Анализ лирики А. А. Фета




1. «Заря прощается с землею…»

2. «Одним толчком согнать ладью живую…»

3. «Вечер»

4. «Учись у них – у дуба, у березы…»

5. «Это утро, радость эта…»

6. «Шепот, робкое дыханье…»

7. «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…»

8. «Еще майская ночь»

 

 

«Заря прощается с землею»
Заря прощается с землею, Ложится пар на дне долин, Смотрю на лес, покрытый мглою, И на огни его вершин. Как незаметно потухают Лучи и гаснут под конец! С какою негой в них купают Деревья пышный свой венец! И все таинственней, безмерней Их тень растет, растет, как сон; Как тонко по заре вечерней Их легкий очерк вознесен! Как будто, чуя жизнь двойную И ей овеяны вдвойне, — И землю чувствуют родную, И в небо просятся оне.
  Автор предается размышлениям, наблюдая за угасающим днем. Картина погружающейся в темноту природы сначала вызывает лишь чувство умиротворения. Постепенно возникает ощущение непоправимой утраты. Последние лучи солнца «незаметно потухают», но даже этими остатками света стремятся в полной мере насладиться деревья. «Их легкий очерк» представляет собой прекрасную, но очень печальную картину на фоне прощальной зари.   В последней строфе появляется мысль автора о «жизни двойной», прямо указывающей на положение самого поэта. Деревья чувствуют свою связь с земным миром, но в мечтах хотят унестись в небеса вместе с солнечными лучами. Несбыточность такого желания очевидна. Прощание с земной жизнью означает только смерть, а загробное существование под большим вопросом. Стихотворение о природе, о её красоте, загадочности. Однако оно навеяно философскими размышлениями о жизни и смерти. Поэт восхищается красотой природы, сменой дня и ночи. Первая часть наполнена романтизмом, предвкушением какого- то чуда. Однако во второй части, когда природа погрузилась в ночь, автор показал унылую картину леса.   Но поэт выражает надежду, что эта ночь скоро закончится, что заря снова вернётся. Так и в жизни происходит чередование светлых и тёмных моментов. Нужно верить во всё хорошее.

 

 

«Одним толчком согнать ладью живую»  
Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов, Тоскливый сон прервать единым звуком, Упиться вдруг неведомым, родным, Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам, Чужое вмиг почувствовать своим, Шепнуть о том, пред чем язык немеет, Усилить бой бестрепетных сердец — Вот чем певец лишь избранный владеет, Вот в чем его и признак и венец!
  Стихотворение было написано в последние годы жизни поэта, в 1887 году, и было опубликовано лишь после его смерти. В этот период поэт находился в депрессии. Он понимал, что его жизнь не сложилась. В молодости он отказался от сильной любви, так как отец девушки не мог дать ей хорошего приданого. Поэт женился поздно, не по любви(на богатой, некрасивой Марии Боткиной).Трагедия заключалась в том, что к нему пришло прозрение: не деньги, а любовь правит миром. Если её нет, то нет и счастья.   Стихотворение принадлежит к философской лирике. Оно наполнено размышлениями о жизни, стремлении изменить её, уйти от проблем и уплыть в «жизнь иную». Творец у Фета живет в своем собственном воображаемом мире. Ему нет никакого дела до реальных земных проблем.Он также владеет божественным даром, но не стремится использовать его ради других.   По мнению Фета, идеальный поэт ценен сам по себе. Он обладает уникальными умениями и возможностями: «тоскливый сон прервать», «дать жизни вздох». Все свои силы он направляет на поддержку искусства, которое становится самоцелью. Влияние творца на общество заключается в пробуждении любви к прекрасному, в умении заставить забиться «бестрепетные сердца».   Желание вырваться из обыденности, снова испытать сильные чувства, заставить сильнее биться сердце от новых эмоций и ощущений переполняют поэта. Несмотря на сложный период в жизни, в данном стихотворении поэт оптимистичен. Он верит, что ещё всё можно изменить, начать жизнь сначала. Это произведение и о поэте и его поэзии. Лишь испытывая сильные чувства, избавившись от мрачных мотивов, поэт может создавать свои творения, наполнять свои стихи лёгкостью, жизнерадостностью.

 

«Вечер»
Прозвучало над ясной рекою, Прозвенело в померкшем лугу, Прокатилось над рощей немою, Засветилось на том берегу.   Далеко, в полумраке, луками Убегает на запад река. Погорев золотыми каймами, Разлетелись, как дым, облака.   На пригорке то сыро, то жарко, Вздохи дня есть в дыханье ночном,- Но зарница уж теплится ярко Голубым и зелёным огнём.
  Главная отличительная особенность произведения – отсутствие каких-либо конкретных деталей. Автор дает лишь общую картину природы с помощью неопределенных звуков и образов. В первой строфе вообще преобладают безличные глаголы («прозвучало», «прокатилось»). Влияние поэта минимально. Читателю дается прекрасная возможность самому представить себя в роли наблюдателя, нарисовать в воображении недостающие детали. Природа также никак не проявляет себя, это подчеркивается эпитетами: «померкшем», «немою». Отдаленные звуки внезапно появились и исчезли. Остается лишь догадываться о причинах их возникновения. Если не учитывать название стихотворения, то непросто определить даже время суток. Во второй строфе усиливается ощущение предчувствия чего-то неизвестного. Природа словно отходит на второй план, освобождая после себя место: «убегает… река», «разлетелись… облака». Вся атмосфера пропитана каким-то ожиданием. Третья строфа объясняет возникшие у читателя вопросы. В ней косвенным образом описан сам лирический герой. Он появляется в стихотворении через свои ощущения («то сыро, то жарко»). Конкретно указано вечер, как переходное состояние между «вздохами дня» и «дыханьем ночным». Из последних строк становится понятно, что природа готовится к грозе. Источником неясных звуков и отблесков является далекая зарница, предвещающая гром и молнию. Смена дня и ночи воспринимается поэтом как смена настроений, ощущений, мировосприятия. Если днём всё ясно, прозрачно, то ночью — загадочно, неизвестно и даже пугающе. А вечер — переход к ночи, ожидание чего-то непредсказуемого, непонятного. Настроение – спокойное, автор передал ощущение радости, умиротворения, даже какой-то причастности человека к ходу явлений в природе, ведь он наблюдает эти изменения. А.Фет словно призывает читателя насладиться красотой вечера.

 

«Учись у них — у дуба, у берёзы».  
Учись у них — у дуба, у берёзы. Кругом зима. Жестокая пора! Напрасные на них застыли слезы, И треснула, сжимаяся, кора.   Все злей метель и с каждою минутой Сердито рвет последние листы, И за сердце хватает холод лютый; Они стоят, молчат; молчи и ты!   Но верь весне. Ее промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Для ясных дней, для новых откровений Переболит скорбящая душа.
В данном стихотворении тесно переплетаются две темы: описание природы, её законов и размышление над жизнью человека, смыслом человеческого бытия. Автор описывает способность природы к обновлению, отмечает, что любые морозы пройдут и снова будет весна.   Именно этому он и призывает людей учиться «у дуба,у берёзы», верить, что любые трудности в жизни преодолимы, что обязательно наступят светлые моменты. Во второй строфе он намеренно сгущает краски: «… за сердце хватает мороз лютый», «всё злей метель…». Он пытается подчеркнуть контраст между тёмными и светлыми моментами в жизни человека. Но он уверен, что не надо впадать в отчаяние. Ведь «скорбящая душа» переболит, возродится, испытания даже придадут её новые силы.   Поэт подчёркивает связь, даже единение человека с природой. Оптимистические ноты в конце стихотворения особо ярко это подчёркивают: и весна — возрождение природы, и человек способен пережить все жизненные трудности, душевно возродиться.

 

 

«Это утро, радость эта»  
Это утро, радость эта, Это мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и березы, Эти капли — эти слезы, Этот пух — не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчелы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта ночь без сна, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё — весна.
  В произведении нет сюжета, о лирическом герое можно только догадываться по незначительным упоминаниям («радость эта», «ночь без сна»). В стихотворении многократно повторяется местоимение «эти» («это», «этот»). Такое однообразие несколько утомляет, но получает блестящее завершение в последней фразе: «это все – весна». Еще одним фетовским приемом является полное отсутствие глаголов.Ощущение динамики создается быстрой сменой разнообразных существительных, мелькающих как в калейдоскопе. Прилагательных – два, да и то они использованы по необходимости. Наконец, заслуживает внимания сама структурастихотворения. Оно представляет собой одно длинное предложение. Фет использует нетрадиционные шестистишия, причем на каждой третьей строке делает особый упор, подводя промежуточные итоги. Очень эффектна авторская концовка. Торжественное утверждение весны достойно завершает стихотворение и сразу же наполняет его особым смыслом. Фет написал его, находясь уже в достаточно преклонном возрасте. Стихотворение о природе и о судьбе человека в этой жизни. Всё, что он видит в природе, это уже было в его жизни. И весна, с её пением птиц, с зорями «без затменья», и эти ночи без сна, и этот «зык и свист» — всё было. Ничего не изменилось в природе. Она так же прекрасна и очаровательна. Но изменился сам поэт. Мы увидим всю красоту пробуждающейся природы.И настроение у нас при чтении прекрасное. Ведь на каждое явление в жизни мы смотрим своими глазами, испытываем свои ощущения. В этом стихотворении можно увидеть столько красоты, если этого захотеть.

 

«Шепот, робкое дыханье»
Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.   Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,   В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
  Оригинальная особенность произведения заключается в том, что автор не использует ни одного глагола. Даже эпитеты не играют большой роли, они лишь подчеркивают характерные свойства предметов и явлений: «робкое», «ночные», «дымных». Главный эффект достигается особым сочетанием существительных.Их разнообразие и делает стихотворение динамичным и образным. «Человеческие» понятия («дыханье», «слезы»), переплетаются с природными, создавая ощущение неразрывной связи. Между ними невозможно провести границу. Любовные отношения вплетены в мир. Чувство страсти растворяется в окружающих красках и звуках. Утренние перемены в природе сразу отражаются на человеке в виде «изменений милого лица».   Стихотворение состоит из одного непрерывного предложения. Автор дает читателю лишь общий контур картины, недостающие детали должно дорисовать воображение. Это открывает безграничные возможности для полета фантазии. Кульминацией произведения становится наступающая заря, символизирующая высшую точку любовной страсти. Стихотворение одновременно можно отнести к двум видам лирики. Пейзажная лирика. Автор с восхищением показывает, как всё в природе в ожидании зари. Ещё полусонная, она уже предвкушает радость дня.   Любовная лирика. Прекрасны чувства любящих, нежны и взаимны. Поэтому так много ласки в словах «милое» лицо, потому-то наряду с «лобзаниями»- «слёзы», слёзы счастья.  

 

 

«Сияла ночь. Луной был полон сад».
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали Лучи у наших ног в гостиной без огней. Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали, Как и сердца у нас за песнию твоей.   Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна — любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой.   И много лет прошло, томительных и скучных, И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь, И веет, как тогда, во вздохах этих звучных, Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.   Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
  Фет ощущает все тяжесть прожитых без любимой лет. Он с чувством огромной печали обращается к воспоминаниям. Известно, что поэт сам сообщил девушке о том, что не может жениться на ней по финансовым соображениям. Он вспоминает об одном из вечеров, проведенных наедине с Лазич. Молодой человек был полон надежд на счастливое будущее. Он чувствовал, что вся окружающая природа поддерживает его стремления. Казалось, что влюбленным принадлежит весь мир («лежали лучи у наших ног»). Во второй строфе появляется тревожный мотив: любимая почему-то поет «в слезах». Вероятно, автор уже сообщил ей о своем роковом решении, и прекрасный вечер становится прощальным. Лирический герой колеблется. Он видит, что счастье в его руках. Сердце подсказывает ему правильный выбор, но холодный рассудок напоминает о финансовых проблемах. Автор вновь и вновь возвращается к своим колебаниям. Он уверен, что если бы в тот момент победила любовь, то девушка была бы жива. Только это теперь имеет значение. Обеспеченность и слава меркнут по сравнению с человеческой жизнью.   Вторая часть стихотворение резко переносит читателя в настоящее. Роковой выбор был сделан. Любимая давно мертва, а поэт продолжает жить и страдать. Брак по расчету сделал его богатым, но разрушил все мечты о счастье. Вся прожитая жизнь представляется автору «томительной и скучной ». Единственным утешением становятся постоянные воспоминания о прощальном вечере. Они бесконечно дороги Фету, но одновременно приносят ему невероятную душевную боль. Поэт устал от жизни, он больше не видит в ней цели и смысла.

 

 

«Какая ночь! На всём какая нега!»  
Какая ночь! На всём какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!   Какая ночь! Все звёзды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.   Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд её убор.   Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.
Произведение было создано Фетом вскоре после свадьбы с М. Боткиной. Лишь немногие современники знали, что брак был заключен отнюдь не по любви. Несколько лет назад поэт добровольно отказался от возлюбленной, так как она не имела наследства. В 1857 г. он наконец-то получил возможность заключения выгодного брака.   Фет действительно долгие годы вел полунищенское существование, мешавшее ему посвятить все силы творческой деятельности. Боткина развязала ему руки. Поэт навсегда забыл о материальных проблемах и поэтому с радостью обращается к природе. Восторженное состояние автора подчеркивается многократным употреблением слова «как». Он не может подобрать слов для описания своего чувства и обращается ко всем случайно подмеченным окружающим образам («как… дремлет лист», «как… спит залив»). Ему кажется, что вся окружающая природа разделяет его состояние. Практически бесспорно установлено, что Фет написал стихотворение под непосредственным впечатлением от свадьбы, но он ни разу не упоминает о любовном чувстве. Тем более выглядит странным, что молодой муж наблюдает за природой в ночном одиночестве. Поэт явно подчеркивает преимущества ночи («тоньше запах», «ум светлей»). Самым характерным является замечание, что главный герой «вместо страсти» желает «этим воздухом вздохнуть». Восторг поэта никак не связан с женой. Он пока еще не осознал этого противоречия и находится во власти достигнутой материальной свободы. Очень скоро поэт поймет трагизм своего положения, и до конца жизни будет мучиться своим вынужденным притворством. Тем не менее стихотворение «Какая ночь!..» отражает искренние радостные чувства Фета в решающий момент своей судьбы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: