Требования к написании рецензии на научную статью
Рецензия на научную статью – это официальный отзыв, содержащий объективный анализ и профессиональную оценку исследования, представленного в письменном виде. Рецензия – это специальный документ, который составляется рецензентом.
Последним может быть ученый со степенью, который разбирается в вопросах содержания публикации, а также работает в той же сфере, специализируется в той же дисциплине, что и автор. Рецензия на статью должна включать:
1) Соответствие текста рецензии стилю и жанру.
2) Наличие оценки актуальности содержания статьи: соответствует ли уровень изложенного в ней материала современным достижениям науки и техники.
3) Наличие оценки значимости полученных результатов исследований (научных, практических).
4) Наличие качественной и количественной оценки приведенного в статье фактического и иллюстративного (если есть) материала.
5) Наличие оценки полноты и достоверности приводимых сведений, правильности и точности используемых (или вводимых) определений и формулировок.
6) Наличие обоснованных выводов о статье в целом, замечаний, при необходимости - рекомендации по ее улучшению.
Критерии оценивания рецензии
(максимальный балл – 5; минимальный балл – 3 балла)
№ п/п | Содержание критерия | Критерии оценивания (балл) |
- Рецензия содержит критические суждения, проблемные вопросы. - Четко выделены критерии, по которым производится рецензирование. - Текст рецензии развернут, логически структурирован. - Рецензия завершается критической оценкой с аргументацией собственной позиции по отношению к прочитанному (услышанному). | ||
- Рецензия содержит критические суждения. - Критерии, по которым производится рецензирование, выделены, но не структурированы. - Логическая последовательность изложения немного нарушена, отсутствуют некоторые структурные компоненты (обоснование критериев, резюмирующая часть и т.д.). - Критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному (услышанному) выражена слабо, нет четкой аргументации. | ||
- Рецензия содержит критические суждения, но они отрывочны, бессистемны, ориентированы на внешнюю сторону прочитанного (услышанного). - Критерии, по которым производится рецензирование, выделены, но структурированы в недостаточной степени. - Логическая последовательность изложения немного нарушена, отсутствуют некоторые структурные компоненты (обоснование критериев, резюмирующая часть и т.д.). - Критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному (услышанному) выражена слабо, нет четкой аргументации. · | ||
- Рецензия не содержит критических суждения, проблемных вопросов. - Критерии, по которым производится рецензирование, не выделены. - Логическая последовательность изложения отсутствует, отсутствуют структурные компоненты. - Критическая оценка собственной позиции по отношению к прочитанному (услышанному) отсутствует. |
Рецензия на статью. Образец рецензии.
Рецензия должна включать в себя следующую информацию:
1. Полное название статьи, должность и Ф.И.О. автора статьи. Пример:
РЕЦЕНЗИЯ на статью «Функции контроля в обучении иностранному языку (ИЯ) студентов технических специальностей» кандидата филологических наук, доцента кафедры иностранных языков СПб ГПУ Кушнаревой Татьяны Васильевны (Кушнаревой Т.В.), опубликованную в журнале «Филологические науки. Вопросы теории и практики» за 2013 год, № 4, С. 32-41.
2. Краткое описание проблемы, которой посвящена статья. Пример:
Статья Т.В. Кушнаревой посвящена определению основных функций и правил обучения и важности их соблюдения при организации контроля знаний, умений и навыков по ИЯ студентов технических специальностей в вузе.
3. Степень актуальности статьи. Пример:
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку проверка и оценка знаний, умений и навыков владения ИЯ студентами технических специальностей (ТС) в вузе является не только важной, но и необходимой составной частью учебного процесса, а овладение методикой проверки знаний выступает одной из проблемных задач, стоящих сегодня перед преподавателем.
4. Наиболее важные аспекты, раскрытые автором в статье. Пример:
Автором проведена серьезная работа по определению функций обратной связи или контроля при обучении ИЯ студентов технических специальностей. Немаловажным является и то, что Т.В. Кушнарева пишет о необходимости изменения роли преподавателя в процессе обучения ИЯ студентов ТС, так как сегодня преподаватель в вузе перестает являться основным источником информации – он должен скорее направлять обучение, а не в авторитарном стиле управлять процессом передачи необходимых студентам языковых сведений.
5. Ключевая ориентация статьи. Пример:
Статья Т.В. Кушнаревой «Функции контроля в обучении иностранному языку студентов технических специальностей» призывает задуматься об эффективности устного и письменного диалога со студентами и способах проверки уровня полученных ими знаний на занятиях по ИЯ путем опроса, тестирования, подготовки научных докладов на лекционные или свободные (но в рамках изучаемого предмета) темы.
6. Выводы, сделанные рецензентом после знакомства со статьей. Пример:
Статья может оказаться полезной не только преподавателям высших учебных заведений, но и средних учебных заведений технического профиля – техникумов, колледжей, училищ. Небезынтересной покажется она и студентам, изучающим иностранный язык в вузе. Учащиеся могут из статьи почерпнуть важные для себя сведения о разнообразных формах контроля над усвоением пройденного материала и даже помочь в перспективе преподавателю ИЯ выбрать из представленных средств наиболее для себя действенные.
7. Оценка, дата, некоторые данные о рецензенте, подпись студента под рецензией. Пример:
Статья Т.В. Кушнаревой «Функции контроля в обучении иностранному языку студентов технических специальностей» заслуживает самой высокой оценки, так как автор в ней представляет не абстрагированные от учебы проблемы овладения ИЯ, а живую практику реального преподавания ИЯ в вузе на основании восемнадцатилетнего опыта проведения занятий со студентами разных курсов и факультетов высшей школы.
9 сентября 2013 г. Рецензент – Степанов Н.И., студент 4 курса, ИТ-13 группы, факультета информационных технологий и управления НГПУ им. К.Минина
Подпись рецензента.
Фразы, рекомендуемые для написания рецензии на статью:
- Автор в своей работе дает подробный анализ...
- Автор грамотно анализирует...
- Автор данной статьи акцентирует внимание...
- Автор демонстрирует высокий уровень знаний в области...
- Автор на конкретных примерах доказывает...
- Автор на основе большого фактического материала рассматривает...
- Автор обращает внимание на то, что...
- Автор справедливо отмечает...
- Автор успешно аргументирует свою собственную точку зрения...
- Автором предложены оригинальные идеи...
- Актуальность настоящего исследования заключается в...
- В качестве основных моментов используемой автором методологии...
- В статье автор рассматривает...
- В статье анализируются основные подходы...
- В статье выявлены и раскрыты основные проблемы...
- Важным в статье является рассмотрение...
- Данная статья демонстрирует...
- Достаточно подробно автором изучены (представлены, изложены, описаны)...
- Именно поэтому в данной работе значительное внимание уделяется...
- К положительным сторонам работы можно отнести...
- Как положительный факт можно отметить то, что...
- Материал статьи основан на детальном анализе...
- Особо следует подчеркнуть, что...
- Особое внимание в статье уделено...
- Особый интерес представляет вывод о...
- Отдельного внимания заслуживает...
- Практическая значимость данной статьи заключается в...
- Предлагаемый подход к изучению проблемы...
- Рассмотренная в статье оригинальная концепция...
- Рецензируемая работа представляет собой серьезную и интересную статью на довольно редкую тему...
- Следует отметить, что в данной статье раскрывается ряд интересных аспектов...
- Статья содержит определенную концепцию, суть которой...
- Теоретическая значимость данной статьи заключается в...
- Рецензируемую работу отличают новизна и доказательность ряда идей...
- Содержание статьи логически взаимосвязано и подтверждено цитатами из авторитетных источников…
- Источники, цитируемые в настоящей статье, отражают современную точку зрения на исследуемую проблему, суть которой…
- Статья выполнена на высоком научном уровне, содержит ряд выводов, представляющих практический интерес для…
Рецензент___________________ Подпись_________________