ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Аналитическая




Образцы заглавий

 

1. “Трагедия есть действие важное и законченное…”: что и как меняет в исходном предании Шекспир в трагедии «Гамлет, принц Датский»?

2. “Пытка чувств” зрителя: как и зачем Шекспир замедляет действие в трагедии “Гамлет, принц Датский”?

3. Символизация бытового пространства в новелле Франца Кафки «Превращение».

 

4. Я не хочу того, что кажется…”: проблема видимости и сущности в трагедии Шекспира “Гамлет принц Датский”

 

5. “Машина рока”: как построена система персонажей в трагедии Софокла «Эдип-царь».

6. Тема смерти в трагедии Шекспира „Гамлет, принц Датский″.

 

7. Сладкая ложь и горькая правда в “Эдипе-царе” Софокла и “Дикой утке” Генриха Ибсена.

 

ВСТУПЛЕНИЕ.

 

Должно содержать один абзац (5-6 предложений). Часто возникающая проблема-это вступление, которое слишком длинно и неконкретно. Во вступлении сразу приступайте к делу, “не прочищайте горло”. Надо определить основной фокус вашего эссе и мотивировать, почему вы выбрали этот фокус (почему он заслуживает анализа).

Также можете изложить ваши основные тезисы (“выложить карты”), которые потом найдут развитие в работе.

 

Образцы вступлений.

1. В трагедии Шекспира «Гамлет, принц Датский» существует множество мотивов и несколько главных тем. Одна из самых главных тем трагедии– тема смерти. Она прослеживается от самого начала, когда в первой сцене первого акта дозорные офицеры обсуждают явление из потустороннего мира Призрака Гамлета-старшего, и до конца, до развязки трагедии, когда на сцене перед изумленным норвежским принцем Фортинбрасом лежат четыре тела. Смерть не только один из основных двигателей сюжета в трагедии, но и самый частый предмет монологов-рассуждений Гамлета, чье отношение к смерти радикально меняется на протяжении действия трагедии. Неразрывно с темой смерти идет мотив яда, который присутствует в трагедии в прямом и переносном смыслах. Яд так или иначе связан с каждым персонажем трагедии.

2. Великий английский драматург Уильям Шекспир для своей трагедии «Гамлет, принц Датский» (1600 – 1601 г.г.) взял за основу довольно популярный тогда сюжет легенды о принце Амлете, жившем в дохристианской Дании и впервые упомянутом в летописи Саксона Грамматика. Впрочем, соотношение трагедии Шекспира с легендой слишком далекое и в содержательном, и в жанровом планах. Там мы читаем исторический текст, здесь – художественное произведение определённого жанра, поэтому нельзя говорить об интерпретации легенды в чистом виде. Кроме того, они слишком неравноценны по значимости, художественной и культурной. Мне показалось интересным проследить за тем, что же делает Шекспир, чтобы из вполне заурядного исторического предания создать текст, над которым размышляют лучшие умы человечества вот уже четыре столетия. И для этого надо пристально всмотреться в то, как же построена трагедия. Это помогает ответить на вопрос, почему совсем разные читатели, мыслители, философы, поэты, художники, политики, учёные, находят в трагедии вопросы, обращённые лично к ним.

 

 

3 Если мир устроен разумно, то в идеале видимость и сущность должны находиться в согласии и гармонии. Это значит, что жесты, выражения, поступки и слова должны значить то, что они действительно значат. Например, “добрый” и “разумный” король Клавдий должен быть последователем предыдущего короля и очень сильно горевать о смерти родного брата, а не оказываться коварным злодеем-убийцей Гамлета-старшего и планировать гибель своего племянника Гамлета-младшего. Образ мира, созданный Уильямом Шекспиром в его трагедиях, зачастую отступает от идеального мира. Перед зрителем или читателем шекспировских трагедий предстает мир перевернутых ценностей-знаков, не соответствующих своему содержанию, и, пожалуй, самым ярким примером подобной дисгармонии является трагедия Уильяма Шекспира «Гамлет, принц датский» (1600-1601).

 

4. В трагедии английского драматурга Вильяма Шекспира «Гамлет, принц датский» (1601) всего два женских персонажа: Офелия, бывшая возлюбленная Гамлета, и королева Гертруда, его мать. Они обе играют важную роль не только в развитии событий в трагедии, но и в раскрытии образа главного героя. Более того, сам трагический конфликт, заключающийся в столкновении Гамлета с миром лжи, предательства и коварства, был бы невозможен без Офелии и Гертруды. Неслучайно, что женских персонажей именно два. Это помогает более четко противопоставить и сопоставить их характеры и их роли в трагедии.

 

 

6. Действие трагедии Вильяма Шекспира «Гамлет, принц Датский» (1600-1601) занимает целых пять действий, хотя сам акт мести, который лежит в основе трагедии, весьма быстр и краток. “Пытка чувств” или катарсис, является основной целью трагедии – заставить людей сопереживать героям и очищаться благодаря этому чувству. Шекспир пренебрег основными правилами классической трагедии - единством времени (события трагедии занимают гораздо больше, чем один день, около трех месяцев), единством места (действие происходит в Норвегии и Дании) и, наконец, единством действия (трагедия случается не только в жизни Гамлета, но и других героев). Однако основную цель трагедии - катарсис драматург сохранил, потому что без него трагедия перестает быть трагедией. Каким же образом достигается эффект катарсиса в этой, на первый взгляд, слишком затянутой и медленной трагедии Шекспира? Зритель или читатель ждет быстрых и решительных действий в соответствии с правилами трагедии мести, а взамен получает монологи и длинные философские рассуждения. Зачем нужны Шекспиру постоянное откладывание, затягивание действия?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Аналитическая

Прежде, чем приступить к написанию основной части, напишите себе краткий план, обозначая основные аспекты текста, которые вы рассматриваете в эссе для раскрытия темы.

 

Пример плана.

1. Смерть-двигатель сюжета и лейтмотив (от завязки-Призрак из потустороннего мира до развязки-четыре трупа).

Перечислить все смерти по ходу трагедии и их причину.

  1. Смерть как предмет размышлений Гамлета. Два основных ипостаси смерти.

а)мотив существовании души после смерти (Быть иль не быть, Клавдий-о наказании, Призрак о чистилище)

б) мотив смерти/ болезни/ разложении тела (Г. о трупе Полония, сцена на кладбище, образы могильщиков, Йорик)

 

  1. Эволюция темы смерти от а) к б). Отражает изменение Гамлета-от веры к безверию? Причина-становится мстителем, то есть принимает законы гнилого века. И сам падает/ гниет.
  2. Мотив яда и его связь с темой смерти. Яд как причина большинства смертей в трагедии. Его символическое значение-порок в душе каждого персонажа, который заставляет ее болеть/гнить. Клавдий-властолюбие, Гертруда-похоть, Полоний-карьеризм, Р.и Г.-тоже, Офелия-ведомость, Лаэрт-гневливость и вспыльчивость.

Алгоритм построения аналитического абзаца-ТДИ

 

ТЕЗИС. Первые предложения должны сообщать читателю основной тезис абзаца. В них должно в четкой форме содержаться объяснение того, как содержание абзаца соотносится с темой эссе. Если вам удалось это выразить, то краткое содержание эссе (абстракт) можно написать по первым предложениям абзацев. Это первое предложение можно назвать тезисом или утверждением.

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВО. Следующие предложения должны иллюстрировать и доказывать ваше утверждение. Чаще всего, этим доказательством является ссылка на ключевые эпизоды или ситуацию в тексте или прямая цитата. Однако есть важное правило для цитирования. Цитируйте только те строки или слова, которые вы обсуждаете (обычно не более 4-х стихов). Не цитируйте большие куски текста. Можно также цитировать отдельные словосочетания.

 

Примеры интеграции цитат в текст:[1]

 

1. Далее мысль Гамлета хочет проникнуть в тайну загробной жизни: «Какие сны приснятся в смертном сне?”7

2. В завязке появляется посланник из потустороннего мира – призрак отца Гамлета: «Я дух, я твой отец».1

3. Гамлет решается на этот шаг и своим оружием избирает безумие, о чем он прямо говорит друзьям:

 

Клянитесь снова, - Бог вам да поможет, -

Как странно бы себя я ни повел,

Затем что я сочту, быть может, нужным

В причуды облекаться иногда…[2]

Помимо цитат можно ссылаться в виде доказательства своих идей на ключевые эпизоды/ситуации из текста.

Т Тиресия также можно выделить среди персонажей трагедии, как двойника Эдипа. Д Появляясь в первом эписодии, он сразу навел уныние на Эдипа своими сомнениями в необходимости раскрытия правды. Он – лучший предсказатель Эллады, хоть и не видит ничего, ибо слеп. Прорицания – дар богов взамен отнятого в детстве зрения. В знаменательной беседе-перепалке с Эдипом в первом эписодии, для которой Софокл использует специальный прием стихомифии, он пытался отговорить Эдипа от познания правды, ведь прорицатель знал, к чему это приведет. Эдип не готов еще услышать правду, поэтому он не принимает совет Тиресия, так как решает, что прорицатель – агент, проплаченный Креонтом. И Софокл намеренно подчеркивает контраст Эдипа с Тиресием, который хотя слеп, но видит суть вещей, тогда как зрячий Эдип видит только поверхность вещей, которая обманчива.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ: Несколько последующих предложений должны быть посвящены анализу и интерпретации цитат или ситуаций в тексте. Не забывайте, что вы имеете дело с художественным вымыслом, поэтому не следует все время писать о персонажах как о живых людях. Не забывайте использовать выражения типа “Автор строит/ использует/ выделяет/демонстрирует/воздерживается…”, которые показывают, что вы имеете дело с художественным текстом, а не реальной жизнью.

В анализе уместно использовать термины, так как вы обсуждаете литературные приемы, то есть как сделан текст и какой эффект имеют те или иные приемы.

ПРИМЕР АБЗАЦЕВ

Т Смерть предстает в произведении не только как двигатель сюжета, но и как предмет философских рассуждений. Сам Гамлет очень много рассуждает о смерти. Т1 В начале трагедии он еще не разубедился в принципах гуманизма, которые превозносили человека и ставили его наравне с Богом. Д Он рассуждает о смерти философски в монологе «Быть или не быть – таков вопрос»6, где он затрагивает сразу несколько аспектов, связанных с проблемой смерти. Сначала, в первых стихах он связывает действие со смертью (совершить месть и геройски погибнуть), а бездействие--с недостойной жизнью. Далее мысль Гамлета хочет проникнуть в тайну загробной жизни: «Какие сны приснятся в смертном сне?7 И Из этих слов можно сделать вывод, что Гамлет еще верил, что смерть – не конец существования, верил в бессмертную душу человека. Это все было его раздумьями о духовном продолжении жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Старайтесь, чтобы ваше заключение было ярким и запоминающимся (3-4 предложения), а не просто кратким пересказом всего предыдущего. Здесь можно допустить элементы художественного или публицистического стилей.

Образцы заключений.

1. Таким образом, Гамлет оказывается заключен в цепи мира, который находится в дисгармонии, так как видимость ни капли не соответствует сущности. Гамлет пытается порвать эти цепи дисгармонии, чтобы добраться до истины, и в этом он видит свою великую миссию. Чтобы восстановить «расшатавшийся век», Гамлет сам надевает маску безумца, лжет, подделывает письма и таким образом сам оказывается в ряду тех лжецов, которые так усердно разыгрывают спектакль дворцовой жизни. Но ему пришлось погибнуть, когда его ненастоящий поединок с Лаэртом обернулся истинным сражением не на жизнь, а на смерть. Вся трагедия Уильяма Шекспира буквально пронизана «скитаниями» Гамлета в поисках истинной сущности мира, которую датский принц так и не обрел при жизни, и остается только гадать, обрел ли он ее после смерти.

2. На протяжении всей новеллы мы видим, как все сильнее и сильнее Грегора вытесняют из жизни его собственные мать, сестра, отец. Кафка дает читателю понять, что такие привычные повседневные реалии, как дверь, мебель, окно могут перерастать свое бытовое значение и приобретать символический смысл, обозначая отношение героя и внешнего мира. Страшное превращение человека в насекомое происходит на фоне зловещей трансформации бытового мира вокруг него, враждебность которого отражает отношение к герою членов человеческого общества--от его родных до жильцов-марионеток. В холодном пространстве человеков без души нет места маленькому человеку, которым может оказаться каждый из нас.

В трагедии подняты извечные вопросы человечества - о том, что ждет человека после смерти, существует ли загробный мир… Однако все эти вопросы, а также главный вопрос, их возглавляющий: “что же такое человек?”- будет обсуждаться всегда, однако единого правильного ответа человечество не даст никогда.

Ваше эссе должно содержать (checklist):

  1. Ваше имя, фамилию, номер
  2. Заглавие, выделенное курсивом или подчеркнутое.
  3. 1200-1500 слов (приближаться лучше к верхнему лимиту)
  4. Правильно оформленные цитаты и сноски внизу страницы
  5. Количество слов в конце работы
  6. Библиографию на отдельном листе в конце работы.

 

Библиография:

 

  1. Франц Кафка “Превращение” в Кафка, Ф. “Процесс. Замок: (романы). Новеллы и притчи. Афоризмы. Письмо отцу. Завещание” (пер. с нем.) М.: АСТ: ХРАНИТЕЛЬ, 2007.
  2. Владимир Набоков “Лекции по зарубежной литературе” Санкт-Петербург: Издательская группа “Азбука-классика”, 2010.

 

 


[1] Шекспир, Гамлет, с.25

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: