Как использовать комнатные растения в работе с детьми?




Сколько названий комнатных растений должен знать ребенок-дошкольник?

Например, дошкольнику того или иного возраста полагается знать определенное количество названий: пять, десять и т.п. Однако с точки зрения экологического образования не столь важно помнить названия растений. Гораздо важнее показать ребенку, как разнообразны комнатные растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.

Конечно, ребенок интересуется названиями, можно дать ему соответствующую информацию, предложить самостоятельно или вместе с взрослым отыскать их в красочно иллюстрированной энциклопедии. Для читающих ребят таблички с названиями прикрепляются непосредственно возле растений. Начать знакомство с растениями лучше всего с видов с русскими «именами», отражающими их характерные особенности: Ванька мокрый (бальзамин), щучий хвост (сансевьера) и т.п.

Сколько растений должно быть в помещении?

Конечно, есть разумные требования. Например, понятно, что чем меньше дошкольники, тем более яркими, привлекательными должны быть растения в группе. Просто для того, чтобы привлечь их внимание. Точно так же понятно, что в группе не должно быть ядовитых, опасных для здоровья детей видов. Ребятам интересно сравнивать растения, а для этого нужны пришельцы из разных стран, с разными листьями, стеблями, цветками.

Количество растений во многом зависит и от микроклимата группы: в сухом помещении можно выращивать больше растений, чем во влажном. Конечно же, нельзя допускать, чтобы растения на окнах уменьшали количество света в комнате, и превращать групповое помещение в оранжерею. Необходимо помнить и о том, что у некоторых детей бывает аллергия на определенные виды растений.
В последнее время в детских садах стали все чаще обращать внимание и на оздоровительную роль комнатных растений. Многие из них очищают, ионизируют воздух, выделяют фитонциды и другие вещества, губительно влияющие на микроорганизмы. Подбирая растения для разных помещений, можно учитывать и особенности их влияния на здоровье: если в детском саду есть ребята, страдающие астмой, — высаживаются одни растения, если ОРЗ — другие и т.п.
Комнатные растения — неотъемлемая часть зимнего сада, экологической комнаты, комнаты психолога. Они визуально выделяют зону релаксации, а вертикальное озеленение (например, плющ на веревках, металлических решетках) или растения на высоких подставках помогают разделить комнату на функциональные зоны, выделить уголок уединения.

Как использовать комнатные растения в работе с детьми?

Труд в уголке природы традиционно рассматривался как неотъемлемая часть воспитания дошкольника. Важно, чтобы каждый ребенок выбрал для ухода то растение, которое ему больше всего нравится, а не по указанию взрослых. Нужно заранее познакомить детей с особенностями живых организмов. Например, практически все дошкольники считают, что чем больше поливать растение, тем для него лучше. В результате такого чрезмерного усердия некоторые растения погибают. Во время ухода, наблюдений за обитателями живого уголка постоянно обсуждайте с детьми различные вопросы, например: какую роль играют свет, вода, тепло в жизни комнатных растений? Для чего вы их пересаживаете?
Рассмотрим некоторые варианты использования этих живых объектов.

Развитие речи. Предложите детям внимательно изучить растения и придумать им имена, которые бы отражали их особенности («пушистик», «колючка» и т.п.). Пусть ребята расскажут, какими бывают растения (подберут определения), что они умеют делать (глаголы), что любят, а что — нет. Сочините рассказ или сказку по результатам наблюдений. Можно придумать сказочного человечка, который будет охранять растения и рассказывать о них малышам. Старшие дошкольники могут стать экскурсоводами и поведать младшим о своих любимых питомцах (хорошо, если в этом им помогут папы и мамы, увлекающиеся комнатным цветоводством).

Сенсорное развитие. Листья, цветки комнатных растений можно погладить, выяснить, какие они на ощупь: гладкие или шершавые, пушистые или колючие; обвести пальчиком контур листа (продолговатый, округлый, с выемками и т.п.). Пусть ребенок, трогая лист, закроет глаза и представит, что гладит животное. Кто это мог быть? Во время пересадки растений дети трогают песок, почву (влажную, сухую), керамзит, природные камешки и рассказывают о своих ощущениях.

Экспериментирование. Проводя опыты с растениями, необходимо помнить, что наша цель — это прежде всего воспитание бережного отношения к природе, а не научные исследования любой ценой. Например, для выяснения роли воды в жизни живых организмов иногда берут два комнатных растения, одно из которых поливают, а другое — нет (в результате оно засыхает). Такой опыт проводить можно только с некоторыми влаголюбивыми видами, например, с Ванькой мокрым. Признаки нехватки воды сразу же отражаются на его облике, листики становятся менее упругими и поникают. Но достаточно добавить в горшок немного воды, и растение снова восстанавливает свой первоначальный вид.
Эксперименты помогут дошкольникам понять, для чего они ухаживают за растениями. Например: не протирайте один из листьев растения длительное время. Затем предложите ребятам приложить к нему кусочек липкой ленты. Какой она стала? (Обычно остается пыль.) Для сравнения можно исследовать лист, который регулярно протирался. Вывод: растения очищают в комнате воздух, но и сами нуждаются в уходе.

Игры. Конечно, растения — это живые организмы, и поэтому использовать их для игр нужно осторожно, чтобы не повредить листья и стебли. Из небольших растений можно создать лес для маленьких кукол или сказочных персонажей. Они станут дополнениями к театральным декорациям. Растения можно временно помещать на крупные макеты (например, горных ландшафтов, города).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: