Шпаргалки по Основам менеджмента




1. Сущность упр.М: соц. слой людей, заним. упр-ем; область знаний (наука, теория упр.) –комплекс теор. положений, дающий научн. описание, объясн и возможн.предвидения всех явл., наз. упр-ем; практич. дея-ть, суть кот. сост. вумении добиваться поставл. целей, исп. труд, интеллект и мотивы повед.людей. Необх. усл. упр (люди, общ. цель, совместн. труд); Признаки упр(объед. общ. целью, соглас. дея-ти по цели и рез-ту, эффект рез-та); Основыупр. (интересы, мотивы, стимулы, ценности)2. Упр. как целенаправ. возд-еВозд. – влияние на дея-ть человека, согласующ. его работу с дея-тью др.людей и ведущ. к достиж. общ. цели. Чел. обычно восприн. то возд., кот.помог. ему раб. и соотв. его интересам. Субъ у. – источник возд., звено всист. у. Система у. – совок. ф-ий и полномочий, необх. для осущ. возд.(отраж. динамику у., необх. связи для осущ. возд.) Объ у. – орг/лицо,восприн. возд. с целью существ-я, функц., развит. Мех-м у. – совок. ср-в иметодов возд-я на дея-ть людей – мотивац. (потенциал упр. превращ. в дея-ть, в произв. проц., разв. орг). Процесс у.(действия) – послед-ть действийвозд-я.3. Орг-ии и их общ. хар-киОрг. – объед. людей, дея-ть кот. сознательно координир. для достиж. общ.целей. Понятием орг-ии опред-ся: строение ч-либо; совок. людей, групп,объед. для реш. задач (соц. институты); дея-ть по налаж., оптимизац.,упорядоч. дея-ти других. Формал(устав, статус) – неф (возн. спонтанно,внутри формал.). Простые (1 цель) – слож (набор взаимосвяз. целей). Орг.преобраз. ресурсы (материалы, инф., технолог., люди) в желаемое сост. илицели. Орг. взаимод. с внеш. ср. и зависит от нее. Внеш. среда пост. измен.,не м. полностью контролир., поэтому в упр. нет абсолют. правил. Гориз.разд. труда (разд. раб. на сост. компоненты, упр. необх. для коорд. дея-тиотделов), верт. (отдел. раб. по коорд. действий от самих действий).4. Жизн. стадии орг.Формир.(Интенс. рост(Стабилиз.(Спад.5. Жизн. циклы орг.«Тусовка» «Механизац» «Внутр. предприн» «М-т качества»6. Професс. кач-ва менедж.М-р – постоян. должность наемн. рук-ля к-либо уровня. М. – синтез науки,опыта и иск-ва. Роль м-ра – набор опр. поведенч. правил, соотв. конкрет.учрежд. и конкрет. должности. Отд. личность м. влиять на хар-р исполн.роли, но не на ее содерж. На роль м-ра вл: эк. усл; принятые в орг. правилаи процедуры, обычаи; сист. вознагр; технология пр-ва; индивид. особ-ти;ожид. начальства и подчин.; сила и власть профсоюзов. Кач-ва: 1)Концептуал. (предст. дея-ть орг. в единстве, уметь адаптир. работу к изм.усл, навыки стр. планир.) 2) Оперативн. (квалифиц. выбрать отпим. вариантреш. из имеющ.) 3) Анализир. (методы научн. анализа; пост. оценка, сравн.,анализ. синтез) 4) Администрир. (навыки прин. орг. реш, реш. процедурн.вопросы) 5) Коммуникационн. (передав. св. идеи и разработки в уст. и пис.форме) 6) Коммуникаб. (стр. благопр. взаимоотн. внутри и вне) 7) Необх.объем техн. знаний. Здор. тело, балансир. нагрузки, вредн. привычки, справ.со стрессами, эфф. использ. время, стремл. к самопозн., разумн. общение сокруж., чувство соб. дост-ва, брать посильн. нагрузки.7.8. Хар-ка уровней упр.М-р – постоян. должность наемн. рук-ля к-либо уровня. НИЗ – непосред. надисполнит., осущ. контроль за использ. ресурсов, вып. производ. заданий.Част. переход от 1й опер. к др., смена заданий, много общения с подчин.,мало с вышестоящ. СРЕД – работа опред-ся содерж. работы подразд., а не орг.в целом. М. возникн. противореч. «Буфер». Гот. инф. для принятия наверх, апринятые реш. д. спустить вниз. 80% врем – устн. общ. ВЫСШ – прин. важнейш.реш., формир. стратег. и внутр. ценности орг.9. 9. Школа научн. упр.Ф. Тэйлор 1885. Фрэнк и Лили Гилберт. Г. Гантт. Глав. – машина. Использ.замеры, наблюд., анализ., м. усоверш. многие опреации. Провели анализ работи разлож. на компоненты, ск. движ. делает чел. Устран. лишнее и созд. картудвиж. Нормы выработки (уроки). Сист. мат. поощр. за перевып. нормы. «Сист.выжиман. пота» - пример: сам. ловк. работник. Эргономика. Появл. отд.управляющ. Вывод: 1) рац. орг. труда; 2)разраб. формал. стр-ры орг(гор/верт); 3) разгранич. упр. и исполн. ф-ий. Отбор раб. для вып. задач иорг. их обуч.; обесп. раб. ресурсами.10. Администр. школа упр. Файоль А. Файоль, Линдел Урвик, Джеймс Муни, Г. Эмерсон. Поп. создать систематиз.подход к упр. орг-ией, сформ. универс. принципы упр., опис. его ф-ии.Классич. принципы Ф: 1) Раздел. труда = вып. работы > по объему, лучше покач. при same усилиях. 2) Полномоч. и отв-ть = П – право отд. приказ, О –санкции (нагр/наказ) 3) Дисципл. = повинов., усердие, поражд. уваж. ксоглашениям и справедл. примен. санкций. 4) Единоначалие = приказы от 1гонепосред. начальн. 5) Единство направл.= каж. группа объ. един. планом иед. рук-ля 6) Подчин. личн. интересов общим = Обществ – колл – личн 7)Вознагр. персонала (справедл) 8) Централиз = варьир от усл 9) Скалярн. цепь(ряд рук-лей сверху донизу) 10) Порядок (опр. место для каж. для облегч.контроля) 11) Справедлив. (добр + правосуд) 12) Стабил. раб. места и перс.13) Инициат. (сила и энерг.) 14) Корпор. дух = гармония перс., сила! 11. Эмерсон1911 «12 принц. прозводит.» Понятие производит. и эфф-ти (макс. выг.соотнош. м/д совок. затратами и эк. рез-тами). Необх. комплексн. подх. креш. упр. задач. 1) Точно пост. цель, к достиж. кот. д. стрем. руководительи его подчин. на всех ур. упр. 2) Здрав. смысл: анализ кажд. нов. процессас учетом перспект. целей 3) Компетентн. консультац.: необх. спец. знаний иконкрет. советов по всем вопр., связ. с пр-вом и упр. Д.б. коллегиал. (сраз. сторон) 4) Дисципл.: подч. всех членов колл. установл. правилам ираспорядку. 5) Справедл. отн. к персоналу 6) Быстр., надеж., полный, точн.и постоян. учет, обеспеч. рук-ля необх. инф-ей 7) Диспетчир.: обеспеч.четк., оператив. упр. дея-тью коллект. 8) Нормы и распис.: позвол. четкоизмер. все недостатки орг. и уменьш. вызванные ими потери 9) Нормализацияусл.: обесп. такого сочет. t, условий и себестоим., при кот. достиг bestрезульт. 10) Нормир-е операций: уст. t и послед-ти выполнения каж. опер.11) Письм. станд. инструкции: обесп. закрепл. всех правил вып. работ 12)Вознагр. за производит.: поощр. труда каж. раб-ка.12. Вебер«Тео. об-ва и эк. орг-ия» 1920. /Э и Ф – функционал. аспект. М, В –институц./ 3 осн. типа орг. в завис. от типа власти рук. ХАРИЗМАТ: искл.личн. кач-ва ТРАДИЦ: возн. из Х когда происх. ест. смена лидера, а членыорг. по традиц. подчин. нов. как старому. БЮРОКР (идеал): 1) дея-ть орг. –на операции, выполн. кот. закрепл. за отд. звеньями; 2) каж. рук. надел.формал. закрепл. властью и авторит., кот. действ. внутри орг. по пр.иерархии; 3) сист. четк. правил, инструкц. и стандартов опр. порядок работыи отв-ть каж. члена 4) каж. рук. беспристраст. но справедлив. 5) каж. членорг. заним. должность в соотв. с квалифик. Продвиж. от продолжит-ти работыи успешности дея-ти. Адхократия: нет жестк. централиз. упр; внутрифирм.конкур; децентрал. пр-ва и макс. автон. отделам; макс. использ. «чел.фактора» (морал. стимулы); прост. упр-ия и мин. бюрокр. преград; пост. лич.контакт упр. с перс.; чув. «един. семьи»13. Шк. человеч. отнош.1930-50Перех. к интенс. методам пр-ва, нов. формы упр. Упр. межличн. отнош. дляповыш. удовлетвор. и производит. Мэри Коллет, Элтон Мэйо: 1) производит.опр. групп. нормами, а не физ. возм-тями. Гр. нормы – непис. правила рег.дея-ть орг. 2) работники чаще действ. как члены группы, а не индив.; повед.обусл. груп. норм 3) роль неформ. лид. для достиж. целей гр., уст. иподдерж. гр. норм 4) забота о раб.(ур. удовлетв(производит. 5) задача М:разв. плодотвор. неформал. связи, кроме формал. завис-тей.14. Шк. поведенч. наукСтрем. оказ. помощь раб. как личности в осозн. св. возм-тей для того, чтобывостреб. их в дея-ти орг. Осн. зад. – повыш. эфф-ти орг. за счет полн.использ. потенциала человеч. индивид-сти.15. Шк. науки упр. 1950Благ. успехам в обл. мат., статист., ВТ. Методы: иссл. опреаций и постр.моделей. После созд. мод. вошедш. в нее переменным зад. колич. знач., чтопозвол. сравн.. и опис. отнош. м/д ними. Ключ. хар-ка шк: замена словесн.рассужд. и описат. анализа моделями, символами и колич. знач-ями.16. Процессн. подход17. Системный подх.18. Ситуационн. подх. 19. Коммуник. в орг.К. – обмен инф. Вкл. во все виды упр. дея-ти, связующ. процесс. К. –процесс связ. с межличн. и орг. общением при перед. инф. внутри орг., и привзаимод. с внеш. средой. Внеш: реклма (потребит.), образ и имидж (обществ-ть), публ. баланса. Внутр: Вертик: инф. перед. с ур.-ня на ур-нь, сверхувниз – пост. задач, опред. приоритетов, обсужд. ожид. рез-тов, проблемповышения эфф-ти, вознагр., обуч. Гориз. для коорд. задач м/д подразд.,гармониз. работы, формир. равноправн. отнош. м/д отделами. К: формал.(офиц) и неформал. (слухи, запланир. утечка), устн. и письм., различн.каналы. МЕЖЛИЧН. Влияют: восприятие, соц. установки (отнош. к др. группам,слоям, надо позитив. климат, атм. доверия), семантич. барьеры, невербалпреграды, плох. обр. связь, неум. слушать. Прич. искаж. комм.: сознат.искаж. всилу пробл. межличн. хар-ра, фильтрация инф., сортир. по важности,плохая стр-ра орг., конфликты, загруж. НАДО: регулир. инф. потоки, сист.обр. связи, распростр. инф. исп. передовые технологии, деловые встречи сподчин.20. Коммуникац. процессОбмен. инф. м/д 2 и > людей, происх. когда 1 стор. предлаг. инф., а 2я –восприним. Осн. цель – обеспеч. понимания инф. Эл-ты: ОТПРАВ-ЛЬ – генерир.идеи/собир. инф. и перед. ее. СООБЩ – инф. закодир. с пом. символов. КАНАЛ– ср-во передачи инф. ПОЛУЧ-ЛЬ – получ. и интерпретир. инф. Этапы: 1)Зарожд. идеи (формулир. идеи или отбор инф для сообщ.) 2) Кодир. и выборканала (канал д. соотв. типу символов кодир., идеи. Для надежн. – неск.каналов) 3) передача инф. 4) Декодир. (перев. символов отправ. в мыслиполуч.; эфф. если понимает так как задумано. Обр. связь – мен. местами –позвол. устранить шум /все что искаж. смысл/).21. Орг. решения, формы и видыРеш. – это выбор альтерн. Прин. реш. – связующ. процесс, необх. для выполн.упр. ф-ий. Люб. реш. – разумн. компромисс. Орг. реш. – выбор, кот. дел.руководитель на каж. ур-не упр в соотв. с заним. им должн для обеспеч.достиж. целей орг. Запрогр. (рез-т реализации опр. послед-ти действий,число альтерн. огранич. и выбор д.б. сделанв пределах, зад. орг-ей.Повторяющ. сит-ции) Незапр. (новое, нетрадиц. реш, не связ. с изв.факторами). Интуитив. (выбор на осн. ощущений, что он прав.) Осн. насуждении (выбор обусл. знаниями, опытом) Рационал. (выбор обосн. объектив.анализом)22. Этапы рац. реш. проблемы1) Диагностика пробл. Что мы б. считать Пр.? Пр: поставл. цели не достигн /сущ. возм-ть что-то улучшить. Уст. симптомы (низк. прибыльн., пробл. сбыта,кач-во,выс издержки, конфл.). Избег. немедл. действий по снят. симпт: дойтидо причины пробл, проанализ. вн/внеш релевантн. инф. 2) Формул. огранич. икритериев. прин. реш. /варьир. от сит. и рук-лей/ Огранич. д.б. соотнес. сресурс. (нехватка работн., конкур., дорогост. технологии, этические огр.)Критерии (стандарты) прин. реш. Фактор времени. 3) Выявл. альтернатив –всех действий, кот. м. устранить причины Пр. В идеале надо выяв. все альт,на практ. выбир. наиб. желат. вар-ты. 4) Оценка альт. Выявл. дост-в,недост. и возможн. последств, вер-ть осуществл. Кач/колич измерения. 5)Оконч. выбор. – альт. с наиб. ьлагопр. последств. на долгосроч. перспект.Процесс пр. реш. не заканч., пока ч/з обр. связь не б. засвидет. яакт реал.реш. Пр. благодаря сделанному выбору. РЕАЛИЗ. УПР. РЕШ. Коллективистск.упр. – рук. единоличн. прин. реш., послушн. исполнение; Рыночное упр. – всоотв. с з-нами рынка, воздейств. на перс. путем денег; Бюрокр. – реш.прин. вышестоящ. рук., возд. ч/з наказания и приказы; Демократ. – гл. рычагупр. – закон, персонал –профессионалы; Диалоговое – гл. рычаг –знания,равноправ. уч-е всех субъ упр.23. 23. Факторы, вл. на процесс прин. реш.1) Личностн. ф. рук-ля, субъектив. оценка. 2) Культур: Европа- мягк. подходк подчин, Юкор – натиск силы, Яп – пред. фирме 3) Среда прин. реш.:определ. (изв. рез-т кажд. альт. реш), риска (вер-ть рез-та м. опред. снек. достовер.), неопред. (недост. инф.) 4) Время 5) Инф. огранич. (получ.доп. инф. треб. денег и t) 6) негатив. последств. (побоч. эфф, соотнести сожид. выгодой) 7) Взаимозавис. реш. (кажд. реш. треб. после. реш., поэтомунадо выб. альт. кот. вносят наиб. вклад в достиж. целей орг.)24. Сущность страт. планир.Стратегия – детальн., всестор, комплексн. план, предназн. для осущ. миссииорг и достиж. ее целей. С-я разраб. и формул. рук. высш. звена, а в еереализ. прин. уч. все ур-ни упр. СПе – процесс выбора целей для орг иопред. путей их достиж. СПе предпол. осн. виды дея-ти: распр. ресурсов;адапт. к внеш. сред; внутр. координ., гармониз. отнош. м/д службами; орг-страт предвидение. СПн – прогр. дея-ти орг. на перспективу с уч. измен.деловой и соц. обстан-ки; прид. орг-ии определенность, индивид., позвол.привлек. опр. работн., клиен.,, поставщ., помог. прод. т и у. СПн сам посебе не обеспеч. успех, а лишь созд. благопр. атмосф.25. Миссия орг.М - осн. общ. цель, четко выраж. прич. сущ-я орг., смысл. Нельзя в терминахприбыльности, прибыль – следств. удовл. потребн. Д.б. офиц. сформулир. 1)Задача орг., что производить? 2) Для кого? 3) Как? (культура, тип раб.)Детализир статус орг, обеспеч направл и ориентиры для опред целей истратегий на разл. орг. ур-нях.26. Цели орг.Цели-это эталоны, критерии, идеал. предвосхищ. рез-тов дея-ти. Для каж.важ. вида дея-ти. Конкретн. и измеримы (база отчета для послед. реш)Ориент. во врем. (5-10/ 1-5/ 0-1) Достижим. (взаимно поддерж. др-др)27. Анализ внешн. средыДиагностич. этап. ЭКОН (ан. текущ. и прогноз сост. эк; темп инфл; ур.занятости; стаб. валюты; налог. ставки) ПОЛИТ (расклад патрий, закон. дея-ть, налог. пол-ка, з-ны о труде, возм-ть кредитования) РЫН (распред.доходов насел; ур0нь конкур; жизн. циклы тов) ТЕХНОЛ (новш., изобр) М/НАР(эк. сит. в мире; доступ к ист. сырья; изм. вал. курсов; защита собств.рынка) КОНКУР СОЦИАЛ28. Оценка внутр. возм-тейУправл. обслед. вн. сил. и слаб. сторон – методич. оценка функционал. зонорг-ии. МАРКЕТ (доля р. и конкуспос. фирмы; разнообр. и кач. тов; рын.демограф. статист; рын. исслед. и разработки /нов р.- стар. тов…/;послепродаж. обслуж; эфф. сбыта, рекламы, продвиж. тов; постоян. контрольза прибыльн.) ФИН (пост. контр. фин. полож. фирмы и его контр. надолгосроч. перспект) ПР-ВО (деш. чем конкур?; нов. мат. и оборуд; контр. завход/выход; сезон. колеб. спроса; контр. кач-ва) ПЕРСОНАЛ (возр; обр-е;мотивир) КУЛЬТУРА (образ фирмы)29. Выбор страт. в отнош. потреб-ля1) Лид-во по ценам/ издерж – на экономных, низ. цены – бол. объем 2)Дифференциац. – на потреб., гот. заплат. больше за возм. шир. выбора иболее выс. ур-нь кач-ва 3) Фокусир. – концентр. на опр. уч-ке рынка,потреб. с особ. запросами30. Альтернатив. страт. развития орг.1) Огранич. рост – уст. целей от достигн., скоррект. с уч. инфляц. Наим.риск. для зрелых орг. 2) Рост – осущ. путем ежегодн. значит. превышениякраткоср. и долгоср. целей над ур. предыдущ. года. Внутр. рост – конц. пр-ва, рост ассортим. 3) Сокращ. – ур. целей ниже достигн. Ликвидац., отсеч.лишнего, сокращ. и переориент. 4) Сочетание. Целью выбора явл. выбор, кот.макс. повыш. долгосроч. эфф-ть орг-ии. Учит. степень риска. Реакц.владельца контр. пак. акций. Фактор t.31. Управление реализацией страт. планаТАКТИКА – конкрет. краткоср. стратег., конкретизир. стр, разр. на средн. ур-не. ПОЛ-КА – общ. рук-во к действию, прин-ю реш., некий принцип, облегч.достиж. целей. ПРОЦЕД – опис. действ., кот. след. предприн. в конкр. сит;часто повтор. действ. ПРАВИЛА – точно указ., что делать в конкретн.вопросе. БЮДЖ – ме-м распред. ресурсов при планир.; эталон, с кот. м.сравн. рез-ты фактич. их использ-я. Ср-во контр. над буд. операц., т.е.уст. предел возможного. Смета дох. и расх; см. затрат ма-тов, капит. расх,кассовый б., баланс. Б. позвол. координир. действия разл. подразд. в 4этапа: 1) топ-мен. сообщ. подр. осн. общ. цели; 2) подгот. б-ов отделов(0,5-1 год); 3) анализ и проверк. б-ов и планов отд. 4) подгот. итог. Б,где постатейный учет ресурсов и их использ. Оценка страт. – путем сравн.рез-тов с целями. Пров. системно и непрерыв, что обеспеч. обр. связь и возм-ть корректир.32. 32. Полномочия и ответств-тьОрг-ия (функц) – процесс созд. стр-ры фирмы и распр. полномоч., кот. даетвозм-ть эфф. работать для достиж. целей орг. Полномоч. – огранич. правоиспольз. ресурсы орг. и усилия сотрудн. для достиж. целей. Должности, а нелицу! Делигир. – передача задач, целей, полном. лицу, кот. приним. на себяотв-ть за их выполн. Ср-во распред. задач. Созд. рук-ля. Отв-ть – обяз-вовыполнить цель/задачу и отвеч. за ее выполн. М. принять. >отв - > з/п.Предост. ему ресурсы.33. Линейные полномочияПеред. от нач-ка к подч. и далее к др. подч. по цепи команд. Рук. с лин.полн. может приним. реш. без соглас. с др. рук. в опред. пределах. Делигир.лин. полн. созд. иерархию, процесс передачи – скалярн., рез-т – цепькоманд.34. Штабные полномочия (аппар)Поддерж. те виды дея-ти, кот. непоср. связ. с достиж. поставл. целей.Администр. апп: консультатив. (конс. лин. аппарата в разл. областях),обслуж., личный (разновид. обсл. – исполн. треб. рук-ля. Хотя он не им.формал. полномоч., его члены м. обл. бол. властью путем планир. назначений,фильтр. инф., контр. доступа к рук-лю). Шт. полном. помог. орг-иям использ.спец-ов без наруш. принц. единонач. Рекомендат. (раб. тратить t на убежд.лин. рук-лей в ценности св. рекоменд.) Обязат. согласов-я (лин. рук. д.соглас.) Параллел. (лин. и шт. апп. м. отклон/принять реш. др-др)Функционал. Лин. рук. часто обл. апп. полн. в нек. областях, а глава штаб.апп. обл. лин. полном. в отнош. самого апп.35. Разраб. орг. структурыОС – это состав (специализация), соподчиненность и взаимосвязь управленч.подразд. орг-ии. Д.б. ориент. на реализ. стратегии. Рац-сть построения ОСопр-ся оптим. сочетанием, содерж. и кол-вом внутр (больше) и внеш связейорг. Принципы: 1) направл. на достиж. целей (реализ. с пом. уст. прав иответств-тей каж. упр. звена за достиж. пост. перед ними задач) 2)перспективность (реш. не т. текущ. вопр., но и страт. на буд. Служба страт.упр) 3) спос. к развитию 4) согласов. интересов (ввести соц. и юр. службы,мех-м для примир. противоречий) 5) индивидуализац. (д.б. рекомендат.,ориентирующ.) 6) экономич. (ОС д. спос. рационализац. упр-ия, пост. соверш.и анализ. ОС) Методы: 1) Разд. по функц. – каж. упр. е-ца вып. св. ф-ии вмасшт. всей орг. 2) Разд. по произв. продукц. – каж. упр. е-ца специал. наопр. товаре или группе тов., услуг. Для орг. с разл. продукц., с исп.разнообр. сырья и оборуд. 3) Распред. по группам потребит. -–спец. на опр.группе потреб. и соущ. необх. ф-ии. Эфф. сбыт гот. прод., позвол. набир.спец-ов, координир. действ. в пред. одной е-цы. 4) Разд. по этапам пр-ва.5) Разд. по рабочим сменам – админ. каж. смены им. св. ф-ии и программураб., кот. зав. от специф. условий работы смены и предъявл. требований 6)Разд. по регионам – с уч. местн. усл., без вмеш-ва центр. рук-ва 7)Комбинир. разд. Послед-ть разраб. ОС: 1) Больш. гориз. блоки соотв.важнейш. напр. дея-ти (дея-ть по реализ. стратег.) 2) Какие виды дея-тиапп/штабн. 3) Уст. различия полномочий разл. должностей (цепь команд) 4)Опр. должн. обяз-ти и поручить выполн. конкр. задач.36. Бюрократич. орг. стр-раКлассич., традиц. 1) Четк. раздел. труда – появл. высококвалиф. спец-ов вдолжности. 2) Иерархия ур-ней упр. 3) Формал. правила, процедуры, стандарты4) Формал. обезличенность. 5) Подбор кадров по дел. и професс. кач-вам. 6)Цепь команд.37. Функционал. орг. стр-раДепартам. 1) Дел на звенья с четкой, конкр. задачей и обяз-тями. 2) Функц.блоки – фин., пр-ва, снабж., маркет. 3) Стимулир. дел. и проф. специализац.4) Карьерн. рост 5) Улучш. кооперации в функц. областях. Минусы: ростконфликтн. м/д подразд; цепь команд м.б. слишк. длинной. Целесообр. дляорг. с огранич. номенклат. продукц., действ. в стабил. внеш. усл, треб.реш. станд. упр. задач40. Централиз. и децентрализ. орг-ииЦентр.: большая часть полном. по прин. важнейш. реш. – у высш. рук-ва.Эфф. исп. персонала, выс. степень координац. и контроля за специализир.подразд, меньше опасн. что они будут развив. в ущерб орг. Отделы м.б.централиз. в раз. степени. Децентр: прин. важ. реш. распред. по нижестоящ.ур-ням упр. Упр. сред. звена им. большие полном. в конкретн. обл. дея-ти –реш. прин. рук., кот. лучше знает проблему. Улучш. взаимод. и обмена инф.м/д рук. разн. ур., повыш. эфф-ти прин. реш, усил. мотивации рук. и ихподготовки. Надо когда вокруг орг. динамич. рынки, конкур.; сама -диверсиф. продукц., быстро мен. технологии, увелич. масштабы.41. Внутр. и внеш. вознагр.Мотивац. – побужд. себя и др. к достиж. целей. В осн. общ. пр-ва лежатпотребности (физиол./ психол. ощущ. недостатка). Побужд. – поведенч.проявл. потребн. и сконцентрир. на достиж. цели, цель явл. ср-вом удовл.потр. З-н рез-та: люди стрем. повтор. повед., кот. ассоц. с удовл. потр.Потр. м. удовл. вознагр-ями (то, что чел. счит. ценным для себя). ВНУТР:дает сама работа (достиж. рез-та, содержат-ть раб., значимость, общение,дружба) ВНЕШ: дает орг (з/п, продвиж., признание, мед. обслуж, страх., опл.образ., отдыха) МОРАЛ: гарантия занятости, возм-ть повыш. квалиф, продвиж,самостоя. выполн. задач, содержат. работы, уч. в прин. реш.) 42. Т. мотивац. Маслоу/Сод.т. – изуч. потр., побужд. к действию./ Успех побужд. раб-ков к трудузав. от того, насколько прав. учтены актуал. портр. человека. Пирамида.Рук. д. тщат. изучить, какие актив. потр. движут подч. и соотв. измен.методы их удовл. СОЦ ПОТР: дав. работу, к. позвол. общаться; созд. духедин. команды; пров. с подч. совещания; не разруш. неформал. групп; усл.для соц. активности вне орг. ПОТР В УВАЖ: предлаг. более содержат работу;обесп. положит. связь с выс. рез-тами; привлек. к формул. целей и выраб.реш; делигир. доп. права и полном; продвиг. по службе; обесп. обуч.САМОВЫР: возм. полной реализ. творч. потенц; давать слож. важ. раб. и треб.полн. отдачи; поощр. и развив. творч. спос-ти43. Т. мотивац. Макклелланда/Сод.т. – изуч. потр., побужд. к действию./ Доп. Т. Маслоу. ВЛАСТИ: возд.на других, энергич., активн., провоцир. конфл. Хор. лидер от Бога – отс.склонн. к авантюрам и деспотизму. УСПЕХ: довести раб. до успешн. заверш.,умерен. риск, поощрять ПРИЧАСТН: хор. компания, друзья, стремл. оказ.помощь. Рук. д. тщат. изучить, какие актив. потр. движут подч. и соотв.измен. методы их удовл.44. Т. мотивац. Герцберга/Сод.т. – изуч. потр., побужд. к действию./ 2факт. модель: гигиенич. (окр.среда) –не мотивир., а лишь предотвр. появл. неудовлетв.; мотивацион. (хар-р и сущн. работы) –рез-т раб., продвиж., признание, отв-ть, возм. творч. идел. роста. На практ – прогр. «Обогащения труда» - ^ удовл. от раб, ^вознагр.

Методология в буквальном значении (логос – наука, знание, и метод – путь, направление познания) есть учение о методах познания. Методологию можно определить каксистему, реализующую три функции:
1) получение, создание нового знания;
2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, теоретических идей, теорий;
3) организация использования новых знаний в общественной практической деятельности (обучение, воспитание, производственная деятельность, культура и искусство, быт).

Первая функция реализуется на основе общефилософских и общенаучных методов и принципов познания; вторая – на основе использования законов логического мышления; третья – на основе локальных методологий конкретных наук применительно к особым локальным предметным областям.

Общими основами методологии менеджмента являются диалектический подход, позволяющий рассматривать управленческие проблемы в их постоянной взаимосвязи, движении и развитии; абстрагирование, принципы: единства теории и практики, определенности, конкретности, познаваемости, объективности, причинности, развития, историзма.

Конкретнымиосновами методологии менеджмента являются:
- экономические науки: экономическая теория, институциональная экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, маркетинг, экономическая статистика, мировая экономика и многие другие;

- системный подход, который является методологией общей теории систем. Системный подход базируется на понятии «система», под которой понимается совокупность связанных элементов, объединенных в одно целое для достижения определенной цели;

- кибернетический подход, являющийся методологией общей теории управления (кибернетики) и представляющий собой исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью представления управления как процессов сбора, передачи и преобразования информации об объекте управления и внешней среде, выявления прямых связей (по которым к объекту управления передается входная командная информация от управляющей системы) и обратных связей (по которым к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления), изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков » (систем, которые в силу своей чрезвычайной сложности не могут получить конкретного определения; их поведение изучается путем выявления логических и статистических связей, существующих между вводимой и выводимой информацией, доступной исследователю, а внутреннее устройство может быть и неизвестно);

- ситуационный подход. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация – конкретный набор обстоятельств, существенно влияющих на организацию. Результаты одних и тех же управленческих действий в различных ситуациях могут очень сильно отличаться друг от друга, поэтому менеджеры должны исходить из того, в какой ситуации они действуют;

- исследование операций – этометодология применения математических количественных методов для обоснования решений задач во всех областях целенаправленной человеческой деятельности. Методы и модели исследования операций позволяют получить решения, наилучшим образом отвечающие целям организации. Оптимальным решением (управлением) согласно исследованию операций является такой набор значений переменных, при котором достигается оптимальное (максимальное или минимальное) значение критерия эффективности (целевой функции) операции и соблюдаются заданные ограничения;

- прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. К различным типам прогнозов относятся: определение будущих значений величин на основе имеющихся данных, определение различных сценариев развития ситуации, определение тенденций развития каких-либо сфер деятельности человека, целеполагание, т.е. определение желательных будущих состояний организации, планирование деятельности организации для достижения поставленных целей и др.;

- теория принятия решений;

теория организации;

- психология;

- социология;

- социальная психология;

- антропология;

- юридическая наука, например, хозяйственное и финансовое право;

В системе методологии центральное место занимает подсистема методов исследования. Методы – это способы, приемы получения новых и проверки на истинность старых знаний. Методы менеджмента – это система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: