МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ




ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Развитие интегративных процессов в условиях общеобразовательных учреждений у нас в стране связано с именами выдающихся сурдопедагогов, сотрудников Института дефектологии АПН СССР Э. И. Леонгард и Б. Д. Корсунской. Именно они в середине 1970-х годов перешли в работе с детьми с ОВЗ, в первую очередь слабослышащими и глухими, с уровня социального взаимодействия на уровень социально-образовательной интеграции.

Особенно успешно этот процесс был реализован в модели, созданной и апробированной на практике Э. И. Леонгард.

Однако ни ей, ни ее последователям не удалось создать в общеобразовательных учреждениях научно обоснованные и структурно завершенные комплексы, тем более легко воспроизводимые без личного авторского участия. Вплотную приблизиться к решению этой проблемы удалось в начале XXI в. олигофренопедагогам.

Как свидетельствует опыт, то, что отработано в практическом и методологическом плане при обучении детей с нарушением интеллекта, целесообразно и психологически обоснованно применять в процессе обучения детей с другими нарушениями развития, находящимися в аналогичных условиях воспитания.

 

МОДЕЛЬ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

Содержание образования для детей, интегрированных в ОУ, должно отличаться от того, которое они могли бы получить в специальных (коррекционных) классах. Такое обучение может быть эффективно лишь для детей, соответствующих или близких по уровню психофизического и речевого развития возрастной норме и психологически готовых к совместному обучению со здоровыми сверстниками.

Эти дети (от 1 до 5 человек) включаются в обычные классы общеобразовательной школы по месту жительства. В общеобразовательной школе увеличивается количество тех уроков, которые дети с особенностями в развитии могли бы посещать с обычными сверстниками.

Но в то же время при обучении таких учеников необходимо руководствоваться специальными образовательными программами. Еще сложнее выстроить систему обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу предполагает одновременное использование нескольких форм организации образовательного процесса:

1) обучение в общеобразовательном интегрированном классе по программам для общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

2) обучение в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки по рекомендованным ПМПК специальным образовательным программам в соответствии с индивидуальными коррекционно-образовательными маршрутами, разработанными специалистами школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк);

3) оказание специальной коррекционной помощи с целью компенсации имеющихся нарушений в развитии ребенка специалистами службы сопровождения;

4) развитие и коррекция через систему дополнительного образования.

Деятельность общеобразовательного интегрированного класса регламентируется Положением о специальном (коррекционном) обучении в муниципальном общеобразовательном учреждении (Приложение 2), Положением о социально-образовательной интеграции в условиях общеобразовательного класса (Приложение 3), Положением об индивидуальных и групповых коррекционных занятиях (Приложение 4).

Как правило, дети с ограниченными возможностями здоровья зачисляются в те классы, которые работают по традиционным массовым программам.

Нужно стремиться к тому, чтобы в один класс попадали дети лишь одной нозологической группы (например, только нормально развивающиеся и глухие или нормальные и умственно отсталые дети).

Внутри учреждения всем ходом интегрированного обучения руководит школьный ПМПк.

Он же осуществляет необходимую корректировку образовательных маршрутов обучающихся, если в этом возникает необходимость. Кроме того, члены консилиума рекомендуют прохождение дополнительной диагностики (при необходимости дифференциальной диагностики или уточнение образовательного маршрута), посещение тех или иных кружков дополнительного образования, контролируют результативность обучения и психолого-педагогического сопровождения.

Основная цель уроков интегрированного обучения – создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.

В школьном у ч е б н о м п л а н е определяется состав учебных предметов в рамках образовательных областей и образовательных компонентов базисного учебного плана, а значит, должна быть отражена специфика образовательной деятельности школы как учреждения, работающего в рамках интегрированного обучения. Методическое обеспечение такого обучения учащихся с психофизическими нарушениями и детей с нормальным развитием включает программные, учебно-методические и дидактические материалы как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения.

При организации учебно-воспитательного процесса главная трудность для учителя состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные особенности ребенка с проблемами в развитии, интегрированного в среду нормально развивающихся сверстников, с выполнением образовательного стандарта, заложенного в специальной коррекционной образовательной программе для учреждений VII или VIII вида.

Опыт показывает, что в обучении детей с ЗПР на начальных этапах преобладает работа учителя-дефектолога в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, но постепенно дети все в большем объеме получают знания на уроках в условиях общеобразовательного класса.

При обучении же детей с нарушением интеллекта ситуация обратная. На начальных этапах умственно отсталые дети большую часть учебного времени проводят со своими нормально развивающимися сверстниками, но по мере адаптации детей к классу и усложнения образовательной программы увеличивается количество часов обучения в классе коррекционно-педагогической поддержки под руководством учителя-дефектолога.

Выбор программ – основа обучения. В начальной школе для обучения учащихся с особенностями развития за основу берутся:

1) типовые государственные программы для общеобразовательных учреждений – 1–4 кл. (авторы: Л. В. Занков, В.В.Истомин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, Н. Я. Виленкин, Л. Г. Петерсон, В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин, Т. Г. Рамзаева, Л. Ф. Климанова, Н. Н. Светловская, О. В. Джежелей, М. И. Моро, М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, С. И. Волкова, С. В. Степанова);

2) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития (авторы: Е. А. Екжанова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, Т. В. Кузмичева, Е… Б. Новикова, Е. Н. Морсакова, Р. Д. Тригер, Н. А. Цыпина, С. Г. Шевченко);

3) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с нарушением интеллекта (авторы: В. В. Воронкова, И. В. Коломыткина, Н. М. Барская, С. Ю. Ильина, З. Н. Смирнова, Г. Н. Гусева, А. К. Аксенова, Э. В. Якубовская, А. А. Хилько, В. В. Эк, М. Н. Перова и др.);

4) программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи (авторы: Л. В. Бенедиктова, Р. И. Лалаева, Л. В. Кузнецова, С. И. Векшина, Е. Д. Гарева, Г. Ю. Берестова, Г. П. Рындина, С. Б. Яковлева).

На основе этих программ и разработанных по ним учебников и учебных пособий составляется интегрированное к а л е н д а р н о-тематическое планирование по учебным дисциплинам, объединяющее общеобразовательные и специальные (коррекционные) образовательные программы (Приложение 5).

В его составлении участвуют учителя начальных классов, учителя-дефектологи, логопеды.

Это обусловлено тем, что количество часов, которые отводятся на изучение учебных дисциплин предметного цикла и содержание образовательной программы следует распределить между изучением их в условиях общеобразовательного класса и на специальных уроках в классах коррекционно-педагогической поддержки.

Учителя и специалисты коррекционного образования разрабатывают календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе.

Предлагаем алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования.

Алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования

♥ Изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений соответствующих видов.

♥ Определение регионального и валеологического компонентов.

♥ Определение содержания учебно-методического и дидактического комплекта, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование.

♥ Соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ.

♥ Анализ количества часов, рекомендуемых программой для прохождения основных тем.

♥ Поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету.

♥ Выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса.

♥ Выделение общих тем программ для изучения их в классах коррекционно-педагогической поддержки.

♥ Составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.

Поурочное планирование базируется на учебном плане образовательного учреждения, в котором выделяются инвариантная и вариативная части. Инвариантная часть учебного плана содержит федеральный и национально-региональный компоненты. Федеральный компонент обеспечивает удовлетворение образовательных потребностей в рамках государственного стандарта, гарантирует овладение выпускниками знаниями, умениями, навыками, обеспечивающими возможность продолжения образования. Национально-региональный компонент обеспечивает включение в содержание образования вопросов, связанных со спецификой той или иной области страны (географические, социальные, производственные, экономические, экологические, этнические, культурные и т. п.), которые органично входят в соответствующие образовательные области в рамках часов учебных предметов. Вариативная часть учебного плана обеспечена учебно-методическим комплектом, который изучается в течение дополнительных часов, предоставленных на предметы, усиливающие, расширяющие и углубляющие знания учащихся.

Специфика составления школьных учебных планов для детей с задержкой психического развития и для детей с нарушением интеллекта, интегрированных в среду своих нормально развивающихся сверстников на начальной ступени обучения.

Для тех, кто обучается по специальным (коррекционным) образовательным программам для детей с задержкой психического развития, в начальной школе предусматривается обучение по предметам «Русский язык», «Литература», «Математика», «Ознакомление с окружающим миром», «Трудовое обучение» как в общеобразовательном, так и в классе коррекционно-педагогической поддержки.

Образовательные курсы «Музыка и пение», «Изобразительное искусство», «Физическая культура», «Природоведение», «Основы безопасности жизнедеятельности» изучаются в условиях общеобразовательного класса с учетом особенностей познавательной деятельности детей данной группы.

Предмет «Ритмика», направленный на коррекцию двигательных функций и развитие координации движений, преподается ученикам в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки.

Вне сетки учебного расписания проводятся коррекционные занятия специалистами службы сопровождения (учителем, педагогом-психологом и учителями-дефектологами).

Организация и проведение этих занятий осуществляются исходя из индивидуальных потребностей и возможностей учащихся данной группы. Коррекционные занятия проводятся 3–4 раза в неделю, продолжительность каждого – 15–20 мин.

Календарно-тематическое и поурочное планирование составляется педагогами школы исходя из требований отобранных образовательных программ для обучения учащихся в интегрированном общеобразовательном классе.

Приведем пример составления учебного плана для детей с ЗПР (табл. 2).

В зависимости от имеющихся у ребенка проблемных областей из раздела «Индивидуальные и групповые коррекционные занятия» планируются 3 ч индивидуальной поддержки, которые отражаются в индивидуальном образовательном маршруте.

Обучение по специальным (коррекционным) образовательным программам для детей с нарушением интеллекта осуществляется по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика», «Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности», «Трудовое обучение».

Они предусмотрены для изучения как в общеобразовательном классе (с учителем класса), так и в классе коррекционно-педагогической поддержки (с учителем-олигофренопедагогом).

«Ритмика» как учебный предмет изучается детьми с умственной отсталостью в 1–4 классах только в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки, что обусловлено недостаточной сформированностью двигательных навыков у таких детей, замедленным темпом выполнения упражнений.

Логопедические занятия проводят учителя-логопеды, занятия ЛФК – преподаватели физической культуры, развитие психомоторики и сенсорных процессов осуществляют педагоги-психологи на индивидуальных коррекционных занятиях. Факультативные занятия вариативной части учебного плана вынесены за сетку расписания. Приведем пример составления учебного плана для учеников 4 класса с нарушением интеллекта (табл. 3).

Таблица 3

Примерный учебный план для детей, обучающихся по программам для учреждений VIII вида (4 класс)

Обучение детей с речевыми нарушениями осуществляется согласно требованиям образовательных программ 27 (табл. 4).

Образовательная область «Филология» в начальных классах по программам для С(К)ОУ V вида содержит коррекционный лингвистический курс «Произношение», который преподают учителя-логопеды (в первом классе – 3 ч, во втором –2 ч) только в условиях классов коррекционно-педагогической поддержки.

Овладение курсом «Обучение грамоте» предусмотрено как в общеобразовательном классе, так и в классе, где работает учитель-логопед, т. е. в классе коррекционно-педагогической поддержки. Выбор класса обучения зависит от степени выраженности имеющихся речевых нарушений у детей

с тяжелыми нарушениями речи и от индивидуальных особенностей школьников.

Определяющими являются рекомендации специалистов ПМПК.

Курс «Развитие речи» преподается в условиях общеобразовательного класса (1 ч) и класса коррекционно-педагогической поддержки (2 ч) в течение всего периода обучения ученика с речевыми нарушениями в начальной школе.

Курсы «Русский язык», «Чтение», «Математика» делятся также между двумя формами обучения – общеобразовательный класс и класс коррекционно-педагогической поддержки. Дисциплины «Физическая культура», «Трудовое обучение», «Музыка» усваиваются детьми в условиях общеобразовательного класса.

Коррекционный курс «Логоритмика» в первом классе преподается в условиях класса коррекционно-педагогической поддержки.

Для детей с тяжелыми нарушениями речи предусмотрены индивидуальные логопедические занятия с учителями-логопедами, вынесенные за сетку расписания.

Таблица 4

Примерный учебный план для детей, обучающихся по программе для учреждений V вида (1–4 классы) I отделение, вариант 2

 

Внимательное отношение к составлению учебных планов для детей, обучающихся в условиях социально-образовательной интеграции, необходимо и на последующих годах пребывания детей в общеобразовательной школе.

В среднем звене намного сложнее выстроить систему работы классов коррекционно-педагогической поддержки из-за нехватки педагогических кадров (как правило, один учитель-предметник на одной параллели 5–9 классов преподает литературу и русский язык, алгебру и геометрию). Основной упор в коррекционно-педагогической работе приходится на индивидуальные коррекционные занятия с педагогами (не менее 4 ч в неделю).

Приведем примеры составления учебных планов в 5–9 классах для учащихся с ЗПР, апробированные в школе № 73 Челябинска. Вариативная часть учебных планов в 5–8 классах содержит курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (в соответствии с рекомендациями Главного управления образования и науки Челябинской области по использованию типовых учебных планов для С (К) ОУ I–VIII видов для общеобразовательных учреждений).

Увеличение часов литературы на один час в 5, 8 классах (автор В. Я. Коровина – 3-часовая программа) направлено на изучение курса «Вокруг тебя – мир», учебное пособие по которому издано в Москве Международной академической издательской компанией «Наука» под эгидой Международного комитета Красного Креста и Российского общества Красного Креста и рекомендовано Министерством образования и науки РФ в качестве пособия для дополнительного чтения. Кроме того, увеличение объема учебных часов позволяет рассматривать глубже и подробнее некоторые темы по основным предметам, включать уроки развития речи и внеклассного чтения. На изучение биологии в 6 классе добавлен 1 ч (используется 2-часовая программа Б. В. Пасечника).

сах содержит курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (в соответствии с рекомен-

дациями Главного управления образования и науки Челябинской области по использованию

типовых учебных планов для С (К) ОУ I–VIII видов для общеобразовательных учреждений).

Увеличение часов литературы на один час в 5, 8 классах (автор В. Я. Коровина – 3-часовая

программа) направлено на изучение курса «Вокруг тебя – мир», учебное пособие по кото-

рому издано в Москве Международной академической издательской компанией «Наука» под

эгидой Международного комитета Красного Креста и Российского общества Красного Кре-

ста и рекомендовано Министерством образования и науки РФ в качестве пособия для допол-

нительного чтения. Кроме того, увеличение объема учебных часов позволяет рассматривать

глубже и подробнее некоторые темы по основным предметам, включать уроки развития речи

и внеклассного чтения. На изучение биологии в 6 классе добавлен 1 ч (используется 2-часо-

вая программа Б. В. Пасечника).

На изучение предмета «Химия» в 8 классе добавлен 1 ч. Программа курса химии для

8 класса для общеобразовательных учреждений (автор О. С. Габриэлян) предусматривает

нагрузку на каждого ученика 3 ч в неделю. Данная программа способствует формирова-

нию прочных знаний по химии, развитию практических навыков, решает валеологические

задачи, определенные педагогами школы в рамках изучения данного предмета.

Один час в учебном плане выделен дополнительно на изучение алгебры в 7 классе. Для изучения информатики в 5 классе введен 1 ч из вариативной части учебного плана согласно Областному

базисному учебному плану (ОБУП) на основании образовательной программы «Информатика».

В инвариантной части учебного плана для обучения детей с ЗПР в 5–9 классах предусмотрено изучение учебных дисциплин «Русский язык», «Литература», «Математика»

как в общеобразовательном классе, так и в классах коррекционно-педагогической под-

держки.

Вариативная часть учебного плана содержит факультативы «Ритмика», «Краеведение», «Русская словесность», «Окружающий мир». Вне сетки учебного расписания проводятся коррекционные занятия 4 раза в неделю. В 5–9 классах коррекционные часы проводят учителя, обучающие детей с задержкой психического развития, педагоги-психологи.

Перечень коррекционных занятий определяется индивидуальными потребностями и возможностями данной категории учащихся.

Усвоение предметов «Русский язык», «Литература», «Математика», «Природоведение», «Биология», «История», «География» детьми проходит в условиях общеобразовательного класса и классов коррекционно-педагогической поддержки, а с 7 класса в условиях классов корррекционно-педагогической поддержки детьми с ЗПР изучается черчение (табл.5).

В 9—11 классах инвариантная часть учебного плана содержит 7 образовательных областей, которые представлены предметами, рекомендованными ОБУП.

Согласно социальному аказу на образовательные услуги учащихся школы и их родителей, определен перечень факультативных занятий и количество групп.

Данные факультативы способствуют развитию интеллектуальных, творческих, физических потребностей школьников и обеспечены учебно-методическими комплектами.

В соответствии с программами для детей с нарушением интеллекта (С(К)ОУ VIII вида) не предусмотрено изучение предметов «Иностранный язык», «Химия», «Физика» в 5–9 классах.

В это учебное время умственно отсталые школьники посещают уроки трудового обучения и социально-бытовой ориентировки (СБО) в условиях классов коррекци-

28 Габриэлян О. С. Программа курса химии для 8—11 классов общеобразовательных учреждений. М., 2006.

29 Угринович Н. Д. Программа для общеобразовательных учреждений: Информатика 2—11 кл. 2-е изд., испр. и доп.

М., 2005.Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. «Основы интегрированного обучения: пособие для вузов»

онно-педагогической поддержки. За сетку учебного расписания вынесены факультативные занятия, логопедические занятия (табл. 6).

Таблица 5

Примерный учебный план для детей, обучающихся по программе VII вида (5–9

классы)

 

Таким образом, учебные планы образовательного учреждения соответствуют регио-

нальному базисному учебному плану и уставу образовательного учреждения при 5-дневной

рабочей неделе в первых классах и 6-дневной рабочей неделе во 2—11 классах. Вариатив-

ная часть учебных планов обусловливается составом учащихся в интегрированных классах

с отклонениями в развитии и продолжительностью их обучения в школе.

Учебные планы готовит заместитель директора по учебно-воспитательной работе

школы совместно с руководителем ПМПк. Планы утверждаются директором школы и согла-

совываются в районном (а в условиях городского подчинения – городском) управлении обра-

зования в начале каждого учебного года.

Приведем пример структурной организации урока в общеобразовательном классе, где

осуществляется совместное обучение детей с задержкой психического развития и их нор-

мально развивающихся сверстников.Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. «Основы интегрированного обучения: пособие для вузов»

Таблица 7

Структура урока при внутренней дифференциации

Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения

детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий мате-

риал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение прой-

денного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая

тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня,

который определен их программой. В качестве примера в Приложении 6 представлены кон-

спекты уроков. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся

на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально

(карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невоз-

можна, то в этом случае он выстраивается по структуре уроков малокомплектных школ: учи-

тель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а уча-

щиеся с психофизическими нарушениями в это время выполняют самостоятельную работу,

направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала

учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся

с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индиви-

дуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый

материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продол-

жается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объясне-

ния непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала

инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные

задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не

может уделять много времени учащимся с умственной недостаточностью и вынужден весьЕ. А. Екжанова, Е. В. Резникова. «Основы интегрированного обучения: пособие для вузов»

урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразователь-

ной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.

При обучении учеников, имеющих нарушения интеллекта, в общеобразовательном

классе учитель нуждается в адресном (прежде всего рассчитанном на учеников) дидакти-

ческом обеспечении урока и учебного процесса в целом. Педагоги и учителя-дефектологи

составляют учебно-методические и дидактические комплекты. В приложениях 7 и 8 пред-

ставлены примеры комплектов, по которым осуществляется образовательный процесс в

интегрированных общеобразовательных классах первой ступени образования. Аналогично

составляются учебно-методический и дидактический комплекты для обучения учащихся с

разным уровнем умственной недостаточности, речевой патологией, сенсорными нарушени-

ями на второй ступени школьного образования, т. е. в 5–9 классах. Обеспечение учебниками и учебными пособиями учеников и учителей осуществляется так: родители совместно с учителями заранее определяют комплект учебников для каждого класса и в течение летних каникул библиотекарь школы приобретает необходимую литературу.

Составление учебных планов, продуманное использование учебно-методического и дидактического обеспечения позволяют осуществлять образовательную интеграцию, обеспечивать условия для получения знаний учениками с разными образовательными потребностями. Задания контрольных, проверочных и творческих работ должны соответствовать

уровню развития учащихся и оцениваться согласно требованиям учебной программы.

Создание условий для осознания каждым учеником своей личностной значимости, обеспечение возможностей для его самореализации и самосовершенствования в процессе обучения, стимуляция активности детей в досуговой деятельности, особенно вне стен образовательного учреждения, – важнейшие направления интегрированного обучения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: