахилалии
Установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение.
Главными выразительными средствами музыки являются звуки.
Было замечено, что легкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесии процессы возбуждения и торможения.
Музыкальная ритмика широко используется на занятиях для лечения двигательных и речевых расстройств. Она осуществляется в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющем, так и замедляющем темпе, и даже пении.
Можно использовать следующие приемы музыкотерапии:
- Прослушивание музыкальных произведений,
- Ритмические движения под музыку,
- Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса,
- Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение,
На некоторых людей музыка влияет более остро, чем слово. Музыка Баха, Моцарта, Бетховена оказывает антистрессовое воздействие.
Громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна для слуха и для нервной системы. Она
- подавляет нервную систему,
- увеличивает содержание адреналина в крови
Наибольшим возбуждающим воздействием обладает
- музыка Вагнера
- оперетты Оффенбаха
- «Болеро» Равеля
- «Весна священная» Стравинского
- «Каприз № 24» Никколо Паганини
Это связано с нарастающим ритмом. Эти мелодии должны использоваться в работе с вялыми, паретичными детьми.
Успокаивающее, уравновешивающее действие на нервную систему оказывают:
- музыка Франсиса Гойи
- «Времена года» Чайковского
- «Лунная соната» Бетховена
- фонограмма пения птиц
Бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном.
Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям самого раннего возраста.
Особенности использования:
- громкость звучания музыки должна быть строго дозирована (не громко, но и не тихо)
- использовать для прослушивания следует те произведения, которые нравятся всем детям
- лучше использовать музыкальные пьесы, знакомые детям (не должны отвлекать внимание новизной)
- продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут одновременно
Хромотерапия
Хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
Помимо зрительных образов глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции:
-вегетативной нервной системы
-эндокринных желез
Синий цвет:
- оказывает успокаивающее воздействие,
- расслабляет,
- снимает спазмы,
- уменьшает головные боли,
- понижает аппетит,
- стимулирует умственную деятельность.
Голубой цвет:
- оказывает тормозящее действие при психическом возбуждении
Фиолетовый цвет:
- угнетает психические и физиологические процессы,
- снижает настроение.
Красный цвет:
- активизирует,
- повышает физическую работоспособность,
- вызывает ощущение теплоты,
- стимулирует психические процессы.
Зеленый цвет:
- успокаивает,
- создает хорошее настроение (поэтому люди любят зеленый лес, луг, зеленовато-голубую воду),
- повышает защитные силы организма, способствует угасанию воспалений, стимулирует зрение.
Розовый цвет:
- тонизирующее воздействие.
Желтый цвет:
- вызывает чувство покоя,
- нейтрализует негативные действия.
Литотерапия
Литотерапия – терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
Современная фармакология использует для приготовления различных лекарств более 50 различных минералов. Считается, что минералы координируют циркуляторную систему сосудов и деятельность мозга.
Авантюрин – уравновешивает эмоции, сохраняет радостное настроение, ясность ума.
Аквамарин – снимает стрессовое состояние, устраняет фобии.
Александрит – успокаивает, способствует открытости, общению.
Алмаз – улучшает функции мозга, усиливает энергетику абстрактного мышления, увеличивает контактность.
Аметист – снимает головную боль, бессонницу, укрепляет эндокринную систему, увеличивает активность правого полушария мозга.
Бирюза – уравновешивает эмоции, укрепляет чувство взаимопонимания.
Жемчуг – укрепляет память, приносит покой и умиротворение.
Изумруд – устраняет аффекты.
Кораллы – укрепляют память, избавляют от тиков, контролируют эмоции.
Лазурит – улучшает остроту зрения, уменьшает боли.
Малахит – стимулирует работу сердца, кровеносных сосудов, легких
Нефрит – стимулирует работу почек.
Опал – усиливает чувство интуиции.
Сапфир – помогает при лечении диабета, нарушений костной системы, избавляет от бессонницы.
Сердолик – укрепляет зубы, стимулирует речь.
Топаз – влияет на щитовидную железу.
Хрусталь – улучшает кровь, стимулирует гипофиз и эпифиз.
Янтарь – стимулирует нервную систему, улучшает дыхательную систему, повышает гемоглобин в крови.
Имаготерапия
Основана на театрализации психотерапевтического процесса – образе:
- использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком, развивающий ситуацию
Куклотерапия - (один из видов имаготерапии)
Основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки)
Используется
- при нарушениях поведения,
- при страхах,
- при нарушении коммуникативной сферы
Технология проведения:
• с персонажем разыгрывается в лицах в «режиссерской игре» история, связанная с травмирующей ребенка ситуацией
• инсценирование рассказа должно захватить ребенка, вызывать в нем яркие положительные эмоции
• сюжет строится по «нарастающей», заканчивается бурными эмоциональными реакциями (смех, плач), снятием напряжения
Образно-ролевая драмтерапия – реконструкция поведенческой реакции при разыгрывании специально подобранного сюжета.
Психодрама – дети играют не готовые роли, а импровизируют под руководством педагога
Либропсихотерапия – лечебное чтение, библиотерапия – лечение через книгу (специально подобранные произведения)
Сказкотерапия – психокоррекция средствами сказки – основана на притягательности для детей сказки как вида произведения, позволяющего мечтать, фантазировать.