Декоративная деятельность старших дошкольников




Декоративная деятельность дошкольников среднего возраста

Развитие личности ребенка средствами декоративной аппликации
В детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.
В процессе занятий декоративной аппликаций дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают.
Занятия декоративной аппликации способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей (слева, справа, в углу, в центре и т.д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.
В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Представляя ребятам бумагу разных цветов, у них воспитывается умение подбирать красивые сочетания.
С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора. Выполнение декоративно аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
В среднем дошкольном возрасте тверже и увереннее дей­ствует рука ребенка, поэтому появляются более сложные способы вырезывания; дети сами могут делать такие дета­ли, как овал, круг, закругляя углы прямоугольников; сре­зая углы по прямой, делать трапецию; разрезать квадраты по диагонали для получения треугольников.

Декоративное рисование вводится с средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на ее примере можно учить детей декоративному рисованию.
В этом возрасте дети только начинают овладевать приемами построения узора на бумаге основных форм: полосе, квадрате, круге. Узоры на этих элементах можно рисовать из элементов дымковской росписи.
Колорит таких узоров может быть в классическом стиле дымковской росписи (сочетание красного, желтого, синего, зеленого, черного цветов), а может быть и более современным. Поскольку данный вид рисования в отличие от предметного, сюжетного не несет конкретного образного содержания, не имеет прямых аналогов в окружающей действительности, то очень важно, чтобы дети сразу поняли смысл такой деятельности. Поэтому в повседневной жизни надо обращать внимание ребят на вещи, украшенные узором, и отмечать их красоту. Обращая внимание на узор, применяя соответствующий термин, воспитатель таким образом ненавязчиво объясняет детям смысл, суть такого явления.
В средней группе следует особенно следить за тем, чтобы на одном занятии не было сразу двух новых задач – освоения нового элемента и новой композиции. Новые элементы осваиваются при создании узора на полосе. Это более доступно детям и позволяет усложнять композицию рисунка, повторяя элемент, чередуя элементы и цветовые пятна. При начальном освоении композиции на квадрате следует использовать знакомые элементы. На повторном занятии можно вводить новый элемент, сочетая с известным, и вписывать в новую композицию. Дозировка степени сложности работы определяется педагогом с учетом особенностей детей, характера общевоспитательной, предварительной работы.

В этом возрасте воспитатель знакомит детей с элементами белорусского геометрического узора: крест простой, уголки, крест двойной, квадраты (прием смещения кисти при рисовании, линии. Определяет цвет – красный и черный, украшают различные силуэты одежды и предметы на основе квадрата, круга, полосы. Например, пояс, салфетка, передник, ручник,и т.д.).

 

Декоративная деятельность старших дошкольников

 

Декоративное рисование. Продолжается дальнейшая работа по освоению детьми декоративной художественной деятельности. Среди задач по освоению соответствующих изобразительных умений появляется задача обучения новым элементам узора – волнистая линия, дуги, точки, цветы, листья, ягоды. Происходит более глубокое ознакомление с народным декоративным искусством, у детей формируется уважение к этому труду. Дети осваивают характерные цветовые сочетания (колорит), элементы узоров, учатся выполнять узор на бумаге разных форм, силуэтных изображений предметов (кувшин, варежки, платье и т.д.). Воспитатель знакомит с новыми элементами Городецкой росписи: «купавка», «розан», «ромашка», характерными листьями, их колоритом, композициями узоров. При обучении рисованию белорусского узора вводится элемент «белорусская зорачка».
Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:
1.Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.
2.Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.
Оба направления взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством цели и задач ознакомления с народным творчеством. Внутри каждого направления между отдельными занятиями, между всеми видами и формами общевоспитательной работы также существует тесная связь. Каждое последующее занятие опирается на предыдущее и способствует все большему развитию представлений, чувств, собственных художественных умений.
1.Формы и методы работы (общевоспитательная работа):
-экскурсии на соответствующее производство (художественная мастерская, комбинат прикладного искусства);
-просмотр диафильмов, фильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы;
2.Формы и методы работы (специальное обучение):
-разработка тематики занятий с учетом дидактических принципов (системности, научности, последовательности, наглядности и т.д.)
-отбор доступных для детей элементов и композиций узоров;
Системе задач соответствует и система методов, приемов обучения. Воспитатель при обучении использует следующие методы обучения изобразительной деятельности: информационно-рецептивный (объяснительно-иллюстративный); репродуктивный (метод упражнение); эвристический и исследовательский (развитие творческих способностей); игровой.
Таким образом, в основу системы занятий положена последовательность формирования обобщенных, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит отражение в методике проведения занятий.

В ходе занятий использовались следующие методические приёмы: игровой приём (внесение игрушки, создание сюжета); создание проблемной ситуации; проблемные вопросы; работа в паре, коллективная работа, работа подгруппами; организация самой работы: стоя, сидя за столами, на полу; положительная оценка детских работ; связь рассматривания изделий народных мастеров с последующим составлением узоров; сравнение двух элементов узора; использование движения руки в воздухе; упражнение в начале занятия; использование фланелеграфа; называние элементов узора, действия при его воспроизведении; взаимосвязь видов деятельности: рисования, лепки, аппликации; использование разных видов оценок: приз, сюрприз, словесная оценка, аплодисменты; неторопливый темп занятия, предоставление ребёнку для обдумывания ответа; активности детей содействуют правильное ведение диалога (вопрос задаётся всем; отвечающему дается указание говорить громко, ясно, чётко; осуществляется индивидуальный подход к детям с низким уровнем развития речи; контролю за речью отвечающего привлекаются все, дополнение ответов); оценочные вопросы (Что тебе нравится?); косвенные приёмы: напоминание, совет, подсказ, исправление, замечание, реплика.

По каждому виду росписи проводилась работа согласно такой последовательности:
1. Экскурсии в музеи и выставки народным промыслов.
Знакомство с данным видом декоративно-прикладного искусства (материал, фактура, орнамент, узор).
2. Рассказы, беседы, рассматривание иллюстраций об истории промысла.
3. Оформление полки красоты (один предмет, например, дымковский конь), несколько предметов одного народного промысла (дымковские игрушки или хохломская посуда, и т.д.), сравнение двух трех видов народных промыслов, выставка детских работ).
4. Занятия по ознакомлению с определёнными видами декоративно-прикладного искусства.
5. Интегрированные занятия по лепке, декоративному рисованию, аппликации.
6. Организация «мини – музея» в группе (предметы народного промысла).
7. Использование дидактических игр по разным видам росписи: «Найди пару», «Составь узор», «Узнай элементы узора».
8. Самостоятельная художественная деятельность детей в уголке рисования (использование трафаретов, нетрадиционных изобретаемых материалов).

 

Методика работы со старшими дошкольниками над белорусским узором Декоративное рисование, как и все виды изобразительного искусства, развивает у ребенка чувство прекрасного. Произведения народного декоративного искусства близки детям красочностью, простотой композиции. Знакомя детей с произведениями декоративного искусства различных областей и народностей нашей страны, педагог должен воспитывать в ребятах любовь к Родине, уважение к труду людей, создающих эту красоту.

Перед педагогом, обучающим детей декоративному рисованию, стоят следующие задачи:

-развивать чувство композиции в связи с построением узора на различных формах; -развивать чувство цвета;

-развивать способности различать стили в декоративном искусстве и использовать их отдельные элементы в своем творчестве;

-совершенствовать технические навыки в рисовании кистью и карандашом.

Обучая детей декоративному рисованию, педагог должен развивать у них умение видеть взаимосвязь между всеми компонентами узора, цветом, композицией, элементами формы. Ребенок должен почувствовать и понять, как в зависимости от назначения и формы предмета изменяется украшение формы и содержания.

Дети, знакомясь с декоративным рисованием, должны научиться ясно представлять себе, что такое ритм и симметрия, без чего декоративное искусство не может существовать.

В декоративном рисовании развитие чувства цвета выделяется как важная задача. Цвет в расписном орнаменте тесно связан с композицией, в узоре они неотделимы друг от друга. Овладеть всеми возможностями цветовых сочетаний дети дошкольного возраста, естественно, не могут, хотя чувство цвета начинает развиваться еще в преддошкольном возрасте. Задача использования цвета в декоративном рисовании усложняется в каждой группе, начиная с наиболее ярких, контрастных сочетаний и кончая оттенками теплых и холодных цветов в разных сочетаниях.

Детей необходимо научить: симметрично располагать узор в зависимости от формы листа бумаги или объемного предмета; использовать в узоре разнообразные прямые, округлые линии и формы, растительные элементы; находить красивые сочетания красок в зависимости от фона; умело пользоваться кистью (рисовать концом, всей кистью, свободно двигать ее в разных направлениях). Вначале закрепляются умения, приобретенные в средней группе, в составлении узоров, состоящих из прямых линий, мазков, точек на разных формах. Но это не простое повторение материала средней группы. Детям предоставляется на выбор уже большее количество цветов; элементы, сочетаемые в узорах, могут быть разных размеров.

Детей учат в первом квартале новому приему построения узора на круге - заполнению всей формы узором, построенным из центра, путем симметричного наращивания элементов по концентрическим кругам. Кроме квадрата и круга, детям даются овал, треугольник, розета и шестиугольник - формы, более сложные для построения узора.

В старшей группе в качестве композиционного приема чаще применяют принцип чередования элементов, что делает узор более декоративным. Чередование может включать 2-3 элемента, различных по форме или цвету. В качестве элементов узора дети учатся использовать разнообразные линейные формы (толстые и тонкие линии, мазки, точки, круги) и более сложные формы - растительные (листья, ягоды, цветы), которые труднее повторять несколько раз. Ребятам показывают новый прием рисования кистью, прикладывание к бумаге кисти плашмя. Полученные отпечатки в форме лепестка хороши в узоре из листьев, цветов.

В старшей группе дети учатся использовать различные цвета спектра в сочетании с цветным фоном. В декоративном рисовании цветной фон может быть более разнообразным, чем в тематическом рисовании. Кроме контрастных сочетаний, дети учатся видеть красоту цвета в определенной гамме: синий, голубой, белый, красный, оранжевый, желтый и др. Дети способны почувствовать красоту одноцветного узора, например тонких кружевных узоров снежинок, кружева.

В старшей группе детей учат составлять узоры на объемных формах. Сложность нанесения такого рисунка в том, что трудно соблюдать композицию узора, так как видишь его только частично, элементы узора иногда несколько меняют свою форму из-за выпуклой поверхности. Поэтому объемные предметы, предлагаемые детям для зарисовки, должны иметь простые формы. Это могут быть вылепленные из глины игрушки по образцу дымковских - птички, лошадки. Узор дымковской игрушки прост и ритмичен - сочетание прямых и волнообразных линий разной толщины и точек, кругов, колец. По цвету эти орнаменты дают простейшие контрастные сочетания белого фона с несколькими яркими основными цветами.

Задачи обучения детей седьмого года жизни декоративному рисованию следующие: развивать чувство композиции: учить составлять узоры на плоских и объемных формах в зависимости от их особенностей и назначения предмета; развивать чувство цвета: учить использовать разнообразные цвета с их оттенками в различных сочетаниях; учить видеть особенности разных видов народной декоративной росписи, использовать в рисунках отдельные элементы народных орнаментов; совершенствовать технические навыки рисования красками и карандашами.

Декоративная лепка. Одним из средств эстетического воспитания является знакомство детей с народным прикладным искусством, с разными его видами, в том числе и мелкой декоративной пластикой народных умельцев. Красивые обобщенные формы, изображающие кукол, зверей, птиц с условной яркой росписью, радуют детей и положительно влияют на развитие их художественного вкуса, расширяют детские представления и фантазию. Ребятам нравятся декоративные сосуды, созданные гончарами разных народов. Дети охотно рассматривают простые, а иногда и замысловатые формы кружек, солонок, кашпо и других изделий.

Наблюдая мелкую декоративную пластику народных мастеров, старшие дошкольники могут сами создавать интересные изделия, которые в дальнейшем можно применить для игр, для украшения комнаты, как сувениры. Хорошо и охотно ребята лепят бусы и подвески для кукол, создают декоративные сосуды: солонки, подставки для яиц и вазы для мелких весенних цветов, стаканы и подносы для карандашей. Эти изделия могут иметь форму листьев, цветов, зверей, их можно интересно расписать ангобами и гуашью. К этому виду лепки следует отнести и создание декоративных птиц с расписными крыльями и хвостами.

Декоративная лепка позволяет учить детей предварительно обдумывать тему, создавать заранее эскиз в виде рисунка, условно решать форму предмета и роспись. Например, солонка в виде цветка, крылья птицы или жука расписываются растительным или геометрическим орнаментом. Орнамент включает в себя различные декоративные элементы. Это различные геометрические формы (круги, квадраты, ромбы, треугольники и т. д.), растительные формы (ягоды, листья, травы, цветы и др.).

Полезно предлагать детям украшать орнаментом декоративные пластинки и другие настенные украшения.

Работа над декоративной пластинкой учит детей обращению с инструментом, учит различным приемам лепки, а главное – красивому декоративному заполнению пространства. Некоторые элементы можно наносить специальной стекой – печаткой в виде трубочки, квадрата, треугольника и др. В качестве таких печаток используют гвозди, винты со шляпками разной формы. Заостренными стеками рисуют узор на глиняной пластинке, а затем раскрашивают его гуашью или выкладывают по нему рельеф, который является наиболее сложным видом декоративной лепки. При создании рельефа на пластинку наносится рисунок и по рисунку выкладывается лепной орнамент, несколько выступающий над общей поверхностью пластинки. Работа над лепным орнаментом влияет на развитие мелких мышц кисти руки ребенка, учит его работать кончиками пальцев, делать их более гибкими и чувствительными к форме.

Содержанием декоративной лепки могут быть сосуды, бусы, настенные и настольные пластинки. В старшей группе можно дать задание – изобразить сосуды, бусы, а детям шести лет предложить все виды декоративной лепки, расширяя способы выполнения. Так, в старшей группе дети учатся лепить сосуды путем вдавливания или оттягивания и прищипывания краев, а также ленточным способом, когда ко дну сосуда прикрепляется стенка в виде лентообразной формы.
Изготовление декоративных пластинок с рельефными изображениями можно начать с беседы о том, какими они бывают, затем организовать выставку из готовых изделий. Воспитатель, анализируя пластинки, объясняет детям, что они могут быть с изображением одного предмета, с декоративным узором и сюжетом. Из беседы ребята узнают, как делают, окрашивают и обжигают пластинки в муфельной печи, чтобы они стали яркими, блестящими и прочными.

Декоративная аппликация

Декоративная аппликация — вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения

  • геометрические формы
  • растительные формы
  • обобщенные фигуры птиц
  • обобщенные фигуры животных
  • обобщенные фигуры человека

по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях ребенок учится

  • стилизовать
  • декоративно преобразовывать реальные предметы
  • обобщать их строение
  • наделять образцы новыми качествами

В орнаменте окружающий мир отражается с особой яркостью, красочностью. Художник-орнаменталист стремится передать в узорах основные черты, общее сходство с реальным предметом. Поэтому очертания растений, птиц, животных в орнаментах

  • обобщаются, упрощаются, т. е. стилизуются.

Простота и лаконичность образов, яркость и красочность цветовой гаммы, бесконечное повторение элементов украшения, их различные комбинации позволяют упростить и ускорить процесс изображения. Эти особенности наиболее ярко представлены в образцах народного искусства:

  • в росписях,
  • вышивке,
  • резьбе.

Ознакомление детей с народными орнаментами, со способами украшения поверхности узорами разной степени сложности составляют основу обучения декоративной аппликации в детском саду.

На занятиях в дошкольном учреждении применяется декоративная аппликация с композицией:

  • ленточной
  • центрально-лучевой

В ленточном построении отдельные элементы могут многократно повторяться по горизонтали или вертикали в виде фриза, каймы или бордюра. Узор бывает простой, состоящий из одного элемента, и сложный, в котором отдельный мотив повторяется через два-три элемента.

В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения равномерно к краям, углам, сторонам в зависимости от того, на предмете какой формы он расположен:

  • на круге
  • на прямоугольнике
  • на квадрате

 

В старшем дошкольном возрасте дети овладевают более сложной техникой вырезывания - симметричным, силу­этным, многослойным, а также техникой обрывания, пле­тения. Они могут комбинировать технику.
Расширяется содержание аппликации. Дети создают более сложные декоративные узоры как из геометриче­ских, так и из растительных форм.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: