Тест «Корректурная проба»
(Оценка устойчивости внимания)
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «корректурной пробы» (см. приложение 1) разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Когда через некоторое время экспериментатор произнесет: «Черта!»- Вы должны поставить вертикальную черту в том месте строки, где Вас застала команда. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.
При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой ‑ ключом к тесту.
Из протокола занятия в психологический паспорт школьника вносятся следующие данные: общее количество просмотренных букв за 10 мин, количество правильно вычеркнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.
ПРОТОКОЛ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЦЕНКИ УСТОЙЧИВОСТИ ВНИМАНИЯ
Учащийся __________________________________________ Класс ______
Возраст ______________ Пол __________ Дата __________________
Показатели | Результаты |
Количество просмотренных за 10 мин, букв | |
Количество правильно вычеркнутых букв | |
Количество букв, которые необходимо было вычеркнуть | |
Точность выполнения задания, % | |
Оценка точности, баллы | |
Оценка продуктивности, баллы | |
Оценка устойчивости внимания, баллы |
Рассчитываются продуктивность внимания, равная количеству просмотренных букв за 10 мин., и точность, вычисленная по формуле:
К = 100 %
где К ‑ точность, n ‑ количество букв, которые необходимо было вычеркнуть, m ‑ количество правильно вычеркнутых во время работы букв.
Нормативные показатели для психически здоровых молодых людей до 10-15 ошибок при десятиминутной работе.
С целью получения интегрального показателя устойчивости внимания, необходимо оценки точности и продуктивности перевести в соответствующие баллы с помощью табл. 1.1, полученной путем обычного шкалирования.
Таблица 1.1
Оценка устойчивости внимания в баллах
Продуктивность | Точность | Продуктивность | Точность | ||||
знаки | баллы | % | баллы | знаки | баллы | % | баллы |
менее 1010 | менее 70 | 2660-2825 | 84-85 | ||||
1010-1175 | 70-72 | 2825-2990 | 85-87 | ||||
1175-1340 | 72-73 | 2990-3155 | 87-88 | ||||
1340-1505 | 73-74 | 3155-3320 | 88-90 | ||||
1505-1670 | 74-76 | 3320-3485 | 90-91 | ||||
1670-1835 | 76-77 | 3485-3650 | 91-92 | ||||
1835-2000 | 77-79 | 3650-3815 | 92-94 | ||||
2000-2165 | 79-80 | 3815-3980 | 94-95 | ||||
2165-2330 | 80-81 | 3980-4145 | 95-96 | ||||
2330-2495 | 81-83 | 4145-4310 | 96-98 | ||||
2495-2660 | 83-84 | более 4310 | более 98 |
5. Рассматривается интегральный показатель устойчивости внимания (А) по формуле: А = В + С, где В и С ‑ балльные оценки продуктивности и точности соответственно.
Для сопоставления данных по устойчивости внимания с другими свойствами аттенционной функции необходимо вновь осуществить перевод интегрального показателя устойчивости внимания шкальные оценки по табл. 1.2.
Таблица 1.2
Шкала перевода показателей свойств внимания в сопоставимые шкальные оценки
Шкаль-ные оценки | Устойчи-вость внимания | Переклю-чение внимания | Объем внимания | Шкаль-ные оценки | Устойчи-вость внимания | Переклю-чение внимания | Объем внимания |
более 50 | более 217 | менее 115 | 25-27 | 172-181 | 216-235 | ||
- | - | - | 23-24 | 158-171 | 236-265 | ||
48-49 | 214-216 | 116-125 | 20-22 | 149-157 | 266-295 | ||
46-47 | 211-213 | 126-135 | 16-19 | 142-148 | 296-335 | ||
44-45 | 208-210 | 136-145 | 14-15 | 132-141 | 336-375 | ||
39-43 | 205-209 | 146-155 | 12-13 | 122-131 | 376-405 | ||
36-38 | 201-204 | 156-165 | 9-11 | 114-121 | 406-455 | ||
34-35 | 195-200 | 166-175 | ‑ | 110-113 | ‑ | ||
31-33 | 189-194 | 176-195 | ‑ | ‑ | ‑ | ||
28-30 | 182-188 | 196-215 | менее 9 | менее 109 | более 456 |
«Корректурная проба»
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшряцп
лкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфьшййщьюхэчфцплкдзтжб
смвыгутжбшяроецаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш
оенаисмвыгуцплкздтжбшряюхэчфьщйюхэчфьйщаплктжбшдз
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйшьйюхэчфцплкдзтж
смвыгуттжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбряцплкдзюхэчфш
йшьюфчэкюздклпцярщбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйюхэчфцплкдзтж
смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфшьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йшьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюххэчфряьщьйщьйюхэчфцилкдздтж
смвыгутжбшяроенаицплкдзюхэчфщьйтжбшряцплкдзюхэчфш
йщьфчэхюздклпцяршбэтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаисцплкдзюхэчфряьщьйщьюхэчфцплкдзтж
йщьфчэхюздклпцяршбжтугьгвмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдздхячфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрясмвыгуоенаицплкдзюхэчфряьщьйщьйщьйюхэчфцплкд
йщьфчэхюздклпцяршбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбшряцп
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэифцплкдзтжбря
ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьщйсмвыгуоенаийьшюхэчфцплкдзтжбря
ряцплкдзюхэчфшьйшьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшрядплкздюхчэфьшисмвыгуоенаийьщюхэчфшплкдзтжбря
цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
ряцплкдзюхэчфшьишьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьюсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцилкдзй
ряцплкдзюхэчфщьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбярцпш
тжбшряцплкздюхчэфьшйсмвыгуоенаийьщюхэчфцплкдзтжбря
цплкдзюхэчфщьйтжбршясмвыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
ряцплкдзюхэчфшьйщьйюхэчфцплкдзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбшряцплкдщюхэчфщьйоенаисмвыугтжбярцпш
цплкдзюхэчфшьйтжбршясмыгуоенаисмвыгутжбшряцплкдзй
Ключ
оенасимвыгутжбщ р яцпзл к дзюхэчфшьйоенаисмвыгутжбшляцп
л к дзюхэчфшьйтжбш р яцпл к дзюхэчфьшййщыохэчфцпл к дзтжб
смвыгутжбшя р оецаицпл к дзюхэчфшьйпжжб р яцплл к дзюхэчфш
оенаисмвыгуцпл к здтжбш р яюхэчфьшйюхэчфьйшапл к тжбшдз
тжбш р ясмвыгуоенаицпл к дзюхэчф р яьшьйшьйюхэчфцпл к дзтж
смвыгтужбшя р оенаицпл к тзюхэчфшьйтжжш р яцпл к дзюхэчфш
йшььфчэ к юзд к лпня р шбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбш р яцп
тжбш р ясмвыгуоенаицпл к дзюхэчф р яьшьйшьйюхэчфцпл к дзтж
смвыгутжбшя р оенаисцпл к дзюхэчфшьйтжбш р яцпл к дзюхэчфш
йшьфчэхюзд к лпця р шбжтугывмсианеосмвыугоенаитжбш р яцп
тжбш р ясмвыгуоенаицпл к дзюхэчп р яьщьйщьйюхэчфцил к дзэж
смвыгутжбшя р оенаицпл кк дзюхэчфщьйтжбш р яцпл к дзюхэчфш
йшьфчэхюзд к лпця р шюэтугывмсианеосмвыугоенаитжбш р яцп
оенаисмвыгутжбш р яцпл к дзюхэцфшьйоенаисмвыуетжбя р цпш
тжбш р ясмвыгуоенаицпл к дзюхэчф р яьшьйщьйюхэчфтпл к дзтж
йщьфчэхьюзд к лпця р шбжтугывмсианеосмвыгуоенаитжбш р яцп
оенаисмвыгутжбш р яцпл к дздхячфшьйоенаисмвыугтжбя р цпш
тжбш р ясмвыгуоенаицпл к дзюхэчф р яъщьйщьйщьйюхэчфцпл к д
нщьфчэхюзд к лпця р шбжтугывмсианеосмвыу к оенаитжбш р яцп
оенаисмвыгутжбш р яцпл к дзюхэмчфшьйоенаисмвыу к тжбя р цпш
тжпш р яцпл к здюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэифцпл к дзтжб р я
ряцпл к дзюхэчфшьйшьйюхэчфцпл к дзяршбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбш р яцпл к дзюхячпшьйоенаисмвыугтжбя р цпш
тжбш р яцпл к здюхчэфьшйсмвыгуоенаийьшюхэчфцпл к дзтжб р я
р яцпл к лзюхэчфшьйшьйюхэчфцпл к лзя р шбжтсмвыгуианеосмт
цпл к дзюхэчфшьйтжб р шясмвыгуоенаисмвыгутжбш р яцп к лэй
оенаисмвыгутжбш р яцпл к дзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбя р цпш
тжбш р ядпл к здюхээфьшисмвыгуоенаийьшюхэчфшпл к дзтжб р я
цпл к дзюхэчфшьйтжб р шясмвыгуоенаисмвыгутжбш р яцпл к лэй
р яцпл к дзюхэчфшьишьйюхэчфцпл к дзя р шбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмвыгутжбш р яцпл к лзюхэчфшьйоенаисмвыугтжбя р цпш
тжбш р яцпл к здюхчэфьюйсмвыугоенаийьшюхэчфцпл к лзтжб р я
цпл к лзюхэчфшьйтжб р яшясмвыгуоенаисмвыгутжб р ясил к дэй
р яцпл к дзюхчфшьйщьйюхэчфцплд к зяш р бжтсмвыгуианеосмтс
оенаисмвыгутжбш р яцпл к дзихэчфщьиоенаисмвыугтжбя р цпш
тжбш р яцпл к здюхчэфьщйсмвыгуоенаийьщюхэчфцпл к дзтжб р я
цпл к дзюхэчфщбйтжь р шясмвугуоенаисмывгутжбш р яцпл к дзй
р яцпл к дзюхэчфщьйщьйюхэчфцпл к дзя р шбжтсмвыгуианеосмт
оенаисмбыгутжбш р яцпл к дщюхэчфшьйоемаисмвыугтжбя р цпш
цпл к дзюхэчфщьйтжб р шясмыгуоенаисмвыгутжбш р яцпл к дзй