Записать в ТЕТРАДЬ ДЛЯ ТЕОРИИ.




ССП с соединительными, противительными и разделительными союзами,

Их строение, значение, знаки препинания в них.

 

Цифровой диктант (5 мин) Если верно, ставим 1, если неверно, то ставим 0

Верно ли утверждение, что:

1. Предложение – это синтаксическая единица?

2. В сложносочиненном предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и интонацией?

3. Запятая в ССП не ставится в трех случаях:

1) если части ССП имеют общий второстепенный член;

2) если части ССП имеют общее придаточное предложение;

3) если все части ССП являются вопросительными, восклицательными или побудительными предложениями

4. К противительным союзам относятся НО, А, ДА(=НО), ОДНАКО, ЗАТО

5. Сложносочиненные предложения бывают: с соединительными союзами, с противительными союзами, с разделительными союзами, подчинительными союзами?

6. К разделительным союзам относятся ИЛИ(ИЛЬ), ЛИБО, ТО-ТО,ТО ЛИ…ТО ЛИ

7. В ССП простые предложения неравноправны?

8. Между частями сложносочиненного предложения не ставится запятая с соединительными союзами

9. К соединительным союзам относятся И, ДА, ДА И, А(=И), ТОЖЕ, ТАКЖЕ, НО, А

-Выполнив это задание, отправляете мне получившееся ЧИСЛО в течение 5 минут в личку

Правило.

Части сложносочиненного предложения разделяются запятой.

В сложносочиненном предложении между простыми предложениями запятая не ставится, если есть общая часть для двух простых предложений — общий второстепенный член, вводное слово, оба предложения вопросительные,восклицательные или побудительные, общее придаточное предложение

Для работы с предложениями нам поможет алгоритм. Попробуем его составить.

Примерный алгоритм.

  1. Определяем простое предложение или сложное.
  2. Находим союз.
  3. Если союз сочинительный, проверяем есть ли общий второстепенный член, вводное слово ит.д.. и т.п.

Если нет — ставим запятую, если есть — запятая не нужна.

Составь из двух простых предложений сложносочиненное при помощи союза и. Где необходимо, поставь знаки препинания. Объясни знаки препинания в получившихся предложениях.

Изредка хлопнет парус. Изредка под кормой плеснет волна. - Изредка хлопнет парус и плеснет волна.

  1. Направо белела низменная песчаная коса. Направо темнела груда дальних гор.
  2. Метель становилась сильнее. Снег шел сухой и мелкий.
  3. Здесь вершины покрыты снегом. Здесь дуют леденящие ветры.
  4. Царило безмолвие. Солнце погружалось в пепел туч.
  5. Ярко светила луна. Было тихо.

ВРЕМЯ выполнения 10 минут и отправляем в личку

 

Записать в ТЕТРАДЬ ДЛЯ ТЕОРИИ.

Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться точкой с запятой.

Точка с запятой ставится в том случае, если части сложносочинённого предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа – с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые. Чаще постановка точки с запятой наблюдается перед союзами но, однако, зато, да и, реже перед союзом а:

Шесть лет комиссия возилась около здания; но климат что ли мешал, или материал уже был такой, только никак не шло казённое здание выше фундамента (Гоголь).

Перед союзами и, да (в значении «и») точка с запятой ставится лишь в том случае, когда они соединяют два предложения, которые без них были бы разделены точкой:

Скоро весь сад, согретый солнцем, обласканный, ожил, и капли росы, как алмазы, засверкали на листьях; и старый, давно запущенный сад в это утро казался таким молодым, нарядным (Чехов).

Вместо запятой простые предложения в составе сложносочинённого предложения могут разделяться тире:

Тире ставится в том случае, если во второй части сложносочинённого предложения содержится неожиданное присоединение или резкое противопоставление:

Тут раздался лёгкий свист – и Дубровский умолк (Пушкин); Я спешу туда ж – а там уже весь город (Пушкин).

Часто в этих случаях или только первое предложение, или оба предложения являются назывными (номинативными):

Ещё напор – и враг бежит (Пушкин); Ещё год, два – и старость... (Эренбург).

Домашнее задание:

Запишите предложения в тетрадь, расставьте знаки препинания, выделите грамматические основы.

1.Звезды уже начали бледнеть и небо серело когда коляска подъехала к крыльцу дома.

1. Иван Петрович ушел а я остался.

2. Это кто такие и что им нужно?

3. Утром пошел дождь зато сейчас над нами блистало чистое небо.

4. Кажется солнце померкло и звуки растворились.

5. Человек рождается и оставляет о себе память.

6. К утру подморозило и выпал первый снег.

7. Нависла туча и брызнул холодный дождь.

8.Зал на секунду замер и тут же раздались дикие овации

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: