ТРЕБОВАНИЯ К КОМПОЗИЦИИ ПЛАКАТА




 

Основой изобразительного решения плаката является композиция. Задача автора и художника при построении композиции - найти такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов в единое целое, которое позволило бы наглядно выявить смысловой центр композиции, а также создать ощущение уравновешенности и гармонии элементов.

 

Основные типы изобразительных композиций

 

Известно несколько типов композиции, простейшим из них является ритмическое построение в ряд, при котором отдельные элементы выстраиваются через неравные интервалы, что дает возможность акцентировать внимание на главном смысловом элементе. При симметричной композиции необходимо осуществить расстановку элементов вокруг оси симметрии. Асимметричная композиция характеризуется такой расстановкой элементов, при которой взгляд человека проходит по сложной кривой, что обусловливает эффект выразительности плаката. Принцип радиально-симметричной группировки используется в тех вариантах композиции, где центр изображения находится не в середине плоскости, а в правом или левом верхнем углу.

В композициях плакатов, сюжет которых построен на противопоставлении положительного и отрицательного, используется принцип равновесия, при котором отдельные части плаката, разделенные осью симметрии, неодинаковы по изображению, но занимают на плакатном листе одинаковую площадь.

 

Выделение смыслового центра композиции

 

Необходимо строить композицию так, чтобы ее центром был тот элемент, на который следует обратить внимание (смысловой центр композиции). Центральный по смыслу элемент должен быть выделен размером, цветом, формой, фоном или же сочетанием этих приемов. Все элементы композиции необходимо разместить на плакате так, чтобы они так или иначе "стремились" к смысловому центру, притягивали взгляд человека к нему.

При изобразительной композиции с двумя или несколькими элементами один всегда должен быть главным, а другие - дополнительными, при этом необходимо сохранять единство всего построения. Изолированность элементов может привести к раздвоенности внимания.

Как один из методов концентрации внимания можно с успехом применять принцип изменения пропорций. В этом случае отдельные детали выделяются увеличением или уменьшением реальных пропорций, необычностью ракурса, размытостью изображения и др.

 

Создание гармонии элементов в плакате

 

Однако при всей важности выделения смыслового центра композиции нельзя забывать и о том, что все элементы должны группироваться вокруг него и создавать ощущение уравновешенности и гармонии.

При конструировании плаката для соблюдения гармонии следует учитывать некоторые законы зрительного восприятия. Восприятие веса элементов композиции зависит от их местоположения на плакатном листе. Элемент, находящийся в центре композиции или близко к нему, зрительно воспринимается как более легкий, чем элемент, находящийся ближе к какому-либо краю плаката. Элемент в верхней части композиции кажется тяжелее того, который помещен внизу.

Интенсивность цветового тона окраски единичного элемента также влияет на его субъективное восприятие: чем ярче окрашен элемент, тем более объемным он кажется и тем больше пространства требуется для восстановления равновесия его пропорций с другими элементами.

При конструировании плаката следует учитывать форму плакатного листа. Так, при удлиненном формате листа элементы и линии должны иметь вертикальную направленность. Тогда взгляд зрителя полностью пройдет через лист. Горизонтальная же ориентация только разделит лист на несколько самостоятельных частей и (если это не сделано по какой-либо причине намеренно) никак не будет гармонировать с общим решением. При горизонтальном формате хорошим проводником взгляда зрителя по листу служат горизонтальные линии.

 

Шрифтовые композиции

 

Шрифтовые плакатные композиции должны быть тесно связаны с изобразительным решением плаката и смыслом текста. Композиционно шрифт располагается на плакате либо симметрично, либо асимметрично. Симметричная композиция характеризуется зеркальной расположенностью текста относительно вертикальной оси симметрии, что производит впечатление уравновешенности, устойчивости. Подобная композиция рекомендуется для текстов спокойного информационного характера. В асимметричной композиции равновесие создается за счет соразмерности отличающихся друг от друга графических элементов, не связанных осями симметрии. Такая композиция производит впечатление живости, подвижности. Она может быть целесообразно использована в текстах динамичных, призывного содержания.

Следует учитывать также, что восприятие текста, расположенного у краев листа, требует больших усилий, чем текста, расположенного к центру плаката. Поэтому желательно оставлять края плаката чистыми желательно оставлять края плаката чистыми. Соотношение полей и текста по величине может варьироваться, но, как правило, ширина полей немного превосходит высоту букв. Не следует допускать чрезмерного заполнения площади плакатного листа текстом в ущерб изображению. В подобных случаях изображение переходит в иллюстрацию к тексту, между тем, как в плакате должно доминировать изображение.

 

ТРЕБОВАНИЯ К ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЛАКАТА

 

Ведущая роль в плакате принадлежит изобразительным средствам, которые в плакате служат не только для передачи сообщения, но прежде всего для создания художественного образа, воплощающего основную идею.

 

Требования к образу

 

В плакате образ не только имеет эстетическое значение, но и отражает пропагандируемое явление, вызывает определенные чувства, которые могут в нужном направлении повлиять на поведение зрителя. Поэтому образ должен быть выразительным и запоминающимся, иметь четкие характерные признаки изображаемого объекта. Необходимо также, чтобы он вызывал социально-желательную оценку пропагандируемого явления или действия.

 

Приемы создания образа

 

Образ может создаваться различными приемами: реалистический или абстрактный рисунок, символ, пиктограмма, коллаж и др. Но во всех случаях поиск новых художественных решений, оригинальная образная трактовка темы - это главные требования, которые предъявляются к плакату.

Одним из средств привлечения внимания к плакату являются фотографии, так как они нагляднее, реалистичнее, документальнееубеждают в достоверности изображаемого.

Большой выразительности можно достичь с помощью символических образов, которые более лаконичны и обобщены. В то же время нельзя забывать, что в символическом решении образа плаката есть и некоторая опасность отрыва от жизни. Слишком частое использование однообразных символов, если они к тому же дополнены стандартными фразами, приводит к тому, что символ разрушается, превращается в штамп. Это снижает эмоциональное воздействие и тем самым эффективность плаката. Символы, метафоры, аллегории не должны носить и слишком ярко выраженный индивидуально-авторский характер, так как в случае большой индивидуализированностисимвола однозначная интерпретация образа, а через него и содержания плаката, не будет достигнута, и плакат может оказаться непонятным для массовой аудитории.

 

Форма образа

 

При создании образа нельзя забывать и о психологическом воздействии формы. Известно, что законченные формы и замкнутые линии (круг, квадрат, прямоугольник, эллипс и т.д.) создают впечатление удовлетворенности, завершенности, а незаконченные - человек автоматически "дорисовывает".В сознании при этом у него остается чувство неудовлетворенности, беспокойства, тревоги.

Хуже всего воспринимаются фантастические формы, не вызывающие привычных ассоциаций. То же относится и к линиям. Со спокойствием, ясностью ассоциируются у людей прямые горизонтальные и вертикальные линии. Диагональные вызывают ассоциации с движением (вверх и вниз). Тонкие и изогнутые линии ассоциируются с изяществом, гибкостью, непринужденностью, толстые - с тяжеловесностью, массивностью.

Замечено, что изображения людей и животных на 23% больше привлекают внимание к плакату, чем изображения неодушевленных предметов, а при восприятии изображения человека обращается внимание на выражение лица. Эти данные следует учитывать при поиске средств выразительности.

В плакате сочетания объемных и плоскостных элементов воспринимаются как недостоверные, поэтому их нужно избегать.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: