для обучающихся по самостоятельной аудиторной работе




ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ.

 

Утверждаю:
зав. кафедрой,

проф. Туйгунов М.М.

«_31_» ____08_____2018 г.

 

 

 

Методические рекомендации

для обучающихся по самостоятельной аудиторной работе

на тему: «Особенности морфологии актиномицетов, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм, вирусов. Контрольная работа по темам №1-3 »

 

 

Дисциплина микробиология, вирусология

Специальность: 31.05.02 «педиатрия»

курс 2

Семестр 4

 

Уфа – 2018г.

Тема: «Особенности морфологии актиномицетов, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм, вирусов »

 

 

На основании рабочей программы учебной дисциплины: микробиология, вирусология, утвержденной «30 » 08 2018г.

 

 

Рецензенты:

1. Проф. Мавзютов А.Р.

2. Проф. Мурзабаева Р. Т.

Авторы доценты: Давлетшина Г.К.

Савченко Т. А.

 

 

Утверждение на заседание № 1 кафедры микробиологии, вирусологии и иммунологии от 31. 08. 2018 г.

 

1. Тема и ее актуальность: « Морфология и структура актиномицетов, спирохет, риккетсий, хламидий, микоплазм, вирусов. Контрольная работа по темам №1-3 »

Знакомство с миром микробов начинается у студентов с изучения морфологии и тинкториальных признаков основных групп микроорганизмов: бактерий, актиномицетов, грибов, микоплазм, спирохет, риккетсий, хламидий и вирусов, которые играют большую роль в патологии человека. Актиномицеты являются возбудителями актиномикозов – гнойно-воспалительных заболеваний самой разной локализации, в основе которых лежит хроническое гранулематозное воспаление, развивающиеся в ответ на медленное, но перманентное повреждение макрофагов– антигенопредставлящих клеток, участвующих в запуске специфических форм иммунного ответа. Так же не исключается, что, подобно другим возбудителям хронических инфекций (микобактерии, бруцеллы и пр.), трепонема – представитель спирохет, распалагаясь внутри клеток, например, в макрофагах, приводит к супрессии иммунитета и иммунологически опосредованным повреждениям тканей. С человеком связано около десятка видов микоплазм, «мембранных паразитов», возбудителей респираторных и урогенитальных инфекций, которые могут привести к бесплодию, осложнять течение беременности, вызывать внутриутробное инфицирование. Они могут вызывать экстрогенитальную патологию, например, септические артриты, поражают митральные клапаны, аорту и др. и смешанные инфекции с типичными бактериями, хламидиями и вирусами.

Хламидии, риккетсии и вирусы являются облигатными паразитами и в инфицированном организме, проникая в ткани, размножаются внутриклеточно. Клетки, подвергаясь инфекционной атаке, подобно организму начинает болеть, причем исходы болезни могут быть разными – гибель, выздоровление, опухолевая или антигенная трасформация, образование поликарионов в результате слияния нескольких клеток. Такие перестройки превращают клетку организма в мишень для иммунных реакций и индуцируют развитие аутоиммунной патологии. Таким образом, изучение роли данных микробов в патогенезе воспалительных, аутоиммунных и онкологических заболеваний остается актуальным.

2.Цель изучения темы: Изучить морфологию и структуру хламидий, актиномицетов, риккетсий, спирохет, вирусов.

Задачи: -рассмотреть основных групп микроорганизмов;

- связь формы и содержания, морфологии и функции на примере хламидий, актиномицетов, риккетсий, спирохет, вирусов.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

1.до изучения темы:

-классификацию микроорганизмов;

-морфологию бактериальной клетки;

-особенности химического состава микробов;

-микроскопический метод.

2.после изучения темы:

1).Особенности строения актиномицетов. Общие признаки с бактериями и грибами. Патогенные представители.

2).Особенности строения спирохет, их классификация. Общие признаки с бактериями и простейшими. Патогенные представители.

3).Особенности строения риккетсий. Общие признаки с бактериями и вирусами, патогенные представители.

4).Особенности строения хламидий. Общие признаки с бактериями и вирусами,патогенные представители.

5).Особенности морфологии и структуры микоплазм, патогенные представители.

6). Принципы классификации вирусов.

7. Морфология, структура и химический состав вирусов.

8) понятие о вирионе и вирусе, их определение

9) вирусы человека, животных, насекомых, растений, бактерий (фаги);

10) современные принципы классификации и номенклатуры вирусов

11) вирионы, их морфология и структура (нуклеоид, капсид, капсомеры), типы
симметрии нуклеокапсида;

12) химический состав вирионов (ДНК или РНК, белки, липиды,
полисахариды);

13) отличия структурной организации и химического состава вирионов от
бактериальных клеток.

должны владеть микроскопическим методом;

должны уметь:

· -обращаться с иммерсионной системой микроскопа;

· -готовить препараты из бактериальных культур;

· -готовить препараты для исследования микробов в живом состоянии;

· -окрашивать мазки простыми методами (водным фуксином и метиленовой синью)

· -идентифицировать бактерий по морфологическим и тинкториальным признакам.

 

должны сформулировать компетенции:ОПК-1,ПК-1,ПК-21, А/01.7; А/02.7; А/04.7;

 

 

Задания для самостоятельной аудиторной работы студентов по указанной теме:

1).Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с исползованием конспектов лекций, рекомендуемой учебной литературой.

2).Ответить на вопросы самоконтроля:

-Как окрашиваются по Граму хламидии, актиномицеты, риккетсии, спирохеты?

-Какие виды микроскопии применяются для изучения вирусов?

-Чем отличаются вирусы от хламидий и риккетсий?

-Чем отличаются микоплазмы от других прокариотов?

3) Проверить свои знания с использованием тестового контроля.

4) Микроскопия и зарисовка готовых препаратов с целью изучения морфологии и тинкториальных признаков микробов:

- Borrelia recurrentis;

-Rickettsia prowaztkii;

-вирионы Морозова- Пашена.

 

 

5)Разбор узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

Актиномицеты относятся к прокариотам, т.е. к организмам, не обладающим оформленным ядром и внутриклеточными мембранными структурами. По последним воззрениям, актиномицеты - это бактерии, способные к образованию длинных септированных или несептированных нитей (т.е. нитчатые бактерии). По классификации Берджи, актиномицеты относятся к бактериям, а не к дрожжеподобным грибам или плесневым грибам.По таксономии, актиномицеты относят к порядку Actinomycetales. Представляют собой нитевидные ветвистые клетки длиной 100-600 мкм и толщиной 0,2-1,2 мкм. Актиномицеты размножаются: 1)спорами; 2)поперечным делением; 3)почкованием. Не имеют капсулы, жгутиков, ворсинок. Грам +. Ультраструктура актиномицетов принципиально не отличается от бактерий, однако в составе пептидогликана клеточной стенки некоторых актиномицетов обнаружены арабиноза и галактоза, отсутствующие у бактерий.Подавляющее большинство актиномицетов - это свободноживущие сапрофиты. Многие сапрофиты, средой обитания которых является почва, образуют антибиотики - широко применяющиеся в медицинской практике. Например, стрептомицин, тетрациклин.

Хламидии способны вызывать у человека спектр органных поражений. Может повреждать одновременно и наружные, и внутренние половые органы, слизистую дыхательных путей, интиму сосудов и сердце, синовиальную выстилку суставов, зубы, органы зрения и слуха. Хламидиоз — инфекционное заболевание, передающееся половым путём, вызываемое хламидиями (Chlamydia trachomatis). Является одним из самых распространённых ЗППП. Chlamydia trachomatis — вид хламидии, которые представляют собой неподвижные, кокковидные, грамотрицательные облигатные внутриклеточ­ные микроорганизмы. Хламидийная инфекция поражает, главным образом, мочеполовую систему. В настоящее время урогенитальный хламидиоз является самой распространённой (до 60 %) причиной негонококковых уретритов. Существуя скрыто длительное время при неблагоприятных условиях (воздействие антибиотиков, перегревание, переохлаждение, простуда) хламидии способны трансформироваться в так называемые L-формы — как бы «впадают в спячку».

Микоплазмы — прокариотные одноклеточные, грамотрицательные микроорганизмы, не имеющие клеточной стенки, были открыты при изучении плевропневмонии у коров. Микоплазмы, по всей видимости, являются наиболее простыми самостоятельно воспроизводящимися живыми организмами, объём их генетической информации в 4 раза меньше, чем у Escherichia coli. Микоплазмы отличаются от остальных бактерий отсутствием жёсткой клеточной стенки (в результате чего от внешней среды их отделяет лишь цитоплазматическая мембрана) и ярко выраженным полиморфизмом. От вирусов микоплазмы отличаются способностью расти на бесклеточных средах и способностью метаболизировать ряд субстратов. Так, для роста микоплазме необходимы стеролы, например, холестерин. Микоплазмы содержат одновременно ДНК и РНК, а также чувствительны к некоторым антибиотикам.

В культуре одного вида можно выделить крупные и мелкие шаровидные, эллипсообразные, дисковидные, палочковидные и нитевидные, в том числе ветвящиеся (из-за этого все микоплазмы одно время причислялись к актиномицетам) клетки. Описаны разные способы размножения микоплазм: фрагментация, бинарное деление, почкование. При делении полученные клетки не равноценны по размеру, часто одна из них даже нежизнеспособна. К микоплазмам относятся формы с самыми мелкими из известных клеточных микроорганизмов размерами, в том числе меньше теоретического предела самостоятельного воспроизводства на питательной среде (этот предел для сферических клеток составляет 0,15— 0,20 мкм, а для нитевидных — 13 мкм в длину при 20 нм в диаметре).

Микоплазмы способны расти на широком диапазоне сред: от простых минеральных, до сложных органических, часть — только в организме хозяина. Продукты обмена микоплазм (перекиси, нуклеазы, гемолизины) оказывают разрушающее воздействие на клетку хозяина.

Вирусы — субклеточные инфекционные агенты, которые могут воспроизводиться только внутри живых клеток организма. По природе вирусы являются автономными генетическими элементами, имеющими внеклеточную стадию в цикле развития. Вирусы представляют собой микроскопические частицы, состоящие из молекул нуклеиновых кислот — (ДНК или РНК, некоторые, например, мимивирусы, имеют оба типа молекул), заключённые в белковую оболочку, способные инфицировать живые организмы. Белковую оболочку, в которую упакован геном, называют капсидом. Вирусы, за редким исключением, содержат только один тип геномной нуклеиновой кислоты. Классифицируют ДНК-содержащие вирусы и РНК-содержащие вирусы. Ранее к вирусам также ошибочно относили прионы, однако впоследствии оказалось, что эти возбудители представляют собой особые инфекционные белки и не содержат нуклеиновых кислот.

 

так как не способны размножаться вне клетки. Вне клетки вирусные частицы не проявляют признаки живого и ведут себя как частицы органических полимеров. От живых организмов - внутриклеточных паразитов отличают полным отсутствием основного и энергетического обмена, и отсутствием сложнейшего элемента живых систем — аппарата трансляции (синтеза белка), степень сложности которого превышает таковую самих вирусов.

 

 

Формы контроля освоения темы занятия:

 

ТЕСТЫ.

№ п/п Вопрос Эталоны ответов
1. Назовите обязательные компоненты бактериальной клетки: 1.Споры 2.Цитоплазма с включениями и нуклеотидом 3.Жгутики 4.Капсулы  
2. С какими микроорганизмами сходны риккетсии: 1. С простейшими 2. С вирусами 3. С грибами 4. С актиномицетами  
3. Цитоплазматическая мембрана не выполняет следующие функции: 1. Регулирует водный обмен 2. Регулирует солевой обмен 3. Участвует в питании клеток 4. Участвует в репликации ДНК 5. Участвует в капсулообразовании  
4. Назовите расположение спор у возбудителя сибирской язвы: 1. Центральное 2. Терминальное 3. Субтерминальное  
5. Назовите расположение спор у возбудителя столбняка: 1. Центральное 2. Терминальное 3. Субтерминальное  
6. Клеточная стенка грамотрицательных бактерий содержит: 1. Тейхоевую кислоту 2. Липополисахаридный слой 3. Дипиколиновую кислоту 4. Пептидогликан  
7. К основным структурам бактериальной клетки не относятся: 1. Клеточная стенка 2. Споры 3. Цитоплазматическая мембрана 4. Нуклеоид 5. Цитоплазма  
8. Бактерии прикрепляются к поверхности клеток с помощью: 1.Капсулы 2.Жгутиков 3.Микровосинок  
9. По спорообразованию бактерии делят на: 1. Амфитрихии 2. Монотрихии 3. Лофотрихи 4. Бациллы 5.Спириллы    
10. По форме концов палочковидные бактерии бывают:   1. Амфитрихии 2. Монотрихии 3. Лофотрихи 4. С булавовидно утолщенными концами    
11. Протопласты это бактерии, лишенные клеточной стенки: 1. Полностью 2. Частично  
12. L-формы обязательно содержат: 1.Капсулу 2.Цитоплазматическую мембрану 3.Цитоплазму 4.Клеточную стенку  
13. Морфологические структуры бактерий несущие признаки антигенной чужеродности: 1.Жгутики 2.Капсула 3.Клеточная стенка 4.Цитоплазматическая мембрана  
14. Назовите дополнительные структуры бактерии: 1. Жгутики 2. Нуклеоид 3. Цитоплазматическая мембрана  
15. Спорообразование происходит: 1. В организме человека 2. В организме животного 3. Во внешней среде  
16. Капсулу способны образовывать: 1. Сибироязвенная палочка 2. Стафилококк 3. Кишечная палочка 4. Шигеллы  
17. Спорообразование является одним из способов размножения для: 1. Актиномицетов 2.Вирусов 3.Простейших  
18. Для выявления структуры клеточной стенки используется окраска по: 1. Бурри 2. Граму 3. Нейссеру 4. Ожешко    
19. Для выявления зерен Волютина используется окраска по: 1.Бурри 2.Граму 3.Цилю-Нильсену 4.Нейссеру 5.Ожешко    
  Для выявления капсул используется окраска по: 1. Бурри 2. Граму 3. Цилю-Нильсену 4. Нейссеру 5. Ожешко  
21. Для выявления кислотоустойчивых бактерий используется окраска по: 1.Бурри 2.Граму 3.Цилю-Нильсену 4.Нейссеру 5.Ожешко  
22. Пигменты бактерий выполняют следующие функции, кроме: 1. Защита от действия света 2. Выполнение каталитической функции 3. Защита от действия инфракрасных лучей 4. Антибиотических свойств  
23. Бактериальную клетку от эукариотной отличают следующие признаки: 1. Отсутствие ядерной мембраны 2. Наличие эндоплазматической сети 3. Наличие псевдоподий  
24. По классификации Берджи возбудитель актиномикозов относится: 1. К бактериям 2. К дрожжеподобным грибам 3. К плесневым грибам  
25. Окраска по Циль-Нильсену определяется: 1. Высоким содержанием липидов 2. Капсулой 3. Кислотоустойчивостью 4. Внутриклеточными включениями 5. Особенностями пептидогликана  
26. Из перечисленных микроорганизмов к эукариотам относятся: 1. Бактерии 2. Риккетсии 3. Бактериофаги 4. Спирохеты 5. Грибы  
27. Основной компонент клеточной стенки грамположительных бактерий: 1. Липиды 2. Полисахариды 3. Многослойный пепдидогликан 4. Белки  

 

Основная и дополнительная литература

ОСНОВНАЯ

1. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов мед. вузов / под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МИА, 2012. - 702 с.

2. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: учебник для студентов мед. вузов / А. А. Воробьев [и др.]; под ред. А. А. Воробьева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МИА, 2006. - 702 с.

3. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология [Электронный ресурс]: учебник для мед. вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. - СПб.: СпецЛит, 2010. - 760 с. - Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785299004250.html

4. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Электронный ресурс]: учебник: в 2 т. / ред.: В. В. Зверев, М. Н. Бойченко. - М.: Гэотар Медиа, 2014. - Т. 1. - 448 с. - Режим доступа:

https://www.studmedlib.ru/book/ISBN97859704249143.html

5. Медицинская микробиология, вирусология и иммунология [Электронный ресурс]: учебник: в 2 т. / ред.: В. В. Зверев, М. Н. Бойченко. - М.: Гэотар Медиа, 2014.- Т. 2. - 480 с. Режим доступа:

https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970429150.html

6. Микробиология, вирусология и иммунология: руководство к лабораторным занятиям: учебное пособие / ред.: В. Б. Сбойчакова, М. М. Карапаца.- М.: Гэотар Медиа, 2014 - 320с.

7. Микробиология, вирусология и иммунология [Электронный ресурс]: учебник / под ред.: В. Б. Сбойчакова, М. М. Карапаца. - М.: Гэотар Медиа, 2014. – 320 с. Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/ru/book/ISBN9785970430668.html

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ

1. Иммунодиагностические реакции [Текст]: учебное пособие [по дисц. "Микробиология" / сост.: Г.К.Давлетшина и др.- Уфа: ГБОУ ВПО БГМУ МЗ РФ,2016. -84с.

2. Сборник ситуационных задач учебное пособие [по дисциплине микробиология, вирусология /соавт.: Г.К. Давлетшина, А.А. Ахтариева, М.М. Туйгунов и др. - Уфа:изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава РФ, 2016. - 95с.

3. Практические навыки: учебное пособие [по дисциплине микробиология, вирусология /соавт.: Г.К. Давлетшина, М.М. Туйгунов, А.А.Ахтариева и др. - Уфа:изд-во ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава РФ, 2016. - 84с.

4. Санитарно-микробиологические исследования объектов окружающей среды [Электронный ресурс]: метод. рек. для проведения практ. занятий по микробиологии для студентов медико-проф., леч., педиатр., стомат. фак. / ГОУ ВПО "Башкирский государственный медицинский университет"; сост.: Р. Ф. Хуснаризанова, Р. Ф. Насырова; под ред. З. Г. Габидуллина. - Уфа: БГМУ, 2010. - 24 с. // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А.Г. Хасанов, Н.Р. Кобзева, И.Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2010. – Режим доступа: https://92.50.144.106/jirbis/.

5. Поздеев, О. К. Медицинская микробиология: учебное пособие для вузов / О. К. Поздеев; ред. В. И. Покровский. - 3-е изд., стер. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. - 765 с.

6. Медицинская микробиология [Электронный ресурс]: учебное пособие / ред. В. И. Покровский. - 4-е изд., стереотип. - Электрон. текстовые дан. - М.: ГЭОТАР-МЕДИА, 2010. - 768 с.- Режим доступа: https://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970415306.html

7. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник / Л. Б. Борисов, А. М. Смирнова, И. С. Фрейдлин [и др.]; под ред.: Л. Б. Борисова, А. М. Смирновой. - М.: Медицина, 1994. - 527,[1] c.

 

Подпись автора

 

20.01.2018г.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: