· Балканский п-ов, о-в Пелопоннес;
· Эллада – античная Греция, эллины – жители (Греция и груки – римские слова);
· Эллинизм – слияние греческого стиля с уже зародившимся в др. странах;
· золотое сечение а = b + b
B а
·
ХРАМ ПОСЕЙДОНА
- Италия -?
- дорический ордер;
- периптер – тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане здание, с четырёх сторон окруженное колоннадой;
анты – выступы продольных стен здания, обрамляющие обо стороны входа (опора для карниза)
- стереобат – основание, ступень, цоколь;
- стилобат – верх. ступень цоколя + чётное количество колонн на них;
- массивные колонны с каннелюрами, олицетвор. мужские фигуры;
- эхин – чаша небесных вод;
- 20 каннелюр – 20 часов в сутках;
- «капитель»- голова.
ХРАМ АРТЕМИДЫ, ХРАМ НИКИ АПТЕРОС
-ионический ордер;
-использование растительного орнамента;
- база у колонны;
- Ника - бескрылая богиня победы.
ХРАМ ЗЕВСА В ОЛИМПИИ
- коринфский ордер;
- завитки листьев акантов на капители;
- нет эхина, шейки.
АФИНСКИЙ АКРОПОЛЬ > ПАРФЕНОН
- пропилеи – парадные ворота;
- кариатиды – статуи одетых женщин, поддерж. антаблемент. Заменяют колонну. Обычно прислон. к стене или выступают из неё.
- теламоны – атланты –муж. статуи, держащие на согнутых руках небесный свод. Вертикальная опора.
БАШНЯ ВЕТРОВ
- фриз с изображением 8-ми ветров по сторонам света;
- коринф. капитель.
ПАМЯТНИК ЛИСИКРАТА
- курватура- незначительный выгиб горизонтали, уклон вертикали. Сглаживание сухой геометричности и достижение большей пластической выразительности. Устранение оптического искажения форм при рассматривании на расстоянии в ракурсе.
Профессия архитектора в Древнем Риме.
V-I вв. до н.э., I-IV вв. н.э.
Республика: остатки римских сооружений в Великобритании.
Население патриции
плебеи
Новые типы сооружений:
1) форум – площадь, служившая местом проведения общенародных собраний, центром политической жизни, торговли и свершения суда. Цезаря, Августа, Нервия, Траяна.
Строятся часто между холмами в заболоченных участках.
2) между колоннами вписаны арки. Колонны можно раздвинуть.
3) стена бетонная, снаружи облицована камнем или кирпичом.
4) арочная колоннада> цилиндрический свод> крестовый свод> купол.
Архитекторы делились на профили. Объем работ требовал подготовленных кадров. Открыли архитектурную школу. Часто мастерство передавалось от отца к сыну.
Литература: Ветрувий «10 книг об архитектуре». Описано то, что уже существует: оред, сооружения, памятники, греч. архитекторов.
IV в. до н.э. – Римская империя перестает существовать. 395г.
Западная (Италия, Испания, африкан. Восточная (Византия до XV в.
побережье Средиземного моря) Константинополь - Стамбул сейчас)
ФОРУМ РОМАНУМ
- Храм Сатурна
- Здание Курий (Сената)
- Триумфальная арка (Септимий Севир) 3 пролета, 20м в высоту.
АРКА ТИТА
- 1 пролет, 15м в высоту
АРКА КОНСТАНТИНА
-3 пролета, 21м в высоту (самая крупная)
- надпись, рельеф коринфский ордер + колонна на пьедестале.
АМФИТЕАТР ФЛАВИЕВ/ КОЛИЗЕЙ
- озеро с выкаченной водой
-под ним масса подсобных помещений
-4 этажа-яруса: 1- дорический, 2- ионический, 3- коринфский, 4- аттик (высокий парапет. Фактически стена с наложенными колоннами – пилястрами).
Замок - верхний вертикальный камень в арке.
Пята арки – нижняя, опорная часть арки.
ПАНТЕОН
- захоронение знаменитых людей
- коринфский ордер
- колонны без каннелюр (гладкие)
- купол с отверстием наверху
- архитектор Аполадор (все для Траяна), император Адриан
ТЕРМЫКАРАКАЛЛЫ
- громадный размер
ПИРАМИДА КАЯ ЦЕСТИЯ
- могила
ЗАМОК СВЯТОГО АНГЕЛА
- мавзолей Адриана
ВИЛЛА АДРИАНА
- садово- парковое сооружение
АВЕДУК
КВАДРАТНЫЙ ДОМ Г. НИМ
ДВОРЕЦ ДИОКЛЕТИАНА ВО ФРАНЦИИ
- окружен крепостью
- превратился в город
СКАЛЬНЫЙ ХРАМ В ИОРДАНИИ
ТЕАТР
Тосканский ордер:
-нет триглифов, каннелюр
- интерколумний – промежуток между колоннами
- самый простой
Сложный/ композитный ордер
- коринфский + скульптура в капители.
Все КОЛОННЫНА ПЬЕДЕСТАЛЕ. Одинаковые основания, но разные высоты.
Византия (до XVв.) – совр. Турция.
· христианство – сновное, что сплачивало все народы.
· постоянно воюет.
· 1204- 1261 гг. – захваты крестоносцев. Из Константинополя вывозятся золото.ю металлы, посуда.
СОФИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ
- VI в.
- христианский храм
- купольная базилика
- большее внимание обращали на интерьер, чем на экстерьер – «Бог внутри»