АГЕНТЫ И ИНСТИТУТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ




 

 

  Ø семья  
Ø групп сверстников и друзей  
Ø детские дошкольные учреждения и школа
Ø высшие и средние специальные учебные заведения  
Ø СМИ
Ø трудовые коллективы  
Ø ассоциации по интересам
Ø армия
Ø церковь

 


ТИПЫЛИЧНОСТИ

 

  • Еще в глубокой древности делались попытки выделить основные типы характеров и темпераментов человека с целью воздействия на него. Так, согласно Аюрведе и Чжуд-ши тело человека состоит из пяти элементов – ¨ эфира (пространства), ¨ воздуха (ветра), ¨ огня (жара), ¨ воды (жидкости) и ¨ земли (твердого вещества). На этом основании выделяются основные психосоматические типы - доши. ¨ Из эфира и воздуха образуется Вата, ¨ из огня и воды - Пита, ¨ из земли и воды - Капха. Эти три типа управляют всеми биологическими и психологическими функциями человека. ¨ Вата контролирует движения, ¨ Пита заведует обменом веществ, ¨ Капха поддерживает конституцию организма и форму его органов. Всего существует семь ярко выраженных типов людей, в т.ч. ¨ три типа монодошных («Желчь», «Ветер», «Слизь»); ¨ три типа двудошных («Ветер-Желчь», «Ветер-Слизь» и «Желчь - Слизь»), ¨ один тип уравновешенных людей, у которых все доши занимают относительно равные доли.  

 

  В Древнем Риме еще во II в. до н.э. можно встретить описание четырех основных темпераментов человека:   ¨ холерический (греч. chol - желчь); ¨ меланхолический (греч. melas chol - черная желчь); ¨ сангвинический (лат. sanguis - кровь) и ¨ флегматический (греч. phlegma - лимфа).  

 

В психологических учениях XX в. наиболее известны типологии Э.Шпрангера, К. Хорни, Юнга и Фромма. Так, немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963), описал 6 типов личности, каждому из которых соответствует определенный вид активности:

 

  • теоретический (стремление к раскрытию истины, рационализм и критический подход);
экономический (стремление к выгоде и практичность);
эстетический (стремление к гармонии и образному построению мира);
социальный (любовь к людям, склонность к самопожертвованию и служению людям);
политический (любовь к власти и лидерству);
религиозный (поиск смысла жизни и единства мироздания, вера в сверхъестественное).  

 

У Э.Фромма типы личности исследуются сквозь призму характеров
¨ • рецептивный,
¨ • эксплуатирующий,
¨ • накапливающий,
¨ • рыночный
¨ • продуктивный.

 

В зависимости от повышения или понижения активности
• инициативной личности, опирающейся на ответственность;
• инициативной личности, не опирающейся на механизмы ответственности;
• безынициативной, пассивной личности.

 

В зависимости от их ценностных ориентаций:
¨ традиционалисты - ориентированы на ценности долга, дисциплины, законопослушания; уровень самостоятельности, креативности, самореали зации низкий;  
¨ идеалисты - критически относятся к традиционным нормам; твердая установка на саморазвитие;  
¨ фрустрированный тип - характеризуется низкой самооценкой, угнетенным самочувствием;  
¨ гедонистические материалисты - ориентированы на удовлетворение потребительских желаний;  
¨ реалисты - сочетают стремление к самореализации с развитым чувством долга, скептицизм с самоконтролем  

 

 


Среди представителей социальной и культурной антропологии известны типы личности Р.Липтона, А.Каринера, М.Мид. Так, Ральф Липтон является не только одним из создателей ролевой теории личности, но и автором концепций базисной личности и статусной личности.

 

БАЗИСНАЯ ЛИЧНОСТЬ - особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной общности. Базисная структура личности передается из поколения в поколение посредством культуры.

 

 

СТАТУСНАЯ ЛИЧНОСТЬ - совокупность стандартизированных ролей, закрепленных за определенным статусом Конфигурация личности, свойственная большинству индивидов данного общества, занимающих данный статус.

 

В дальнейшем концепция базисной личности была пересмотрена. С целью эмпирического обоснования базисных характеристик было введено понятие «модальная личность ». Ее авторами считают Франца Боаса (1858-1942) и Киру Дюбуа (р. 1903).

 

МОДАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ - это наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, а не базисная структура, разделяемая членами данного общества.  

 


Р.Мертон разработал социологическую типологию поведения личности в зависимости от отношения к целям и средствам, выделяя несколько его классов:

 

  • конформист - лояльный член общества, принимающий одобряемые в нем культурные цели и институциональные средства;
новатор - член общности, достигающий своих целей неинституциональными (незаконными) средствами;
ритуалист - человек, абсолютизирующий средства и игнорирующий цели ради осуществления деятельности;
изолированный тип - личность, которая отходит (изолируется) как от культурных целей, так и от институциональных средств;
мятежник - личность, отступившая от целей и средств, принятых в обществе, и противопоставившая им другие ценности и нормы.  

Р.Дарендорф, опираясь на термин Аристотеля homo politicus («животное общественное») и подчеркивая, что личность есть продукт развития культуры, социальных условий, дал свою типологию личностей, пользуется термином homo sociologicus:

 

  • homo faber - человек трудящийся (личность, создающая общественно полезные блага, напр., крестьянин, воин, политик и пр.) - в традиционном обществе;
homo consumer - человек потребляющий (личность, сформированная массовым потреблением)
homo universalis - человек универсальный (личность, способная заниматься разными видами деятельности, в концепции К.Маркса - меняющий всевозможные занятия);
homo soveticus - человек тоталитарный (личность, зависящая от тоталитарного государства).  


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: