Сцена 3. После спектакля.




У н ы л о в после спектакля в брусничном венке. Входит Б а л а б а й к и н.

Б а л а б а й к и н. Не помешаю? Разрешите, высказать свое восхищение вашему таланту и …

У н ы л о в. Что ж ты, каналья, мое вино…?

Б а л а б а й к и н. Я… я думал вы крымское не пьете. Я собственно, вот зачем. Приятель мой давнишний, он на телеграфе работает, так вот он… Позвольте. (наклоняется к У н ы л о в у и шепчет ему на ухо).

У н ы л о в. Э-ка неприятность. Спасибо, братец. Как тебя?

Б а л а б а й к и н. Максим Псоич Балабайкин. Актер здешнего театра. В прошлом студент.

У н ы л о в. Псоич?...Спасибо, Максимушка…Что делать теперь…? Спасибо, дорогой…Спасибо… (Б а л а б а й к и н не уходит). Вот что. (достает из кармана деньги). Отблагодари за меня приятеля и попроси его сохранять конфиденц… и сам тоже…

Б а л а б а й к и н. Обижаете, Василий Акимыч.

У н ы л о в. Графинчик, пожалуй, принеси, закусочку…скажи для меня.

Б а л а б а й к и н уходит. У н ы л о в нервно ходит по сцене.

У н ы л о в. Что же делать? А ну, как не обойдется? Ну, сволочь!

Входит А н т р е п р е н е р, за ним Изольда. Что-то-то ему говорит. Он не обращает на нее внимания

А н т р е п р е н е р. Василий Акимович, голуба моя, какой успех! Вот так сказать плата за талант. (отдает ему конверт с деньгами). Может, еще спектаклик?

Изольда. Какой успех!

У н ы л о в. Вы сказали «все отрепетировано»…?

А н т р е п р е н е р. Тарасюк, подлец,запил. Не переживайте, голуба моя, публика дура, все за чистую монету примет… Знатный венок…

Изольда. Вам так идет!

У н ы л о в (снимая с головы венок). По–моему, он из брусники?

А н т р е п р е н е р. Авторская работа какой-нибудь поклонницы. Ради вас белыми ножками в лес ходила, комаров кормила… Оставайтесь. Я со своей стороны накину, себе же в убыток, лишь бы вам так сказать… Оставайтесь, голуба моя.

Изольда. Оставайтесь, навсегда! Да,да….навсегда!

Входит Б а л а б а й к и н с подносом. На подносе графин и две рюмки.

А н т р е п р е н е р. (Балабайкину) Вы, опять за свое! Декорации роняете…

Б а л а б а й к и н. А мы вот с Василием Акимычем решили по старой памяти…И премьеру отметить. (разливает водку по рюмкам)

А н т р е п р е н е р. Замечательно! Я сам хотел банкетик организовать. Общественность пригласить. С газеты позвать.

У н ы л о в. Не надо газетчиков! Устал я от них.

А н т р е п р е н е р. Понял, голуба моя. Отметим, так сказать, приватно… и не накладно.

Б а л а б а й к и н. За русский талант! За вас, Василий Акимович!

Выпивает.

Б а л а б а й к и н. А теперь за премьеру! (наливает водку ещё раз))

У н ы л о в. Надо бы даму позвать. Как ее?

А н т р е п р е н е р. В а р в а р а Степановна.

Изольда. Она поди еще…

Вешалка падает, за ней стоит В а р в а р а.

В а р в а р а. Когда говорят про солнце – видят его лучи. Вы говорите «Варвара Степановна» - и я перед вами! (обращаясь к Изольде, зло) И Вы ещё позволяете себе судачить обо мне, Аграфена Харитоновна?...

Изольда быстро уходит в слезах.

Б а л а б а й к и н. Варварушка, только хотел за вами идти. Остановили меня.

В а р в а р а. Вы, Максим Псоич, своим кустом насмешили… Впрочем от вас всего можно ожидать…

У н ы л о в. Проходите, Варвара Степановна.

В а р в а р а. Вы еще помните, как меня зовут, Василий Акимович. Очень приятно. А особенно приятно быть с вами на одной сцене. За вас!

Выпивают.

В а р в а р а. Нам, конечно, это не очень нам, провинциалам, привычно…

А н т р е п р е н е р. Да, публику обезьянами еще никто не называл.

У н ы л о в. Смех настоящего юмора есть жалобный крик тяжелой тоски по внутренней родине.

В а р в а р а. Это, конечно, не классический театр, но это театр в высшем его проявлении…

Б а л а б а й к и н. Кафедральность чувствуется… В рот тебе пирожок с ливером.

В а р в а р а. И это настолько мое. Должна вам признаться. Я боялась за свой рассудок. Налейте мне, Максим Псоич.

Б а л а б а й к и н (разливая водку по рюмкам). Самое главное - есть философия. А философия это… Быть или не быть, так сказать?

А н т р е п р е н е р. Я бы вам бенефисик организовал в лучшем виде. На недельку. Столица подождет.

Б а л а б а й к и н. За мастера русской сцены!

Выпивают.

У н ы л о в. А действительно, взять и остаться. (декламирует) «Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок. Бегу не оглянусь, пойду искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок! Карету мне, карету!»

Б а л а б а й к и н. Карету мне, карету! Студень мне подмышку.

В а р в а р а. Браво!

А н т р е п р е н е р. В лучшем виде все организуем.

У н ы л о в. Отдохнуть от суеты, с мыслями собраться. На что себя трачу. Ведь у меня ничего не было и нет, кроме таланта. Остаюсь! Налей, Максимушка. (Б а л а б а й к и н разливает по рюмкам)

В а р в а р а Раздраконим анафемского «Отеллу».

А н т р е п р е н е р. Какие сборы будут!

Б а л а б а й к и н. Пусть увидят, что значит настоящая игра и таланты!

У н ы л о в. За вас дорогие! (ставит рюмки) А сейчас, позвольте откланяться. Устал, господа.

А н т р е п р е н е р. Голуба, а контрактик?

У н ы л о в. Завтра. Все завтра.

У н ы л о в быстро уходит.

А н т р е п р е н е р. Только бы не передумал. У вас же, господа артисты семь пятниц на неделе. С другой стороны, чего ему уезжать. Увидел, что я человек дельный, со связями и к тому же порядочный, в расчетах. Деньжищ то я ему отвалил, мамочка моя… Наливай, Максим Псоич.

Б а л а б а й к и н. Графинчик пуст, Кузьма Алексеевич.

А н т р е п р е н е р. Сходи в буфетик еще за одним…

Б а л а б а й к и н. А деньги?

А н т р е п р е н е р. Я же за спектакль рассчитался, мамочка моя.

Б а л а б а й к и н. Так я это…гостя угощал.

А н т р е п р е н е р. Гость наш дорогой остался. Есть у меня фарт. Тьфу-тьфу-тьфу.

В а р в а р а. Смешно вас слушать, Кузьма Алексеевич.

А н т р е п р е н е р. Что такое, голубушка?

В а р в а р а. А то, что он из-за меня остался. Он на меня так два раза посмотрел, что я сразу все поняла.

Б а л а б а й к и н. Варвара Степановна, да он… и не смотрел вовсе на тебя.

В а р в а р а. Потому что он настоящий кавалер, с манерами. Не то, что некоторые. То им платье мое не нравится, то пьеса.

Б а л а б а й к и н. Хотите, я вам скажу, почему он остался…? Хотите? В рот мне солодухи с хреном.

А н т р е п р е н е р. Ну, тебе то, голуба, откуда знать? Это наши дела коммерческие с господином Уныловым.

В а р в а р а. Еще скажите, из-за вашей старой дружбы…ну, право смешно, Максим Псоич.

А н т р е п р е н е р. Ладно, пора и честь знать. Не оконфузились, и слава Богу. Варвара Степановна, голубушка, до свидания.

В а р в а р а. Я с вами Алексей Кузьмич. Вы про мой бенефис не забыли, помнится обещали …

Б а л а б а й к и н. Варвара Степановна!

В а р в а р а и А н т р е п р е н е р уходят. Входит Герасим.

Б а л а б а й к и н. Дура! (достает припрятанную бутылку с водкой). Дурак. Все уж выпито и осталось чуть-чуть на донышке. Хочешь не хочешь роль мертвеца пора репетировать. Смерть-матушка не за горами. Помру и некому будет помянуть. Все эта чертова сцена забрала… Ведь, молила меня, Верочка: оставьте сцену!. Не хотела быть женой актера. Стыдно. А ведь любила. Глядела на меня как… Ласка, бархат, глубина, блеск молодости! И я упоенный перед ней на коленях, прошу счастья…Понял я тогда публику! Понял, что никакого святого искусства нет, что я раб, игрушка чужой праздности, шут, фигляр, почти кокотка! Ради тщеславия она ищет знакомства! Прозрел я тогда, и дорого мне стало это прозрение. Потерял образ и подобие, а ведь я из хорошего... Сожрала, поглотила меня эта чертова яма! (выпивает).Спета песня. (засыпает, сидя за столом. На сцену выходит Изольда, под «Нищую» танцуют с Индюковым. «Режиссерская пауза». Герасим забивает гвозди в брусок.)

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: