Теория «Москва – третий Рим»




Культура россии

XIV-XV века

Культура Руси XIV–XV вв.

Развитие русской культуры в этот период было обусловлено раздробленностью, нашествием монголо-татар, вторжением крестоносцев. Раздробленность привела к появлению многих местных центров культуры, ордынское иго нанесло страшный урон культурным ценностям, привело к упадку культуры, а затем к ее возрождению.

Фольклор

Устное народное творчество - былины, песни, пословицы и поговорки, сказки, обрядовая поэзия – отразило представления русских людей о своем прошлом, об окружающем мире. Былины о Василии Буслаеве и Садко относятся к новгородскому эпосу и воспевают Новгород с его бурной городской жизнью, торговыми караванами, плывущими в заморские страны.

Садко был сначала бедным гусляром, но однажды он не был зван ни на один пир. С горя пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно на берег выплыл сам царь морской, который сказал что хочет наградить Садко за его игру, которая усладила его слух. Он дал совет Садко, который отправился в Новгород, побился об заклад с богатыми людьми, что на Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золотые перья». Выиграв заклад Садко разбогател, но стал хвастливым. Он заявил, что скупит все товары в Новгороде, но сделать этого не смог.

«Садко» Художник И. Репин. 1876 г. Иллюстрация к былине «Садко» Художник Е. Трошин-Дайнеко. 1950 г.

После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать за море. Но на обратном пути корабли вдруг остановились посреди моря, разразилась буря. Понял Садко, что это морской царь требует дани и стал бросать в море золото, серебро, жемчуга. Но все было напрасно. Садко захватил с собой гусли, царь требовал его к себе. Как только Садко спустили на воду, корабли сдвинулись с места, а герой проснулся уже на дне морском, в палатах морского царя. Тот потребовал, чтобы Садко сыграл на гуслях. Под звуки гуслей морской царь бросился плясать, море взволновалось, корабли начали тонуть. Садко сначала прекратил игру, оборвав струны гуслей, тогда царь потребовал, чтобы Садко женился на морской девице, выбрав из 900 претендентов самую последнюю – Чернавушку. Садко отнесся к ней с большим почтением и даже не прикоснулся к ней. После свадебного пира Садко проснулся уже на земле - на крутом берегу реки Чернавы близ Новгорода. В это время он увидел, что по Волхову плывут его корабли. В этом месте Садко построил церковь а на сине море больше не ездил.

 

Сказания

Фольклорные черты имеют многие произведения литературы – сказания, например, «О битве на реке Калке ».

«В год 6732. Пришло неслыханное войско, безбожные моавитяне, называемые татарами; пришли они на землю Половецкую. Половцы хоть и вышли на сражение, но даже самый сильный из них Юрий Кончакович не мог им противостоять и бежал, и многие были перебиты - [вплоть] до реки Днепра. Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. И вот, когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: «Если вы нам не поможете, то ныне мы будем порублены, а завтра вы порублены будете». Был совет всех князей в городе Киеве, и решили на совете так:

Битва на реке Калке

 

«Лучше нам встретить их на чужой земле, чем на своей». На этом совете были Мстислав Романович Киевский, Мстислав Козельский и Черниговский и Мстислав Мстиславич Галицкий - они были старейшими князьями Русской земли. Юрия же, великого князя Суздальского, на том совете не было. Притом же были младшие князья - Даниил Романович, Михаил Всеволодич, Всеволод Мстиславич Киевский и многие иные князья. Тогда же крестился великий князь половецкий Басты. Василька же не было там, так как был по молодости во Владимире.

«Повесть о разорении Рязани Батыем и о Евпатии Коловрате»

Евпатий Коловрат - рязанский боярин, воевода и богатырь, герой рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.

Узнав о вторжении монголов в Рязанское княжество, Евпатий Коловрат с «малою дружиною» спешно двинулся в Рязань. Но застал город уже разорённым «…государей убитых и множество народу полёгшего: одни убиты и посечены, другие сожжены, а иные потоплены»... Тут к нему присоединились уцелевшие «…коих Бог сохранил вне города», и с отрядом в 1700 человек Евпатий пустился в погоню за монголами. Настигнув их в Суздальских землях, внезапной атакой полностью истребил их арьергард. «И бил их Евпатий так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». Изумлённый Батый послал против Евпатия богатыря Хостоврула, брата своей жены, «…а с ним сильные полки татарские». Хостоврул обещал Батыю привести Евпатия Коловрата живым, но погиб в поединке с ним. Несмотря на огромный численный перевес татар, в ходе ожесточённой битвы Евпатий Коловрат «…стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил…». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры, спросил у Евпатия - «Что вы хотите?» И получил ответ — «Умереть за мой народ и веру Христову!».

Памятник Евпатию Коловрату в Рязани Скульптор О. Седов. 2007 г. «Евпатий Коловрат» Художник П. Литвинский

Согласно некоторым преданиям, монголам удалось уничтожить отряд Евпатия только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений. Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав О, Евпатий! Если б ты у меня служил, я держал тебя у самого сердца!, отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

«Задонщин а» - памятник древнерусской литературы конца XIV в., повествующий о Куликовской битве 1380 года. Об авторе «Задонщины» известно лишь, что его звали Софоний Рязанец и что он был родом из Рязанщины. Автор шаг за шагом повествует о начале нашествия Мамая, подготовке Дмитрия Донского к битве, о сборах рати, об исходе исторической битвы. Повесть проникнута высоким патриотическим духом.

«Благословение Сергием Радонежским Дмитрия Донского на Куликовскую битву» Художник М. Нестеров. 1897 г.  

 

По легенде Сергий Радонежский дал в помощь князю двух монахов - Пересвета и Ослаблю, отличавшихся чудовищной силой. Рано утром 8 сентября, битва по традиции началась с поединка богатырей. Против татарского богатыря Челубея вышел монах Пересвет. Воины устремились навстречу друг другу. Их удар был страшен. Щиты разлетелись вдребезги. Пронзенные копьями, оба бездыханными упали наземь. И тут же татарские тумены двинулись вперед.

«Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» Художник М. Авилов. 1943 г.

«Сказание о Мамаевом побоище» – наиболее обширный памятник Куликовского цикла. В нем содержится самый подробный рассказ о битве. В «Сказании» дается описание приготовления к походу, маршрут русского войска через Коломну на Куликовское поле.

«Утро на Куликовом поле» Художник А.Бубноа. 1947 г.

Перечисляются имена князей, принявших участие в сражении, рассказывается о переправе русских через Дон. Только из «Сказания» мы узнаем, что исход сражения решил полк князя Владимира Серпуховского: он был в засаде и неожиданным нападением с флангов и тыла нанес врагу сокрушительное поражение. Из памятника мы узнаем также, что великий князь Дмитрий Иванович был ранен и найден в бессознательном состоянии после сражения.

Главный герой «Сказания» - Дмитрий Донской, ведь это не только воинская повесть, рассказывающая о походах и битвах, но и произведение, восхваляющее великого князя Московского. Автор изображает князя мудрым и мужественным полководцем, подчеркивает его воинскую доблесть и отвагу.

«Песнь о Щелкане Дудентьевиче» - первое крупное произведение тверской литературы. Борьба с Москвой обострялась. Ярлык на великое княжение получил сын Михаила, Дмитрий, прозванный Грозные Очи. Находясь в Орде, перед лицом хана, он убил Юрия Московского, «мстя кровь отчу». За это сам был изрублен. Несмотря на то, что были убиты два тверских князя, хан отдал ярлык брату Дмитрия - Александру Михайловичу... Признал его князем и Новгород, заключивший договор на обыкновенных условиях. Но недолго оставалось первенство в руках Александра.

В 1327 г. случилось событие, которым воспользовался московский князь Иван Данилович Калита для дальнейшего разгрома Твери. В Тверское княжество приехал татарский посол Шевкал (Щелкан). Причина появления Шевкала точно неизвестна, но свита татарина сразу начала вести себя вызывающе. Шевкал выгнал князя из его дворца, вселился туда, грабил, чинил надругательства. Оскорбленный народ восстал и жестоко отомстил насильникам. «И бысть между ними бой. Татарове же, надеющиеся на самовластие, начаша сечи. И абие стекашася человеци и смятошася людие и удариша в колоколы и сташа вечием. И поворотися весь град, и весь народ том часе собрашася, и бысть в них замятия. И кликнуша тверичи и начаша избивати татар…».

«Баскаки» Художник С. Иванов.1909 г.

 

В песне, с одной стороны, довольно точно изображен ход восстания 1327 года, а с другой - игнорируется тот факт, что татары в конце концов отомстили тверичам. Составители песни, не принимая это обстоятельство во внимание, исходя из правоты народа, утверждают иное: «Ни на ком не взыскалося».

Но Тверь была разгромлена войском московского князя Ивана Калиты, после чего он получил ярлык на великое княжение.

В произведении «Повесть о походе хана Тохтамыша на Москву» описываются события после Куликовской битвы. Нанесённое Мамаю поражение в Куликовском сражении привело вскоре к его гибели в борьбе с ханом Синей Орды Тохтамышем, который овладел всеми землями Золотой Орды. Новый хан, убедившись в нежелании русских князей признать прежние отношения зависимости, нанёс им неожиданный удар. В 1382 Тахтомыш «изгоном» пришёл на Русь, ещё не оправившуюся от жестоких потерь, нанесённых ей на Куликовом поле. Узнав о приближении ордынцев, Дмитрий Иванович отправился на север собирать войско.

Вместе с новгородцамиТохтамыш сжёг Москву, которой не помогли и впервые применённые пушки – «тюфяки». 24 тыс. человек погибли, остальные были угнаны в плен. Были сожжены так же Можайск, Дмитриев, Переяславль.

Москве пришлось возобновить выплату дани Орде. Хотя окончательное падение ига надолго отодвинулось, в отношениях с Ордой уже произошли необратимые сдвиги. Значение Москвы выросло. Когда Михаил Тверской, пользуясь ситуацией, попытался в 1383 взять у Тохтамыша ярлык на великое владимирское княжение, хан отказал ему, не желая вступать в новый конфликт с Москвой. Произведение дает нам высокие образцы народно-поэтической речи.

 

 

«Оборона Москвы от орд хана Тохтамыша. XIV век» Художник А. Васнецов. 1918 г.

Это произведение – лирический плач: «Кто бо не восплачется таковыя погыбели славного града сего». В разоренной столице, продолжает автор, «царили плач и рыдание, и вопль мног, и слезы, и крик неутешимый. И стенание многое, и печаль горькая, и скорбь неутешимая, беда нестерпимая, нужа ужасная, и горесть смертная, страх, ужас и трепет».

Жития

В литературе большое место заняли героическая и «житийная» или биографическая темы. В ряде воинских повестей рассказано о нашествии монголо-татар, борьбе с ними. Жития – это церковные сочинения о выдающихся русских людях – князьях, деятелях церкви. Их героями становились только личности, чья деятельность являлась действительно эпохой в истории Руси, или те, чей жизненный подвиг стал примером для многих поколений русских людей. Церковь их объявляла святыми.

Таким было «Житие святого Александра Невского». В нем рассказывалосьо замечательных подвигах князя в борьбе со шведами, немцами, о его титанической и опасной дипломатической деятельностью в отношениях с Батыем, Золотой Ордой, о его загадочной смерти на пути из Сарая. Русские люди, читая это Житие, проникались идеями служения Родине, патриотизма. Автор стремился отвлечь от всего суетного и пробудить в душах читателей высокие жизненные идеалы служения людям, обществу, своей стране.

«Александр Невский» Художник И. Корин. 1942 г. «Александр Невский» Художник Ю. Понтюхин.2003 г.

Другим таким известным Житием стала «Повесть о жизни и трагической гибели тверского великого князя Михаила Ярославича», растерзанного в Орде. Причем автор этого Жития не идеализирует своего героя, он рассказывает, как тот отчаянно боролся за власть над Русью с Юрием Даниловичем Московским. Однако, последние дни его жизни, добровольна явка в Орду на мученическую смерть ради спасения своей земли позволяет автору высоко оценить жизненный подвиг Михаила Тверского. Мученическая смерть, по его мысли, оправдывает все черты его характера и поступки.

Любимым чтением русских людей стало «Житие Сергия Радонежского», написанное Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. Со страниц этого сочинения встает образ высоконравственного, трудолюбивого, глубоко религиозного человека, для которого высшее счастье - сделать добро ближнему и благополучие родной земли. Сергий Радонежский является основателем Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троицко-Сергиева лавра). Был самым почитаемым православным подвижником. К нему за благословением перед Куликовской битвой обратился великий Московский князь Дмитрий Донской. Епифаний Премудрый повествует о том, что когда-то отроку Варфоломею (мирское имя Сергия Радонежского) тяжело давалось учение. По легенде однажды в поле Варфоломею явился ангел, принявший вид монаха. И Варфоломей поведал ему, что всей душой желает научиться грамоте и взывает к Богу о помощи. И тогда из серебряного ларца знаний ангел дал Варфоломею часть просфоры. Просьба мальчика была исполнена. На Руси повелось обращаться к Сергию Радонежскому, желая успехов в учении.

Художник М.В. Нестеров считал картину «Видение отроку Варфоломею» главным трудом своей жизни. Он не раз говорил: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей»

 

«Видение отроку Варфоломею» Художник М.В. Нестеров. 1890 г.

В житиях митрополита Петра и Алексея прославляется деятельность этих сторонников Москвы. Они полны описаний подвигов и чудес, связанных с их именами.

 

«Житие митрополита Петра»

Митрополиты Петр и Алексей за свою активную поддержку политики московских князей в их борьбе с другими князьями были вскоре после их смерти канонизированы. В связи с этим появилось «Житие митрополита Петра». Житие Петра составлено, несомненно, по инициативе Ивана Калиты, Начало жития написано просто, без риторики, в стиле старых проложных статей («Сей Петр... родился от родителю крестьяну»), но далее в описании фактов, современных автору, последний переходит к манере, близкой к летописной публицистике. Он рассказывает о поездке в Константинополь двух кандидатов, претендовавших на московскую митрополичью кафедру: Петра и Геронтия. Патриарх «провидел» по «благоуханию» в церкви, что Петр «осенен благодатью божией»; он рукоположил его в митрополиты, а Геронтия, «испытав, не освяти». «Дьявол вложил в сердце» Андрею, епископу тверскому, послать «хулу» на Петра Константинопольскому патриарху. Патриарх созывает собор в Переяславе, на который собрались князья и епископы; тверской епископ «был посрамлен». Обходя города, Петр обрел «град честен кротостью, зовомый Москва». В житии дана характеристика князя Ивана Даниловича Калиты в духе житийной похвалы.

«Житие митрополита Алексея»

Алексей был вторым русским по происхождению митрополитом Киевским и всея Руси, сменив в 1354 г. на митрополичьем престоле грека, преемника Петра.

Митрополит Алексей был уроженец Москвы, сыном служилого боярина и крестником самого Ивана Калиты. Митрополит также был монахом, но очень скоро, благодаря природным дарованиям и, вероятно происхождению, был вовлечен в дела Московского государства, набирающего мощь.

Митрополит грек Феогност намечает его своим преемником, и после его смерти в Константинополе утверждают избрание Алексея митрополитом Киевским и всея Руси. Однако, получив этот сан, Алексей становится главой не только Церкви, но и государства. Он становится практически регентом-правителем сначала при слабом князе Иване Ивановиче, а затем при малолетнем Дмитрии Донском. Митрополит Алексей за годы своего правления больше расширяет границы Московского государства, чем сделали это до него наследники Ивана Калиты. Он сумел наладить отношения с Ордой, исцелив любимую жену хана Тайдуллу. Он умело смирял княжеские междоусобицы, утверждал главенство Москвы.

Но в деятельности митрополита Алексея политический размах был неотделим от широкой идеи национального возрождения, от объединения земель Руси вокруг Москвы. Недаром в своей деятельности митрополит Алексей получал поддержку Сергия Радонежского, игумена подмосковного Троицкого монастыря, имевшего при жизни авторитет величайшего духовного подвижника, а после смерти ставшего самым прославленным русским святым. Сергия Радонежского хотел сделать митрополита Алексея своим преемником (но тот отказался от этого), с ним советовался, у него просил учеников для устроения новых монастырей.

 

Хождения

В XV в. появляются произведения, рассказывающие о путешествиях в дальние страны – «хождения» - сочинения,описывающие дальние путешествия русских людей. Самым интересным и оригинальным произведением этого жанра является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина. Отправившись в дорогу по торговым делам, недалеко от Астрахани он оказался жертвой грабителей. Возвращение домой грозило полным разорением, В надежде поправить положение Афанасий решает двигаться вперед в поисках выгодных закупок восточных товаров. «Три моря», за которые совершил свое вынужденное путешествие Афанасий Никитин, - это Каспийское, Черное и Индийский океан. С 1468 по 1475 год он посетил Кавказ, Персию, Индию, Турцию, Крым. Перед ним предстали восточные страны, увиденные глазами русского человека, изложившего увиденное и пережитое простым безыскусным языком.

Летописание

Ведущее место в исторической мысли занимало летописание. В московских летописных сводах конца XIV-XV в. проводится идея единства Руси, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и борьбе с Ордой, которую возглавил Дмитрий Донской. Таким летописным сводом стал московский «Русский хронограф», в котором впервые русская история и история южных славян рассматривалась наряду с историей всемирной. Но главной идеей хронографа было обоснование права Москвы на собирание всех земель, бывших ранее в составе единого Древнерусского государства. Недаром Иван III, отправляясь в поход против Новгорода, заранее ознакомился со старыми летописями, для того, чтобы найти в них обоснование своего права как Рюриковича, на владение всеми русскими землями, в том числе и Новгородом на правах отчины своих предков, киевских князей.

 

Всемирная история с краткими сведениями по истории Руси (сер. XV в.)

 

Хронограф также отражал настроение русского общества в период, когда после падения Византии Московская Русь осознавала себя как законная наследница великих держав прошлого, «Москва - третий Рим», так как оставалась единственной православной страной на востоке Европы. Эта мысль отчетливо выражена в заключительных словах: турки «поплениша» другие «благочестивые царствия» (католическая Европа в расчет не принималась), а Русское государство, напротив, «растет и младеет и возвышается».

Хронограф - выдающийся литературный памятник. Его составитель умело связал извлечения из различных источников в единое повествование с четкой композицией, в основе которой хронологически последовательное изложение всемирной истории.

В первые десятилетия XVII в. хронограф включены многочисленные дополнительные источники - исторические сочинения и документы. Завершаются редакции Xронографа созданные в XVII в., сообщением о воцарении Михаила Романова.

Чрезвычайно велика была в духовной жизни русского общества роль церкви. Парадоксальным образом о глубоком проникновении христианства в сознание народа свидетельствует распространение в XIV в. всевозможных ересей: «жидовствующие» и стригольники.

«Жидовствующие» - еретическое течение, представители которого утверждали, что Христос был только пророком, а не Сыном Божьим, выступали против поклонения иконам и крестам, против строительства храмов, так как отмаливать грехи нужно честными помыслами и делами.

«Стригольники» - еретическое течение, представители которого выступали против платы за посвящение в духовный сан, осуждали возвеличивание духовенства. Отвергали церковные обряды, возрождали языческие ритуалы и представления.

Одним из самых значимых споров являлось противостояние «иосифлян» и «нестяжятелей». Основным предметом спора был вопрос о монастырском землевладении.

Иосифляне, по мнению Иосифа Волоцкого, основателя и игумена Успенского монастыря под Волоколамском, монастыри и церковь должны иметь большие владения и пользоваться трудом работающих на земле крестьян. Богатая церковь - это сильная церковь – залог процветания веры.

Противоположную точку зрения высказывали «нестяжатели», по мнению их духовного лидера Нила Сорского, жившего в скиту недалеко от Кирилло-Белозерского монастыря, монахи должны жить своим трудом, главная их задача – духовное самосовершенствование. Княжеская власть поддержала иосифлян.

Теория «Москва – третий Рим»

Эта теория была создана как идеологическое обоснование политического лидерства Москвы. Она была сформулирована в 1510–1511 гг. игуменом Псковского Елеозарова монастыря Филофеем. Вкратце ее излагали так: «Первый Рим пал, второй – пал (уничтожение Византийской империи турками), третий Рим – Москва, а четвертому не бывать». Из этих идей делалось множество выводов. Во-первых, о преемственности власти Византийских императоров (цесарей – царей) в Москве. Во-вторых, об особом предназначении Российского государства как единственного и последнего центра истинной веры – православия. В-третьих, о своеобразном тесном переплетении духовных и светских интересов в Московском государстве. Наконец, о том, что великие государи не только имеют право, но именно обязаны вести активную экспансионистскую политику для объединения под своей властью всех православных земель. Вслед за своим отцом, Василий III назывался не только «великим князем Московским», но и «Государем Всея Русии», а также царем.

Архитектура

В середине XIV века начинается возрождение русской архитектуры. Раньше всего каменное строительство возобновилось в Новгороде, менее всех пострадавшем от монгольского нашествия. Новгородскими архитекторами были созданы оригинальные типы храмов, значительно отличавшиеся от византийских канонов.

Здесь были построены храмы, ставшие классическими образцами новгородского стиля – церковь Федора Стратилата и церковь Спаса Преображения на Ильине улице. В отличие от сурового внешнего облика новгородских церквей XII-XIII веков, эти храмы поражают легкостью, нарядностью и торжественностью своих форм.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.1374 г. Церковь Федора Стратилата на Ручье в Новгороде.1360 г.

Своеобразием отличалась архитектура Пскова. Так как Псковская земля находилась на окраине Руси, то значительное развитие получило здесь оборонное зодчество. В 1330 году вблизи города была построена крепость Изборск, ставшая одним из крупнейших военных сооружений Руси. В самом Пскове был возведен большой каменный кремль, общая длина стен которого составляла около девяти километров. Вся архитектура Пскова имела крепостной облик, здания были суровы и лаконичны.

 
Псковский кремль.XIV век Изборская крепость. XIII век

 

Московская архитектура

Московская архитектура представлена Московским Кремлем, который имел древнюю историю. Московский Кремль расположен на высоком левом берегу Москвы-реки – Боровицком холме при впадении в нее реки Неглинной. В плане Кремль – неправильный треугольник.

Первое летописное упоминание о Москве относится к 1147 г. и связано с именем Юрия Долгорукого. Во время нашествия Батыя Кремль был разрушен.

 

«Основание Кремля. Постройка новых стен Кремля Юрием Долгоруким в 1156 г.» Художник А. Васнецов «Строительство новых стен. 12 век» Художник А. Васнецов

В Москве первые монументальные здания возводятся при Иване Калите. В отличие от Новгорода и Пскова, где строительство велось по частным заказам бояр и купцов, здесь монументальное зодчество приобрело государственный характер. Основной заботой московских князей было украшение Кремля. В первой половине XIV века Москва становится важнейшим городом северо-восточной Руси. При Иване Калите строится новый деревянный Кремль из дубовых бревен. В 1325 г. Митрополит Киевский и всея Руси Петр по просьбе великого князя Ивана Калиты перенес свою митрополичью кафедру из Владимира в Москву. По его желанию в 1326 г. в Москве был заложен первый белокаменный собор Успения Пресвятой Богородицы. Затем появились другие каменные соборы: Иоанна Лествичника, Спаса на Бору.

«Московский Кремль при Иване Калите» Художник А. Васнецов Московский белокаменный кремль при Дмитрии Донском ок. 1368 г. Художник А. Васнецов

 

В 1366-1368 гг. при великом князе Дмитрии Донском деревянные стены Кремля были заменены стенами и башнями из местного белого камня. С этого периода в летописях часто встречается выражение «Москва белокаменная». После набега Тохтамыша крепость была быстро восстановлена.

Современный ансамбль Московского Кремля в общих чертах складывается в эпоху Ивана III. Специально приглашенные итальянские архитекторы возводят храмы, дворцы и новые крепостные стены Кремля. Появляется замечательный архитектурный памятник, которых и до сегодняшних дней поражает своей красотой и величавостью. При Иване III появляется краснокирпичный Московский Кремль с восемнадцатью башнями. Его архитекторами и инженерами были приглашенные на службу в Россию итальянцы – а исполнителями - русские мастера каменных дел. Кремль сочетал в себе достижения итальянской крепостной архитектуры и традиции строительства русских деревянных крепостей. Этот сплав русского и европейского искусства и превратил Кремль в шедевр мировой архитектуры.

Новый Кремль имел треугольную форму, высота стен достигала от 6 до 15 м, ширина от 3 до 5 м, по верхнему краю стены были поставлены двурогие зубцы двухметровой высоты. Протяженность кремлевской стены длилась ок. 2 км. В Кремле было 18 башен, 6 из них проездные. Кремль был окружен рекой Неглинной и рвом, за которым начиналась торговая площадь, ставшая позже Красной площадью.

Московский Кремль при Иване III Художник А. Васнецов

 

Итальянцы привезли с собой новый строительный материал - кирпич. Итальянский зодчий Аристотель Фиорованти построил первый на Руси кирпичный завод. Под руководством итальянцев русские мастера сложили из кирпича стены и башни Московского Кремля, Успенский и Архангельский соборы, колокольню Ивана Великого. Почти одновременно возносят свои главы три замечательных кремлевских собора. В 1479 г. заканчивается строительство пятиглавого Успенского собора архитектора Аристотеля Фиорованти. По требованию великого князя за образец был взят Владимировский Успенский собор. Постройка должна была символизировать переход статуса главного города от древней столицы Владимира к новой – Москве. Успенский собор был главным храмом Москвы. Собор являлся усыпальницей русских митрополитов, местом венчания на царство великих князей, а позже – коронации царей и императоров. Впечатление русского человека от этой «церкви» выразил летописец: «Была же та церковь чудна очень величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такой прежде не бывало на Руси, кроме Владимировской церкви».

Благовещенский собор был построен псковскими мастерами, он предназначался для домовой церкви московских князей.

В сочетании стилей древнерусского собора и итальянского дворца-палаццо выдержан Архангельский соборусыпальница русских великих князей архитектора Алевиза Нового.

Самым высоким строением в Москве стала колокольня Ивана Великого архитектора Бона Фрязина, построенная при Василии III в честь Ивана Великого. Ее высота – 81 метр.

Итальянским мастером Марком Руффо и Пьетро Антонио Солари был возведен великокняжеский дворец, от которого до сегодняшнего дня сохранилась Грановитая палата, предназначенная для иноземных послов

 
Успенский собор Московского Кремля 1479 г. архитектор Аристотель Фиорованти Благовещенский собор Московского Кремля1489 г. Псковские мастера  
   
Архангельский собор Московского Кремля 1508 г. архитектор Алевиз Новый Колокольня Ивана Великого в Москве 1508 г. архитектор Бон Фрязин

Снаружи палата была выложена белыми гранеными камнями, от которых и получила свое название. Этими же мастерами были построены новые стены Кремля.

 

   
Грановитая палата в Москве 1491 г. архитекторы Марк Руффо и Пьетро Антонио Солари

В XV веке монастыри в России переживали расцвет. Появилось множество новых обителей в разных местах страны. В начале века на островах Белого моря был основан Соловецкий монастырь, в 1479 году Иосиф Волоцкий основал Иосифо-Волоколамский монастырь. Самым богатым монастырем России был Троице-Сергиев, основанный еще в XIV веке Сергием Радонежским

 

Соловецкий монастырь Иосифо-Волоколамский монастырь
Троице-Сергиева лавра

 

Живопись

Высочайшего уровня развития достигает на рубеже XIV-XIV вв. русская живопись. Расцвет иконописного искусства в этот период связан с деятельностью трех выдающихся мастеров: Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Феофан Грек (1340-1410 гг.) – выходец из Византии, приехавший на Русь уже зрелым мастером. Работал в Новгороде, затем в Москве.

  Феофан Грек. Спас Вседержатель       Феофан грек. Роспись купола церкви Спаса Преображения

Роспись новгородской церкви Спаса Преображения на Ильине улице – единственная дошедшая до наших дней работа мастера, Художественная манера Феофана ярко индивидуальна, узнаваема, отличается экспрессивностью и темпераментом. В палитре преобладают коричневые оттенки, особую силу образам придают блики, нанесенными мазками чистой белой краской на оранжево- коричневую основу. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества, Кремлевский терем великого князя Василия I, создал фрески для Архангельского собора. Однако, главным его творением стало создание иконостаса для Благовещенского собора. Иконостасы как самобытное культурное явление появилось в русских церквях в конце XIV века. Русский иконостас представлял собой часть внутреннего убранства храма. Иконы, поставленные в несколько рядов, образовывали высокую стену, отделяющую алтарь от остальной части помещения. Иконы располагались в строгом порядке. В нижнем ряду помещалась икона святого или праздника, в честь которого возведена данная церковь. Далее следовал ряд икон, в центре которых изображался Христос, а по обеим сторонам в молитвенных позах – Богоматерь, Иоанн Предтеча, а также апостолы, архангелы, святители. В иконостасе Благовещенского собора было 25 икон, созданных в мастерской Феофана.

Андрей Рублев (1360-1430 гг.) – величайший художник, монах, постриженик Троице-Сергиева монастыря. Первое летописное упоминание об Андрее Рублеве относится к 1405 г., когда они вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца расписывают Благовещенский собор Московского Кремля (не сохранившийся до сегодняшнего дня). Кисти Рублева принадлежат иконы так называемого «Звенигородского чина» (Спас, Архангел Михаил и апостол Павел). В 1408 г. Андрей Рублев и Даниил Черный заново расписывают древний Успенский собор во Владимире. До нашего времени дошли фрагменты фресок и часть иконостаса. Самым известным произведением Рублева является знаменитая икона «Троица», написанная для Троице-Сергиева монастыря. Она наполнена глубоким философским смыслом. Изображение трех склоненных ангелов вписано в круг, подчиняющий себе всю композицию, исполненную внутренней гармонией. Краски прозрачные, светлые: голубые, изумруд, киноварь, сливаются в тонко согласованную гамму. Художник отражает характерные черты русской природы и человеческой натуры.

  Андрей Рублев «Троица»     Андрей Рублев «Спас»   Андрей Рублев «Владимирская Богоматерь»

 

Три прекрасных юноши – это ангелы, сидящие за столом под сенью большого дуба, которые ведут неторопливую, доброжелательную, но очень печальную беседу. В тяжелые годы княжеских усобиц и ордынских набегов Андрею Рублеву удалось отразить в живописи мечту русского народа о мире, согласии, спокойствии и взаимной любви.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: