Методические указания для студентов 3 курса
Специальности 060101 Лечебное дело
по самостоятельной внеаудиторной работе
по дисциплине «Патофизиология»
Составитель: ассистент Бяков И.С.
Тема: Факторы неспецифической резистентности. Воспаление.
ЦЕЛЬ: сформировать умение проводить патофизиологический анализ модельных ситуаций, связанных с сосудистой реакцией при воспалении, реакцией русла микроциркуляции при воспалении на нервный и гуморальный раздражитель. Освоить практические навыки моделирования опыта Мечникова.
ЗАДАЧИ: способствовать формированию практических навыков моделирования сосудистой реакции при воспалении, реакции русла микроциркуляции на нервный и гуморальный раздражитель при воспалении, клеточной реакции при воспалении в опыте Мечникова.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
До изучения темы: компоненты микроциркуляторной системы, механизмы регуляции тонуса микроциркуляторных сосудов, состав крови, форменные элементы крови, характеристику лейкоцитов, их морфологические особенности, функции.
После изучения темы: определение понятия «воспаление», этиологические факторы, особенности первичной и вторичной альтерации, основные компоненты воспалительного процесса, особенности сосудистой и клеточной реакции при воспалении, особенность регуляции тонуса микрососудов при воспалении, принципы экспериментального моделирования воспалительного процесса.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: моделировать сосудистую реакцию при воспалении, выявлять особенность регуляции тонуса микрососудов при воспалении, моделировать опыт Мечникова.
Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:
1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.
2). Ответить на вопросы для самоконтроля:
1. Этиологические факторы воспаления. Роль отдельных компонентов в воспалительном процессе.
2. Особенности сосудистой и клеточной реакции при воспалении.
3. Механизм эмиграции лейкоцитов с помощью молекул адгезии.
4. Закон эмиграции Мечникова.
5. Кислород-зависимый и кислород-независимый киллинг.
3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля.
1. Медиаторами воспаления, образующимися из фосфолипидов клеточных мембран, являются: а) простагландины; б) лейкотриены; в) фактор активации тромбоцитов; г) брадикинин. Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в
2) а, в
3) б, г
4) г
5) все ответы
2. Вещества, обладающие свойствами хемоаттрактантов для нейтрофилов: а) липополисахариды бактерий; б) лейкотриен В4; в) интерлейкин-8; г) фрагмент комплемента С5А; д) ФАТ. Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в
2) а, в, д
3) б, г
3. Какие из указанных клеток служат источником медиаторов воспаления: а) базофилы; б) тромбоциты; в) эозинофилы; г) эндотелиальные клетки. Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в
2) а, в
3) б, г
4) г
5) все ответы
4. Какие из перечисленных веществ обладают свойствами опсонинов: а) иммуноглобулины класса G; б) иммуноглобулины класса Е; в) фрагменты С3b комплемента; г) простагландин Е2. Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в
2) а, в
3) б, г
4) г
5. Какие из указанных факторов способствуют образованию экссудата при остром воспалении? а) затруднение венозного оттока крови; б) повышение гидростатического давления в микроциркуляторных сосудах; в) сокращение (ретракция) клеток эндотелия посткапиллярных венул; г) разрушение базальной мембраны сосудов ферментами лейкоцитов. Укажите правильную комбинацию ответов:
1) а, б, в
2) а, в
3) б, г
4) а, б, в. г
Ответы на тестовые задания
1 вопрос | 2 вопрос | 3 вопрос | 4 вопрос | 5 вопрос |
4) Решить ситуационные задачи.
Алгоритм разбора ситуационных задач.
1. Назовите вид патологического процесса.
2. Составьте схему патогенеза, выделите в ней этиологический фактор, главное звено патогенеза, объясните патогенез имеющихся проявлений.
3. Ответьте на дополнительные вопросы, поставленные в задаче.
Задача № 1. (с примером разбора)
Одну и ту же дозу стрихнина ввели кроликам, у которых предварительно путем ожога вызывали локальное воспаление на одной из задних конечностей. Причем, одному кролику стрихнин ввели в область воспаления, другому – вне очага воспаления. Один из кроликов погиб от отравления стрихнином.
Вопрос: укажите, какой кролик погиб и почему.
Ответ:
1. Воспаление.
2. В очаге воспаления формируется венозная гиперемия, что ведет к снижению интенсивности микроциркуляции и замедлению поступления веществ из очага воспаления в системный кровоток. Поэтому при введении стрихнина в очаг скорость резорбции вещества из места введения будет снижена, концентрация стрихнина в крови не достигнет летальной. Поэтому погиб кролик, которому ввели стрихнин вне очага воспаления.
Задача 2
Продолжительность жизни мышей после внутрибрюшинного введения 0,2 мл бактериальной взвеси, содержащей 5•108 клеток пневмококков, в среднем составляет 8 ч. Если то же количество бактериальной взвеси ввести мышам через 2 ч. после введения им 0,5 мл стерильного раствора крахмала или туши, то смерть наступает примерно через 3 ч.
Вопрос: как можно объяснить уменьшение срока выживаемости мышей после введения бактериальной взвеси на фоне предварительного введения крахмала или туши?
Ответ:
Рекомендуемая литература:
Основная
1. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Литвицкий П.Ф. Патофизиология: учебник для вузов + CD.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008
Дополнительная
1. Патофизиология. В 3 т.: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - Под ред. А.И. Воложина, Г.В. Порядина. - М.: издательский центр «Академия», 2007.
2. Патофизиология: учебник: в 2 т. - Под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.
3. Руководство к занятиям по патофизиологии / Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. - 128 с.
1. 4. Задачи и тестовые задания по патофизиологии: Учебное пособие / Под ред. П.Ф.Литвицкого. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 384 с.
Методические указания подготовлены:
ассистент Бяков И.С. _____________
Методические указания утверждены на заседании кафедры
№ 8 от «27» февраля 2012 г.
Зав. кафедрой: ________________________ А.П. Спицин