Тема: Органы дыхания. Регуляция дыхания




Цель: познакомиться со строение дыхательной системы, ее функциями. Провести оценку ряда показателей дыхательной системы.

РАБОТА 1. Значение дыхательной системы для организма.

Запишите, какие функции выполняет дыхательная система:

 

РАБОТА 2. Строение дыхательной системы.

А) Используя дополнительную литературу и атласы, отметьте на рисунке:

1. Носовую полость

2. Носоглотку

3. Гортань

4. Трахеи

5. Бронхи

 

 

Рис. 1. Строение дыхательной системы

 

Б) Используя анатомический атлас, зарисуйте гортань в продольном разрезе, покажите положение голосовых связок.

 

 

Рис.2. Гортань в продольном разрезе

 

В) Что такое объем вредного пространства?

 

 

Г) На рисунке «Строение легких» отметьте:

1. Основание легкого

2. Верхушку легкого

3. Поверхности легкого

- реберная

-медиальная

- диафрагмальная

4. Корень легкого

5. Доли легких

6. Сегменты легких

 

Рис. 3. Строение легких

Д) Запишите, что такое ацинус?

Ацинус

 

Зарисуйте его строение.

 

 

Рис. 3. Строение ацинуса

РАБОТА 3. Механизм дыхательных движений.

А) Сделайте медленно спокойный вдох и спокойный выдох. Оцените состояние дыхательных мышц, положение ребер и диафрагмы при вдохе и выдохе.

Заполните таблицу «Механизмы вдоха и выдоха».

Таблица 1.

Механизмы вдоха и выдоха

Что происходит: Вдох Выдох
Межреберные мышцы    
Диафрагма    
Давление в плевральной полости    
Легкие    
Движение воздуха из    

Б) Рассмотрите топографию диафрагмы на рис. 4. Какое значение имеет диафрагма в акте дыхания?

 

Рис. 4. Диафрагма

 

В) Запишите типы дыхания. Как меняется тип дыхания в зависимости от возраста и пола?

 

РАБОТА 4. Спирометрия. Измерение легочных объемов.

Ознакомьтесь с таблицей «Основные показатели дыхания».

Таблица 2.

Основные показатели дыхания

Показатели Значение
Частота дыхания (ЧД) 14 – 18
Дыхательный объем (ДО), мл 400 - 500
Резервный объем вдоха (Р вд), мл 1500 - 2500
Резервный объем выдоха (Р выд), мл 1000 - 1500
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ), мл 3000 - 4500
Остаточный объем (ОО), мл 1000 - 1500
Функциональная остаточная емкость (ФОЕ), мл 2000 - 3000
Общая емкость легких (ОЕЛ), мл  
Минутный объем дыхания (МОД), л/ мин 6000 - 8000

 

Проведите оценку основных показателей дыхания. Результаты занесите в Таблицу 4.

А) Частота дыхания оценивается по количеству дыхательных циклов (вдох – выдох) в 1 минуту.

Измерьте ЧД в течение 1 минуты при спокойном дыхании.

ЧД = цикл/мин

Б) Рассмотрите рис. 4. Где отражены дыхательные объемы. Познакомьтесь с методикой измерения дыхательных объемов

Рис. 4. Дыхательные объемы

Для изменения дыхательных объемов используется спирометр.

 

Рис. 5. Спирометр

 

Дыхательный объем (ДО) – после спокойного вдоха через нос делают спокойный выдох через рот в спирометр, нос при этом закрывают зажимом.

Резервный объем вдоха (РО выд.) – после спокойного выдоха на воздух делают максимально глубокий выдох в прибор.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) – после глубокого вдоха делают максимальный полный выдох в прибор, закрыв нос.

Резервный объем вдоха рассчитывают по формуле: РО вд = ЖЕЛ – (ДО+РОвыд).

Сравнивают полученные результаты ЖЕЛ с должной величиной (ДЖЕЛ), соответствующей полу, возрасту и росту исследуемых:

Таблица 3.

Формулы для расчета ДЖЕЛ

Возраст, г Пол Формула для расчета (рост-см, возраст в годах)
>16 м ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 3,60
>16 ж ЖЕЛ=(рост∙0,041- возраст∙0,018) - 2,68
8-12 м ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 4,60
13-16 м ЖЕЛ=(рост∙0,052- возраст∙0,022) - 4,20
8-16 ж ЖЕЛ=(рост∙0,041- возраст∙0,018) - 3,70

Рассчитайте показатель ДЖЕЛ =

В) Запишите как меняется ЧД и дыхательные объемы с возрастом, от каких факторов они зависят?

 

РАБОТА 5. Пробы с задержкой дыхания.

Проведите следующие пробы:

1). Функциональная проба с произвольной задержкой дыхания. Сделайте спокойный вдох и задержите дыхание по команде экспериментатора. Каждый участник эксперимента отмечает свое время задержки дыхания.

2). Проба с гипервентиляцией. После спокойного дыхания сделать несколько последовательных глубоких вдохов и выдохов. После этого по команде, после неглубокого вдоха задерживают дыхание.

3). Проба с задержкой дыхания после физической нагрузки. После отдыха по команде сделать 20 приседаний за 30 с. и определить время задержки дыхания.

Заполните таблиц.

 

Таблица 5.

Результаты проб с задержкой дыхания

Условия опыта Время задержки, с
Задержка дыхания в покое  
После гипервентиляции  
После физической нагрузки  

 

Сделайте вывод:

 

РАБОТА 6. Решите задачи, ответьте на вопросы.

Задача 1.

При подготовке к серьезным соревнованиям спортсмены тренируются в условиях высокогорья (примерно 2 - 3 км над уровнем моря) в течение месяца и более.

Вопросы:

1.Что дают тренировки в условиях высокогорья?

2. Какой показатель крови может измениться при длительном пребывании в условиях высокогорья?

Ответы:

Задача 2.

У двух студентов одинакового возраста и телосложения после забега на 5000 м зарегистрировали показатели внешнего дыхания. У первого студента частота дыхания (ЧД) составила 40/мин, дыхательный объем (ДО) – 500 мл. У второго студента ЧД составила 27 / мин, а ДО – 120 мл. Объем мертвого пространства у обоих студентов равен 150 мл, остаточный объем – 1000 мл, а резервный объем выдоха 1500 мл.

Вопросы:

1. Почему при беге изменяются параметры внешнего дыхания?

2. У кого из студентов более эффективное дыхание?

Ответы:

Задача 3.

При легком отравлении угарным газом человек почувствовал слабость, головокружение, сердцебиение.

Вопросы:

1. Каков механизм подобных явлений?

2. Как при этом изменяется кислородная емкость крови?

3. Как избавить пострадавшего от этих симптомов без лекарственных препаратов?

Ответы:

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: