ПОНЯТИЕ О ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ.




ЗАНЯТИЕ 2

 

I. СИНТАКСИС

Методический комментарий

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание – соединение двух или более знаменательных слов, связанных грамматически и по смыслу подчинительной связью.

Одно из слов в словосочетании главное, второе – зависимое. В дальнейшем главное слово будет отмечаться знаком (Х) после слова. Например, открытая книга (Х), читать (Х) книгу, громко читать (Х).

Главное слово в словосочетании (если это изменяемая часть речи) может употребляться в любой из своих форм: прочитал текст (прочитать текст, прочитаю текст, прочитал бы текст, прочитав текст, прочитавший текст и др .); новый дом (нового дома, новому дому и др.).

 

Не являются словосочетаниями:

· подлежащее + сказуемое (Мальчик рисует);

· сочетания равноправных слов с сочинительной связью, т.е. однородные члены (мальчик и девочка; танцует, но не поет).

· конструкции, состоящие из знаменательного и служебного слова, то есть предлог + существительное, частица + знаменательная часть речи (около дома, в течение года, насчёт работы, только ты, лишь сегодня, именно о тебе).

· конструкции, состоящие из знаменательного слова и относящегося к нему обособленного члена предложения (дом, построенный недавно,...; ушел, ничего не сказав,…)

· составные формы времени, наклонения, степени сравнения (буду учиться, пусть спит, давай поговорим, самый интересный, более новый)

Существует три типа подчинительной связи:

Ø согласование

Ø управление

Ø примыкание

Согласование – тип связи в словосочетании, при котором зависимое слово имеет тот же род, число и падеж, что и главное слово.

О согласовании можно сказать, что это тип связи, при которой прилагательное (или слова со свойствами прилагательного) зависит от имени существительного (более редко – от местоимения или слова, выступающего в роли существительного), например (*главное слово во всех словосочетаниях выделено жирным шрифтом): родной человек, открытая книга, кто-то неизвестный, твой друг, второй класс, в пяти случаях, одна книга, мнимый больной, вечное «нельзя», девушка -красавица.

Таким образом, зависимое слово может быть выражено:

1) как полным прилагательным, так и полным причастием (новый дом, смеющийсямалыш, прочитанная лекция);

2) местоимением-прилагательным (моймалыш, чьи-то дети, ваша работа, некоторые люди);

3) порядковым числительным (первый дом, третьисутки), количественным или собирательным числительным в формах косвенных падежей, кроме винительного (в двух классах, с пятьюдесятью тремя участниками, на троих детей);

4) существительным-приложением (месяц апрель, волшебник - недоучка, барабанщик дождь, Байкал -озеро, журнал «Звезда», Толстой- философ).

Следовательно, зависимое слово – это всегда склоняемая часть речи, изменяемая по родам (кроме количественных числительных), падежам и числам; зависимое слово отвечает на вопросы какой? какого?..; чей? чьему?..; скольких? со сколькими?..

 

При согласовании звависимое слово изменяется вслед за главным, например: берёзовая роща (Им. пад.- Им. пад.) – у берёзовой рощи (Род. пад.- Род. пад.) – в берёзовой роще (Пр. пад.- Пр. пад.); кто-то неизвестныйкого-то неизвестногокому-то неизвестному; девушка-красавицас девушкой-красавицейо девушках-красавицах.

 

Изменяемые притяжательные местоимения мой, твой и аналогичные в сочетаниях типа моя книга – моей книги – мою книгу, твоя работа – твоей работы и др. согласуются с существительными, это согласование; а неизменяемые притяжательные местоимения его, её, их примыкают к главному слову (хотя все они отвечают на вопрос чей? чья?..): её книга – в её книге – под её книгой, её дом – у её дома – к её дому, их домамежду их домами и т.д. (как видим, слова её, их не изменяются при изменении главного слова), это примыкание.

Обратите внимание! Неизменяемые существительные по аналогии согласуются с прилагательными в роде, числе и падеже. Ср. рыжий кенгуру (им.п., муж.р., ед.ч.), вижу рыжего кенгуру (вин.п., муж.р., ед.ч.); известный маэстро, об известном маэстро; моя маленькая леди и др.

Управление – вид связи в словосочетании, при котором зависимое слово имеет тот падеж (с предлогом или без), который обусловлен главным словом.

При управлении главным словом может быть любая знаменательная часть речи, а зависимым только слово, изменяемое по падежам, то есть существительное, местоимение, более редко – числительное или количественно-именное сочетание, поэтому к зависимому слову всегда можно задать падежный вопрос (о чём? с чем? к чему? о ком? в кого? и т.д.); при управлении существительное и местоимение-существительное выражают свою зависимость от других частей речи, например (*зависимое слово в приведённых словосочетаниях выделено особым шрифтом):

читать(что?) книгу, читать (по чему?) по книге, читать (в

чём?) в книге;

читая книгу, читающий книгу, читающий по книге;

вижу (кого?) двоих; поговорить (с кем?) с приглашёнными;

чтение книг, платье с кармашками, пение птиц;

довольный /доволен всем; известный / известен публике,

известный по фильму, достойный награды;

первый в ряду, два дома;

каждый из присутствующих / из нас;

недалеко от дома, ближе к тебе, подальше от людей.

В словосочетаниях со связью управление при изменении главного слова зависимое сохраняет свою падежную форму без изменения:

читать книгу, читала / читай / пусть читает книгу;

чтение книг, без чтения книг, о чтении книг.

 

Примыкание – вид связи в словосочетании, при котором главное слово не влияет на форму зависимого, поскольку зависимое слово является неизменяемым.

Если главное слово при примыкании может быть выражено разными частями речи, то зависимое слово – это неизменяемые части речи и неизменяемые формы слов (чаще всего зависимое слово отвечает на обстоятельственные вопросы: где? куда? когда? почему? в какой степени? и др.)

Зависимое слово (*выделено в словосочетаниях жирным шрифтом) может быть выражено только:

1) наречием: очень лёгкий, слишком устал, наелся вдоволь, работает нехотя, уже пришёл, делая быстро, макароны по-флотски, одеться по-походному, совсем близко, почему-то не пришел, так тихо, произошло там;

2) инфинитивом (неизменяемой формой глагола): велел узнать, уехал отдыхать, начать работать, надо переделать, нельзя обижаться, лень думать, стремление победить, рад поговорить, должен учиться, попытка помириться;

3) неизменяемыми притяжательными местоимениями его, её, их: его позиция, её предложение, их помощь.

4) формами сравнительной степени прилагательных и наречий: ребята постарше, платье понарядней, работай аккуратнее, пишите чаще, объясни более подробно;

5) одиночным необособленным деепричастием (это неизменяемая форма глагола): сидит нахмурившись, ходит сгорбившись;

6) несклоняемыми (заимствованными) прилагательными: цвета хаки, брюки клёш, рукав реглан.

Обратите внимание! Следует особенно вдумчиво относиться к анализу типа связи в словосочетаниях, включающих местоимения его, её, их. Это могут быть падежные формы изменяемых личных местоимений он, она, они, и тогда они вступают в связь управление: вижу её (кого?), люблю (кого?) их.

Неизменяемые притяжательные местоимения вступают в связь примыкание: её дом (чей?), их дети (чьи?).

Внимание, это поможет при анализе! Основные признаки, которые помогут определить тип связи в словосочетании:

Ø при согласовании зависимое слово (полное прилагательное или слово с аналогичными свойствами, отвечает на вопрос какой?) меняется вместе с главным: желтая луна, желтой луны; какое-то чувство, каких-то чувств; второй гол, вторым голом;

Ø при управлении зависимое слово не меняется вместе с главным, хотя и имеет способность изменяться по падежам; к нему всегда можно задать падежный вопрос: зависящий (от кого?) от других, зависящему (от кого?) от других; письмо (для кого?) для тебя, в письме (для кого?) для тебя;

Ø при примыкании зависимое слово всегда неизменяемое: совершенно напрасно, так испуган, езда верхом, слишком сладкий; просить позвонить; её вера.

Выбирая из текста словосочетание и определяя тип связи, используйте следующий алгоритм:

1) определите главное слово;

2) задайте вопрос от главного слова к зависимому;

3) определите, чем выражено зависимое слово (какой частью речи или формой) и какова его грамматическая специфика:

(а) неизменяемая часть речи / форма (= это может быть только примыкание);

(б) это изменяемая часть речи, прилагательное или аналог прилагательного, изменяется по родам, числам и падежам (= это согласование);

(в) может изменяться по падежам, но в данном словосочетании должно стоять строго в определённой падежной форме (= это управление);

 

При анализе предложения все словосочетания полагается выписывать в исходной по главному слову форме. Например, из данного предложения можно выписать следующие словосочетания:

Она нетерпеливо теребила снятую с правой руки перчатку и старалась не смотреть на собеседника.

Грамматическая основа – она теребила и старалась не смотреть;

словосочетания со связью согласование: снятая перчатка (снятую перчатку), правая рука (с правой руки);

словосочетания со связью управление: теребить перчатку (теребила перчатку), снятую с руки (снятый/снять с руки), не смотреть на собеседника;

словосочетания со связью примыкание: нетерпеливо теребить (нетерпеливо теребила), стараться не смотреть (старалась не смотреть).

Упражнение 1.
а)
Укажите, какие из приведённых далее конструкций не являются словосочетаниями (*ключи к этой части задания будут размещены в конце материалов следующего занятия):

На речном берегу, будут копать, совершенно неинтересно, город затих, какой-то человек, в течение года, около дома, старинная ограда, вдоль ограды, в театре или в кино, он маленький, навстречу ветру, на встречу с другом, хочу искупаться, в продолжение двух лет, только о тебе, давайте думать, скажет лишь вам, не будем слушать, будет строителем, бланк заполнен, поближе к дому.

б) Укажите главное слово в каждом словосочетании и тип связи.

Развитые страны (), весьма развитый (), кот-воришка (),

развивать речь (), мощь страны (), дом Романовых (),

продавец-консультант (), их страна (), город Рига (),

предложить профинансировать (), уехать в Америку (),

узнавая его (), его ученики (), подошел спросить (),

отгрузка товара (), из других рук (), дешево купить (), купил не торгуясь (), абсолютно необходимо (),

возможность участвовать (), модернизация оборудования (), направлен на подготовку (), экономно расходуя ().

 

Упражнение 2. С каждым из слов придумайте словосочетания с разными типами связи, указывая главное слово и тип связи.

Образец: деньги. Большие деньги (Х) – согласование, печатать(Х) деньги – управление, их деньги(Х) – примыкание.

прочитать

чтение

недовольный

покупка

танцевавший

 

Упражнение 3. Найдитесловосочетания со связью примыкание (ответ может быть не один).

1) размер субсидии 2) неспелое киви 3) подбросил наверх 4) в рамках проекта 1) в некоторых вузах 2) решили не подумав 3) методика обучения 4) стремление победить 1) вуз-победитель 2) контракт на поставку 3) остался дома 4) без его решения

 

Упражнение 4.

а) В каком ряду во всех словосочетаниях связь СОГЛАСОВАНИЕ?

1) покупать шапку, каждый день, очень весёлый, похожий на брата;

2) выше сестры, четыре листа, в его интересах, с нашими друзьями;

3) пятый ряд, под городом Псковом, расчищенный путь, в том варианте;

4) книга в переплёте, в твоей шубе, чьи-то следы, Алёшин пиджак.

 

б) В каком ряду во всех словосочетаниях связь УПРАВЛЕНИЕ?

1) о чём-то смешном, стучать молотком, вижу его, будка для сторожа;

2) уехать в июне, махнуть рукой, выйдя из дома, доволен вами;

3) встав из-за стола, отбежать от дерева, спускаться вместе, всегда серьёзен;

4) гулять около леса, красный от жары, долго смеялся, операция на сердце.

 

в) В какой строчке во всех словосочетаниях связь ПРИМЫКАНИЕ?

1) работать ночью, борода лопатой, носки из шерсти, езда верхом;

2) двери гостиницы, их победа, важный для всех, произошло когда-то;

3) кофе по-турецки, желание учиться, пристально смотрит, иди быстрей;

4) по-праздничному весёлый, иногда рассеянный, что-то иное, отечески заботливый.

 

г) В каком ряду во всех словосочетаниях связь УПРАВЛЕНИЕ?

1) кивая головой, иду через минуту, помчался по дороге, удивлён встречей;

2) работать по одному, по дороге к школе, кланяясь в пояс, узнай обо всём;

3) с обеих сторон, останавливаться на улицах, уже пришел, спроси его;

4) глянул испуганно, скатерть в клетку, по первому снегу, в его письме.

 

д) В каком ряду во всех словосочетаниях связь СОГЛАСОВАНИЕ?

1) в другом томе, заехавший на полчаса, распахнутая дверь, сделавший всё;

2) на всех этажах, по ухабистому тракту, цветок мак, в заросшем саду;

3) земной поклон, спросивший это, достигший середины, с их помощью;

4) о вашей подруге; неумирающая жизнь, потоки машин, полутёмная кузница.

 

е) В каком ряду во всех словосочетания связь ПРИМЫКАНИЕ?

1) по его совету; иди домой; о чтении книг, был на уроке;

2) беги к дому; неподалёку от вас, попытаться решить, на том берегу;

3) на улицах города, стремление исправить; ветви берёз, совсем по-другому;

4) начали двигаться, сидели молча, брови вразлёт, идти разувшись.

 

Упражнение 5. Прочитайте предложения и выполните задания 1 – 4.

А. Не только Пушкин, но и поэт А.К. Толстой, и художник Н.К. Рерих, и многие другие вдохновлялись творениями Нестора.

Б. Ведь знакомая всем «Песнь о вещем Олеге» Пушкина, оказывается, воспроизводит сказание Нестора.

В. В Киево-Печерской лавре сохранилась пещера, где жил Нестор – «древнейший летописец русский».

Г. Те, кто никогда не читал Нестора, и даже те, кто не подозревает о его существовании, всё же знакомы с его произведениями.

 

1)* В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, В, Б, Г 2) Г, Б, В, А 3) В, Г, Б, А 4) Г, А, В, Б

*Задание опережающей трудности дает возможность сравнить полученный результат с ключами к правильным ответам, размещенным в конце занятия 2.

 

2) Какое сочетание служит грамматической основой предложения Б?

1) «Песнь о вещем Олеге» оказывается;

2) сказание оказывается;

3) сказание воспроизводит;

4) «Песнь о вещем Олеге» воспроизводит.

 

3) Выпишите все словосочетания

Из предложения А - с синтаксической связью согласование: ______________________________

__________________________________________________________________________________

Из предложения Б – со связью управление: _____________________________________________

__________________________________________________________________________________

Из предложения Г – со связью примыкание: ____________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

4) Укажите верное утверждение:

1) В предложении В два словосочетания со связью согласование; словосочетаний со связью примыкание нет.

2) В предложении В три словосочетания со связью согласование; словосочетаний со связью примыкание нет.

3) В предложении В три словосочетания со связью согласование, одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление.

4) В предложении В четыре словосочетания со связью согласование, одно словосочетание со связью примыкание, одно словосочетание со связью управление.

 

II. СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ.

ПОНЯТИЕ О ПРЯМОЙ И КОСВЕННОЙ РЕЧИ.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: