Методическое обеспечение.




При разработке данной программы использовались методики таких авторов:

1. Костров В, Давлетов Д. – представляют специальный курс шахматных уроков для всех любителей шахмат, желающих научиться игре, а также желающих совершенствовать своё мастерство. Для самых маленьких начинающих шахматистов разработали серию игровых занятий по обучению азам, а для умеющих играть предлагают углубить свои знания при помощи изложения теоретического материала, сопровождаемого примерами из практики с выполнением определённых задач.

2. Петрушина Н.М. – цель серии весёлых уроков, разработанных автором, более 20 лет преподающего детям азы и премудрости шахматной игры, помочь малышам 5-10 лет усвоить основы шахмат. Малыш вместе с Белочкой – Умелочкой, Лисичкой, Сорокой – Белобокой в сказочной стране сделает первые шаги к славе великих гроссмейстеров.

3. Кормишкин А., Болибок И. – разработали серию занятий по шахматной азбуке для первоклассников с использованием стихов о шахматах, что необычно и увлекательно для детей.

4. Вольф П. (двукратный чемпион США по шахматам, международный гроссмейстер) – излагает учебную информацию об основах шахматной игры, о тактике и стратегии, построенную по принципу «от простого к сложному», сотни диаграмм с примерами и упражнениями, которые наглядно показывают как нужно играть в той или иной ситуации, квалифицированные советы и рекомендации по игре с компьютером и участию в турнирах по Интернету, интригующие факты из жизни величайших шахматистов прошлого и восходящих шахматных звёзд.

5. Пожарский В. – анализирует необходимые условия для воспитания успешного спортсмена – шахматиста и тренерские проблемы, раскрывает методику преподавания шахмат и анализ ряда проблем, возникающих у детей – шахматистов на пути от новичка до мастера, и способы их преодоления. Публикует около 300 шахматных этюдов различной степени трудности.

Для реализации разработанной программы планируется использование таких форм работы, как теоретические занятия по изучению тактики и стратегии шахмат и шашек, проведение шахматно – шашечных турниров, работа на компьютере (при наличии), практические занятия по игре в шахматы и шашки, регулярные проверки знаний, умений и навыков. А также применять такие методы работы, как отгадывание ребусов и кроссвордов, загадок на шахматную тему, решение шахматных этюдов, индивидуальных карточек.

Всё выше перечисленное направлено на развитие логического мышления, памяти, внимания, усидчивости, воспитанию воли, характера. Помогает вести здоровый образ жизни и максимальной реализации творческого потенциала детей.

 

Способы отслеживания результатов:

1.Тестирование по терминологии.

2.Проведение конкурсов и викторин.

3.Проведение шахматно – шашечных турниров.

4.Участие в городских и окружных турнирах.

5.Проверки ЗУН промежуточные и по полугодиям.

Календарно – тематическое планирование

1 полугодие.

 

№ за- нятия Тема занятия Дата план/факт
1.   Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность, правила поведения на занятиях. В стране шахматного короля. 7,09
2. Волшебная доска. Геометрия шахматной доски. Центр. 14,09
3. Волшебная доска. Горизонталь, вертикаль, диагональ. 21,09
4. Волшебная доска. Цифры и буквы. 28,09
5. Практическая работа. 05,10
  Повторение и закрепление изученного. 12,10
  Шахматные фигуры. 19,10
  Шахматные фигуры. 26,10
  Начальное положение. 16,11
  Шахматная фигура Ладья. Знакомство. 23,11
  Шахматная фигура Ладья. Практическая работа. 30,11
  Повторение и закрепление изученного. 07,12
  Шахматная фигура Слон. Знакомство. 14,12
  Шахматная фигура Слон. Практическая работа. 21,12
  Повторение и закрепление изученного. 28,12
  Ладья против слона. 12,01
  Шахматная фигура Ферзь. Знакомство. 19,01
  Практическая работа. Мониторинг уровня компетентности обучающихся за 1 полугодие. 26,01
  Шахматная фигура Ферзь. Решение задач. 02,02
  Повторение и закрепление изученного. 09,02
  Шахматная фигура Конь. Знакомство.   16,02
  Шахматная фигура Конь. Практическая работа. 23,02
  Пешка. Знакомство. 02,03
  Пешка. Практическая работа. 09,03
  Шахматная фигура Король. 16,03
  Шах. 23,03
  Шах и мат. 30,03
  Мат в один ход. 13,04
  Практическая работа. Промежуточный мониторинг уровня компетентности обучающихся. 20,04
  Мат в один ход. 27,04
  Ничья и пат. Знакомство. 4,05
  Ничья и пат. Практическая работа. 11,05
  Рокировка. 18,05
  Резерв. Подведение итогов 25,05


Календарно – тематическое планирование

2 год обучения

(1 час в неделю)

 

№ заня- тия Тема занятия
1. Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная сказка.
2. Геометрия шахматной доски. Шахматная нотация.
3. Практическое занятие по игре в шахматы.
4. Вильгельм Стейниц. Запись шахматных ходов.
5. Практическое занятие по игре в шахматы.
6. Как начинать шахматную партию. Начало шахматной партии.
7. Практическое занятие по игре в шахматы.
8. Эмануил Ласкер. Рокировка и всё о ней.
  Как записывать шахматную партию.
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Хосе Рауль Капабланка. Основные законы дебюта. Ловушки. «Детский мат».
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Кто сколько стоит (ценность фигур).
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Александр Алёхин. Как избежать зевков?
  Практическое занятие по игре в шахматы. Мониторинг уровня компетентности обучающихся.
  Повторение и закрепление изученного.
  Что такое шах, мат и пат.
  Решение задач на постановку шаха, мата и пата.
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Махгилис (Макс) Эйве.Мат одинокому королю.Линейный мат. Мат двумя ладьями.
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Оформление задач на мат.
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Линейный мат ферзём.
  Михаил Моисеевич Ботвинник. Линейный мат ладьёй.
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  «Квадратный» мат ладьёй.
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Окончание. Король с пешкой против короля.
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Тигран Вартанович Петросян. Изучение дебюта. Испанская партия.
  Практическое занятие по игре в шахматы.
  Пешечные окончания. Правила квадрата.
35. Практическое занятие по игре в шахматы.

 

Календарно-тематическое планирование

3 год обучения

1 час в неделю

№ за- нятия Тема занятия
1. Вводное занятие. Техника безопасности, противопожарная безопасность и правила поведения в ЦДТ. Шахматная нотация и некоторые правила.
2. Ценность фигур. Виды преимущества.
3. Реализация материального преимущества.
4.   Тактика.Теория тактики. Жертва. Практическое занятие по игре в шахматы.
5. Приёмы нападения. Связка.
6. Отгадывание ребусов и кроссвордов. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.
7. Связка. Как от неё избавиться?
8. Двойной удар. Практическое занятие по игре в шахматы.
9. Повторение и закрепление изученного. Мониторинг уровня компетентности обучающихся.
  Рентгеновский удар.
  Практическая работа по игре в шахматы.
  Открытое нападение.
  Вскрытый и двойной шах.
  Как решать задачи. Американский проблемист Сэмуэль Ллойд, жизнь и творчество.
  Контрудар и промежуточный удар. Классификация комбинаций. Простые комбинации.
  Комбинационные удары: уничтожение и завлечение противника.
  Завлечение и перекрытие. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.
  Освобождение пространства и блокировка.
  Вскрытие линии и захват поля. Повторение и закрепление изученного.
  Проверь себя при помощи тестирования «Угадай ход мастера». Отгадывание ребусов и кроссвордов.
  Стратегия.Тематические комбинации.
  Классификация пешечных комбинаций. Практическое занятие по игре в шахматы.
  Прорыв и проведение пешки.
  Пешечный таран и тычок. Работа на компьютере. Решение шахматных задач.
  Пешечный клин.
  Крайняя вертикаль. Повторение и закрепление изученного.
  Шашки.Правила игры.
  Практическое занятие по игре в шашки.
  Уголки, поддавки и столбовые шашки. Практическое занятие по игре в шашки.
  Повторение и закрепление изученного.
  Работа на компьютере. Решение шахматных задач.
  Тематические комбинации. Приём разрушения прикрытия короля.
  Отгадывание ребусов и кроссвордов. Практическое занятие по игре в шахматы.
  Шахматный словарь. Мониторинг уровня компетентности обучающихся
  Виды ничьих. Классификация приёмов защиты.
  Повторение и закрепление изученного.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: