ЯПОНСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ МЕЧЕЙ




Классификация мечей довольно сложна, в Стране восходящего солнца она относится к научным дисциплинам. В настоящее время выделяют следующие разновидности японских мечей (приложение Д):

1. Катана. Наиболее известная разновидность японского меча. Имеет длину клинка от 61 до 73 см, с довольно широким и толстым изогнутым клинком. Внешне она очень похожа на еще один японский меч – тати, но отличается от него меньшим изгибом клинка, способом ношение, а также (но далеко не всегда) длиной. Катана являлась не просто оружием, но и неизменным атрибутом самурая, частью его костюма. Без этого меча воин просто не выходил из дому. Катана могла носиться за поясом или на специальных завязках. Хранилась на специальной горизонтальной подставке, которая на ночь ставилась у изголовья воина;

«Самурайский меч или катана. Он заточен только с одной стороны. Его слегка изогнутым клинком можно с одинаковым успехом и колоть, и рубить, и резать. Рукоять у него более длинная, что позволяет активнее использовать обратный хват меча. Она защищает запястье и часть предплечья.»1

2. Тати. Это длинный японский меч. Он обладает большим изгибом, чем катана. Длина клинка тати начинается от 70 см. В прошлом этот меч обычно использовался для конного боя и во время парадов. Хранится на вертикальной подставке рукояткой вниз в мирное время и рукоятью вверх во время войны. Иногда из этой разновидности японского меча выделяется еще одна — О-дати. Данные клинки отличались значительными размерами (до 2,25 м);

3. Вакидзаси. Короткий меч (клинок 30-60 см), который вместе с катаной образует стандартное вооружение самурая. Вакидзаси можно было использовать для боя в тесном пространстве, а также он применялся в паре с длинным мечом в некоторых фехтовальных техниках. Это оружие могли носить не только самураи, но и представители других сословий;

 

 

1. Асмолов К.В. История холодного оружия. Т.1. - М., 1994., ст. 197


4. Танто. Кинжал или нож с длиной лезвия до 30 см. Использовался для отрезания голов, а также для совершения харакири, ну и для других, более мирных целей;

5. Цуруги. Обоюдоострый прямой меч, который использовался на территории Японии до X века. Часто этим именем называют любые древние мечи;

6. Ниндзя-то или синоби-гатана. Это меч, который использовали знаменитые японские средневековые шпионы – ниндзя. По своему внешнему виду он практически не отличался от катаны, но был короче. Толще были ножны этого меча, неуловимые синоби прятали в них целый шпионский арсенал. Кстати, ниндзя-то не носили за спиной, потому что это было крайне неудобно. Исключением были случаи, когда воину нужны были свободные руки, например, если он решил взобраться на стену;

7. Нагината. Это вид холодного оружия, который представлял собой слегка загнутый клинок, посаженный на длинное деревянное древко. Напоминал средневековую глефу, но японцы также относят нагинату к мечам. Бои на нагинатах проводятся и по сей день;

8. Боккен. Деревянный тренировочный меч. Японцы относятся к нему с не меньшим уважением, чем к настоящему боевому оружию.

О твердости и остроте японских мечей сложены легенды, как, впрочем, и о самом кузнечном искусстве Страны восходящего солнца.

Мастера-оружейники занимали высокое место в социальной иерархии средневековой Японии. Изготовление меча считалось духовным, почти мистическим актом, поэтому готовились к нему соответственно.

2. ЛЕГЕНДАРНОЕ ЯПОНСКОЕ ХОЛОДНОЕ ОРУЖИЕ

2.1 Три Великих Копья (приложение Ж).

По легенде, в истории Японии было три великих копья: первое - Отэгинэ, второе - Нихонго, которым владели несколько прославленных воинов, и третье, возможно, самое известное - Томбогири. Томбогири ("Подсекатель стрекоз") принадлежало воину Тадакацу Хонде и, по легенде, было таким острым, что разрезало пополам стрекозу, которая на него присела.


1) Отэгине.Общая длина 380 см, лезвие 138 см. Копье создано в Суруга, местности, принадлежавшей клану Юки. Копье перешло от бездетного Чуньоу Юки второму сыну Токугава Иэясу - Юки Хидейасу. В 1945г. из-за прямого попадания зажигательной бомбы в музей, копьё, вместе с другими экспонатами, было утеряно.

2) Нихонго. Общая длина 230 см, лезвие 80 см. Знаменитое копье, которое когда-то использовалось в императорском дворце. Позже Нихонго владел Фукусима Масанори, который служил Тоётоми Хидэёси, был в числе воинов, названных "Семь копий Shizugatake". Участвовал в Корейском походе. В 1595г. возглавлял отряд в 10000 человек, который окружил храм на горе Коя в ожидании самоубийства Хидэцугу, несостоявшегося наследника Тоётоми Хидэёси.

За это поручение получил 90 000 коку и владения Хидэцугу. В настоящее время копьё выставлено в музее города Фукуока.

3) Томбогири "Подсекатель стрекоз". Общая длина 423 см, лезвие 43 см. Копье, создано знаменитым оружейником Масазане Фудживара. Получило свое название от легенды по которой стрекоза, севшая на его лезвие сразу же была разрезана пополам. Копье принадлежало Тадакацу Хонде - непобедимому генералу, служившему Иэясу Токугава. Тадакацу часто упоминается как "воин, который превзошел саму Смерть", потому что он ни разу не получил серьезное ранение в боях, которых было более 100 за его жизнь. И он никогда не был побежден другим самураем.

2.2 Мечи Масамунэ и Мурамаса (приложение К).

1) Масамунэ называли Белым мастером. Он был монахом и владел множеством секретов по изготовлению мечей. Говорят, меч Масамунэ обладал такой силой, что его владельцу даже не было необходимости вынимать его из ножен - уже сама сила, вложенная в него мастером, даровала победу.

Хондзё Масамунэ создал школу ковки меча, его ученики также стали великими мастерами. Но один из его учеников использовал полученные знания и мастерство для того, чтобы создавать мечи, несущие смерть. Имя этого ученика - Мурамаса.


2) Мурамаса - знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. По легенде,

Мурамаса был не согласен с политикой Токугавы, который стремился завладеть властью над всей Японией, поэтому вкладывал в свои мечи проклятия для всей семьи Токугавы. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса - это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество.

Во времена Канэи (1625) владение мечом Мурамаса было запрещено, и воина, у которого находили такой меч, ожидало суровое наказание - вплоть до смертной казни. В то время практически все мечи Мурамаса были уничтожены...

К концу эпохи Токугавы, несмотря на все запреты и гонения, подавляющее большинство самураев жаждало заполучить меч Мурамаса - из-за его невероятной остроты.

До настоящего времени сохранилось лишь несколько мечей Мурамаса, в основном - в частных японских коллекциях. Увидеть это уникальное произведение оружейного искусства - редкая удача.

 

 


2.3 Клинок Хондзё Масамунэ (приложение К).

В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами.

Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, в январе 1946 года, после признания поражения во Второй мировой, японцы были вынуждены передать катану, а с ней еще 14 мечей сержанту 7-го кавалерийского полка США Колди Баймору. С тех пор местонахождение Хондзе остается неизвестным. Этот меч возглавляет список самых ценных произведений японского искусства, которые разыскиваются по всему миру.

Клинок Хондзе Масамунэ - произведение искусства. Он был выкован мастером Горо Нюдо Масамунэ, который и носит звание величайшего японского мастера мечей. Нюдо использовал в своей работе технику Сосю, которая предавала оружию особую прочность, благодаря семи слоям стали. Клинки этого мастера отличаются особой красотой и высоким качеством, ведь Масамунэ был одним из немногих своих современников, кто использовал в работе чистую сталь.

Каждый меч Горо Нюдо носит его имя, но некоторые из них имеют собственные имена, как Хондзе Масамунэ. Этот клинок считается одним из самых лучших мечей, которые когда-либо создавал человек. Он является символом сегуната Токугава, правившего Японией около двух сотен лет. В 1939 году Хондзе признали национальным достоянием Японии.


2.4 Меч Кусанаги-но цуруги (приложение Л).

Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Согласно легенде, однажды бог Сусаноо, находясь в царстве богини солнца Аматэрасу, причинил ей много разного рода неприятностей. Разгневанная Аматэрасу удалилась в небесный грот, и вся Равнина Высокого Неба погрузилась во тьму. Встревоженные боги собрались на совет, чтобы придумать, как выманить Аматэрасу из грота. Наконец, богиня Амано Узуме придумала повесить на дерево яшмовое ожерелье, зеркало и белые одежды, после чего боги начали хором звать Аматэрасу. Увидев свое отражение в зеркале, богиня солнца, заинтересовавшись, вышла наружу, и сразу же солнечный свет вернулся в мир.

Позже бог Сусаноо, чтобы загладить свою вину, преподнес богине Аматэрасу волшебный меч Кусанаги («Кусанагино Цуруги» - «Меч, Секущий Траву»). Этот меч Сусаноо добыл в стране Идзумо (западная часть японского острова Хонсю). Однажды, спустившись там, на землю, он повстречал старика Асипадзути и его жену Тенадзути, которые горько плакали. На вопрос, в чем причина их несчастья, старики рассказали Сусаноо, что восемь лет назад в этой стране поселился восьмиглавый и восьмихвостый змей, пожирающий молодых девушек. Он уже пожрал семь их дочерей, и вот теперь настал черед отдавать змею последнюю дочь, Кусинаду.

Сусаноо захотел помочь старикам. Он взял восемь бочек, наполнил рисовой водкой сакэ и выставил их на восьми платформах за забором с восемью воротами. Змей нашел приманку и, просунув в каждые ворота по голове, осушил все бочки до дна. Опьянев, он уснул, тогда Сусаноо поочередно отрубил ему все головы, а потом принялся за хвосты. Отрубив четвертый хвост, он обнаружил в теле змея большой меч, который затем подарил богине Аматэрасу.

Внук Аматэрасу (Нинигино Микото) сошел с Неба на Землю, чтобы стать правителем страны Идзумо (Японии).

Посылая на Землю своего внука, Аматэрасу вручила ему три Священных сокровища, которыми обладала: зеркало - символ мудрости, меч - символ силы и доблести и яшмовое ожерелье, символизирующее милосердие.


Эти сокровища должны были вечно храниться в императорском дворце; без них власть императора будет считаться нелегитимной. Эти три предмета вплоть до настоящего времени являются символами императорской власти.

2.5 Меч Когарасу-Мару («Маленькая ворона») (приложение Л).

Одним из первых известных кузнецов Японии считается полумифический оружейник Амакуни из селения Уда в провинции Ямато, которому приписывается авторство многих прославленных клинков. Но поскольку считается, что он жил еще в VIII веке, подавляющее большинство этих клинков не дошло до нас даже в виде останков.

Однако есть один реальный, сохранившийся до наших дней меч, о котором известно, что его создал Амакуни. Меч носит название «Когарасу-Мару» («Маленькая ворона»). Его хвостовик имеет форму клюва вороны, откуда и появилось такое любопытное название. Другая версия гласит, что в 782 году этот меч украла ворона, после чего клинок и назвали так.

Меч «Маленькая ворона» исполнен в стиле киссаки-мороха, очень популярном в период Нара. Это прямой клинок с «полуторной» заточкой (верхняя часть обоюдоострая). Когарасу-Мару является ярко выраженным «переходным» клинком между прямыми полосами кэн и изогнутыми полосами тати. Ученые никак не могут установить исторический момент, когда в Японии произошел переход от прямых мечей к изогнутым, и этот меч постоянно находится в центре их внимания, так как на сегодняшний день является самым древним изогнутым японским мечом. Исходя из хроник, которые гласят, что Амакуни выковал его в 703 г. н.э., можно сказать, что первые попытки изготовить изогнутые мечи в Японии предпринимались еще в начале VIII в.

В конце VIII в. служительница Усыпальницы Великой Идзэ подарила Когарасу-Мару императору Камму (781-806 гг.). Меч хранился в императорской коллекции, пока в X веке не был преподнесен одному из японских военачальников, после чего несколько раз переходил из рук в руки. В настоящее время «Маленькая ворона» вновь вернулась в императорскую оружейную коллекцию.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Японская история удивительна и неповторима, впрочем, как и японское холодное оружие. С тем, как развивался народ, развивалось и их оружие. Некоторая отдалённость от суши, а, следовательно, и от других стран и народов, препятствовала быстрому развитию кузнечного дела, но японцы смогли самостоятельно добиться небывалых успехов в ковке оружия. Большое влияние на распространение того или иного вида оружия оказывала политическая обстановка в стране на определенный период. Копьё сменило лук, а меч, в свою очередь, заменил копьё, когда ситуация в стране стала спокойнее и эффектность владения мечом, личное мастерство воина, стали важнее эффективности, столь необходимой при масштабных сражениях. При изготовлении холодного оружия мастера кузнечного дела зачастую испытывали трудности, связанные с ограниченным количеством исходного материала. Но мастера-оружейники со временем нашли подходящую технологию ковки, что, в конечном итоге, привело к тому, что японские клинки стали известны на весь мир, а современные коллекционеры готовы на многое лишь бы получить легендарное японское холодное оружие. К сожалению, в период новой истории штучное производство оружия пошло на спад, поскольку появилась необходимость в большем количестве оружия, мастера бы просто физически не успевали выковать такое количество клинков. Количество заменило качество. После Второй Мировой войны многие клинки были уничтожены. И мечи, произведённые на фабриках, никому не жаль, то уничтожение настоящих произведений искусства - трагедия для японской культуры. В настоящее время в Японии остались кузнецы, передающие своё знание достойным ученикам, но к мастерству кузнецов древности им не получится приблизиться, поскольку многие секреты ковки меча были утеряны во времена войны .

Я, считаю, что мне удалось раскрыть поставленную цель, решить все поставленные задачи.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

 

1.Носов К.С. Вооружение самураев.- М., 2001., с. 254

2. Асмолов К.В. История холодного оружия. Т.1. - М., 1993, с. 263

3. Асмолов К.В. История холодного оружия. Т.2. - М., 1994, с. 346

4. Носов К.С. Японский меч. - М., 2000, с. 52

5. Попенко В.Н. Холодное оружие востока и запада. - М., 1994, с. 212

Интернет-ссылки


ПРИЛОЖЕНИЕ А

Первая эпоха - эра лука.

 

Лук (юми)

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Первая эпоха - эра лука.

 

Японские стрелы. Верхний ряд: две вилкообразные головки (каримата), головки копья в виде сердца (тогари-я). Нижний ряд: две головки в виде листа ивы (янаги-ха), трехзубая (ватакуси), утолщенная головка (кихоко).

Вид умения стрельбы из лука -- Бакидзюцу, стрельба из лука верхом.


ПРИЛОЖЕНИЕ В

Вторая эпоха - эра копья

Первоначальное японское древковое оружие: Хоко – копьё с ромбовидным наконечником (длина клинка 25 см).. Тэбоко – дротик с изогнутым лезвием (обоюдоострый, длина 30 см).

Копьё Хоко

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Г

 

Вторая эпоха - эра копья

Разные формы наконечника яри

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Д

 

Эпоха японского меча.

 

Японская классификация мечей:

 

КАТАНА

 

ТАТИ

 

 


ВАКИДЗАСИ

 

 

ТАНТО

 


ЦУРУГИ

 

НИНДЗЯ-ТО

 


НАГИТАНА

 

 

БОККЕН

 


ПРИЛОЖЕНИЕ Ж

 

Три великих копья.

Копье Нихонго

Копье Томбогири

Копье Отэгине

 


ПРИЛОЖЕНИЕ К

Мечи Масамунэ и Мурамаса. Клинок Хондзё Масамунэ

Меч Масамунэ

 

Меч Мурамаса

 

Клинок Хондзё Масамунэ


ПРИЛОЖЕНИЕ Л

Меч Кусанаги-но цуруги. Меч Когарасу-Мару.

 

Меч Кусанаги-но цуруги

 

Меч Когарасу-Мару

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-05-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: