Творческие задания по подготовке детей к составлению метафор.




Окружное творческое методическое объединение.

Доклад на тему: «Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста».

 

 

Музыкальный руководитель: Алла Николаевна Кочанова  

2014г.

Составление метафоры на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста

 

Музыка – это один из видов искусств, в котором содержание произведений, трудно пересказать словами. Трудно взрослым и тем более, нелегко детям, у которых невелик словарный запас. Л.С. Выгодский в своих исследованиях писал, что воображение детей беднее, чем у взрослого человека, это связано с недостаточным личным опытом. Следовательно, необходимо расширять опыт ребёнка, для его дальнейшей творческой деятельности. На каждой ступени формирования музыкальной культуры у слушателя возникает проблема: как передать словами те чувства и переживания, которые вызывают у человека слушание музыкальных произведений. Но, как правило, в традиционной методике, чаще всего, это монолог музыкального руководителя. Характерной особенностью словесного метода в музыкальном воспитании дошкольников является то, что здесь для пояснения музыки требуется не бытовая, а образная речь.

«Слово должно настраивать чуткие струны сердца. Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово к музыке». (Сухомлинский В. А.). Таким образом, словесный метод способствует образному и осмысленному восприятию музыки. Но при этом, как показывает практика, его фундаментом должна стать обобщённая модель мышления об объекте. При прослушивании музыки мы взяли за основу модели составление метафор, (от греч. - перенесение, употребление слова или выражения в переносном значении, основанное на сходстве, сравнении), предложенной Т.А. Сидорчук.

Работа с метафорой гарантированно формирует коммуникативные компетентности детей. На занятиях организуется совместная поисково-исследовательская работа музыкального руководителя и детей. Необходимо формировать у детей некие исследовательские навыки, исследовательский склад мышления, способность быстро входить в новые предметные области, анализировать новые ситуации, обучать работе с информацией. По мнению ведущих психологов от этого напрямую зависит возможность преобразования ситуаций детьми, иногда прежде не встречающихся. Оказывается, музыка тоже может стать объектом исследования!

Основные требования при составлении метафоры на то или иное музыкальное произведение - сохранить эмоциональное отношение и интерес детей к прослушанному произведению. Важно заставить детей задуматься, пробудить пытливость, вызвать новые вопросы, привлечь интерес к музыке. Для педагога эта работа не легка и требует тщательной подготовки. Было

немало противников этой работы, но, как показала многолетняя практика, именно этот метод служит развитию мышления и воображения, позволяет детям получить опыт коммуникации, расширяет словарь детей, развивает целостное музыкальное восприятие, а главное – дети испытывают радость при решении проблем.

Мы использовали алгоритм составления литературной метафоры, адаптированной к работе по прослушанным музыкальным произведениям.

Берётся объект, про который будет составляться метафора, в данном случае - прослушанное музыкальное произведение.

2. Например: «Музыкальная шкатулка» С. Майкапара.

Выявляются признаки, подходящие к характеру музыкального произведения.

4. Например: звонкая, лёгкая, прозрачная, переливающаяся, весёлая, серебристая, узорчатая, пушистая, невесомая, цветная. и т.д.

Выбирается один, наиболее ярко характеризующий музыку.

6. Например: переливающиеся.

Выбирается объект 2 с такими же свойствами.

8. Например: цвета радуги.

Определяется место (необычное, сказочное или другое), где можно услышать это музыкальное произведение.

10. Например: в сказочной стране.

Для составления метафоры надо взять объект 2 и указать место расположения объекта.

12. Например: переливающиеся цвета радуги в сказочной стране.

Составить предложение с этими словами.

Например: «Мелодия «Музыкальной шкатулочки» как будто переливающиеся цветы радуги в сказочной стране». (Старшая группа)

Примеры метафор, составленных детьми.

«Блестящая жемчужина зимнего леса» (А.Вивальди «Зима»).

«Радужная капелька росы на лесной проталинке» (П.Чайковский «Подснежник).

«Слезливый ручеёк осени» (Д. Кабалевский «Плакса»).

«Прозрачные слёзы реки» (Глюк «Мелодия»).

Творческие задания по подготовке детей к составлению метафор.

Методика обучению систему сравнению по картинам Нестеренко А.А. и Сидорчук Т.А.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: