Распределение часов (по плану): 72 часа = 34 часа аудиторная занятость +32 часа самостоятельной работы. Форма промежуточного контроля: зачет
№ | Наименование вида работ | Количество баллов |
ДМ «Основы логопедии» | 55-100 | |
Текущая аттестация | 55-90 | |
Конспектирование лекционного материала (в течение семестра) | 1–2 | |
Раздел (тема) 1.«Теоретические и методологические основы логопедии» | 3-5,5 | |
Виды самостоятельной работы: 1) Подготовка и защита реферата (по выбору): - «Анализ статистических сведений о распространенности речевых нарушений»; - «Личность учителя-логопеда»; - «Роль социальных факторов в возникновении речевых расстройств»; - «Актуальные проблемы современной логопедии»; - «Вклад М.Е. Хватцева в формирование представлений о причинах речевых нарушений»; - «Вклад Р.Е. Левиной в становление дошкольной логопедии». 2) Подготовка презентации «Теоретические и методические основы логопедии» | 1,5-3 1-2 0,5-1 | |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара 2) Оформление словаря | 1,5-2,5 1-1,5 0,5-1 |
Раздел (тема) 2. «Классификация речевых нарушений. Виды речевых нарушений» | 3,5-5,5 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию 2) Заполнение таблицы «Виды речевых нарушений» 3) Подготовка презентации «Классификация речевых нарушений». | 2,5-4 1-1,5 1-1,5 0,5-1 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара | 1-1,5 1-1,5 |
Раздел (тема) 3. «Дислалия как речевое нарушение. Диагностика, коррекция и профилактика дислалии» | 4,5-7,5 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию 2) Заполнение таблицы «Сравнительный анализ нарушения звукопроизношения при различных формах дислалии» 3) Подготовка презентации «Дислалия как речевое нарушение» | 2,5-4 1-1,5 1-1,5 0,5-1 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара | 2-3,5 1-2 1-1,5 |
Раздел (тема) 4. «Ринолалия как речевое нарушение» | 5-8 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию 2) Тезирование научной статьи Геллер Н.Б. Коммуникативно-речевая компетентность дошкольников с врожденной расщелиной неба // Логопедия сегодня. – 2009. - № 2(24). – С. 11-14. 3) Заполнение таблицы «Симптоматика различных видов ринолалии» | 3-4,5 1-1,5 1-1,5 1-1,5 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара | 2-3,5 1-2 1-1,5 |
Раздел (тема) 5. «Классификация нарушений голоса. Диагностика, коррекция, профилактика нарушений голоса» | 5-7,5 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию // Разработать содержание беседы с воспитателями и родителями на тему «Голосовые нарушения у детей, их предупреждение и преодоление». 2) Заполнение таблицы «Классификация нарушений голоса» 3) Подготовка презентации «Нарушения голоса» | 2,5-4 1-1,5 1-1,5 0,5-1 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара | 2-3,5 1-2 1-1,5 |
Раздел (тема) 6. «Диагностика, коррекция, профилактика нарушений темпа речи. Комплексные системы реабилитации заикания» | 5-8 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию // Подготовить конспект беседы с родителями и воспитателями «О заикании у детей» 2) Тезирование научной статьи (по выбору): - Оганесян Е.В., Чернявский В.М. Проблема заикания в современных зарубежных исследованиях // Дефектология. - 1984. - № 2. - С. 88-93. - Троян Г.А. О некоторых нетрадиционных приемах преодоления заикания // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 16-20. - Фидирко М.А. Некоторые особенности физического развития заикающихся дошкольников // Дефектология. - 1990. - № 6. - С. 70-73. 3) Заполнение таблицы «Основные направления комплексной лечебно-педагогической работы с заикающимися детьми» 4) Подготовка и защита реферата (по выбору): - «Значение темпо-ритма в развитии речи в норме; - «Характеристика нарушения темпо-ритмической организации речи заикающихся»; - «Значение слога как основной единицы произнесения и восприятия речи»; - «Особенности интонационной стороны речи при заикании»; - «Особенности общения и межличностных отношений детей с заиканием»; - «Этапы восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся; - «Основные методические приемы восстановления темпо-ритмо-интонационной стороны речи заикающихся». | 4-6,5 1-1,5 1-1,5 1-1,5 1-2 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара | 1-1,5 1-1,5 |
Раздел (тема) 7. «Диагностика, коррекция, профилактика различных форм дизартрии» | 4,5-7,5 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию // Подобрать вопросы для выявления особенностей общего и речевого развития ребенка с дизартрией (при сборе анамнеза). 2) Заполнение таблицы «Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения» 3) Подготовка презентации «Дизартрия» | 2,5-4 1-1,5 1-1,5 0,5-1 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара | 2-3,5 1-2 1-1,5 |
Раздел (тема) 8. «Диагностика, коррекция, профилактика сенсорной и моторной алалии» | 5,5-9 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию 2) Тезирование научной статьи Воробьевой В.К. Обучение первоначальному навыку связного высказывания младших школьников с моторной алалией.//Дефектология 1989 - №4 - с.40 -48. 3) Заполнение таблиц «Классификация алалий», «Речевая и неречевая симптоматика моторной алалии», «Речевая и неречевая симптоматика сенсорной алалии». 4) Подготовка презентации «Алалия как речевое нарушение» | 3,5-5,5 1-1,5 1-1,5 1-1,5 0,5-1 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара | 2-3,5 1-2 1-1,5 |
Раздел (тема) 9. «Диагностика, коррекция, профилактика различных видов афазии» | 5,5-9 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию 2) Тезирование научной статьи Глозман Ж.М. Изменение личности при афазии (в динамике восстановительного обучения) // Дефектология. - 1985. - №6. – С.23. 3) Заполнение таблиц «Структура речевого дефекта при афазии», «Речевые и неречевые проявления в структуре афазии» 4) Подготовка презентации «Афазия как речевое нарушение» | 3,5-5,5 1-1,5 1-1,5 1-1,5 0,5-1 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара | 2-3,5 1-2 1-1,5 |
Раздел (тема) 10. «Диагностика, коррекция, профилактика фонетико-фонематического и общего недоразвития речи» | 3,5-5,5 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию 2) Заполнение таблиц «Дифференциальная диагностика ОНР со сходными нарушениями»,«Структура дефекта при ФФНР» 3) Подготовка презентации «Общее недоразвитие речи как речевое нарушение» | 2,5-4 1-1,5 1-1,5 0,5-1 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара | 1-1,5 1-1,5 |
Раздел (тема) 11. «Диагностика, коррекция, профилактика дисграфии и дислексии» | 5,5-9,5 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию 2) Заполнение таблиц «Виды дисграфии»,«Виды дислексии» 3) Подготовка презентации «Нарушения письменной речи» 4) Подготовка и защита реферата (по выбору): - «Этиология нарушений письма и чтения»; - «Специфические ошибки письма младших школьников»; - «Раннее выявление предрасположенности к нарушениям письма и чтения»; - «Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями письменной речи»; - «Особенности внимания (или памяти, или мышления) младших школьников с нарушениями письменной речи»; - «Влияние нарушений письменной речи на формирование личности младшего школьника». | 3,5-6 1-1,5 1-1,5 0,5-1 1-2 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Экспресс-опрос на лекции (контрольная работа) 2) Участие в дискуссии в течение семинара | 2-3,5 1-2 1-1,5 |
Раздел (тема) 12. «Логопедическая работа при нарушениях слуха, зрения, интеллектуальном недоразвитии, ДЦП» | 3,5-5,5 | |
1. | Виды самостоятельной работы: 1) Составление опорной схемы конспекта к семинарскому занятию 2) Подготовка презентации «Нарушения письменной речи» 3) Подготовка доклада (тема по выбору): - «Особенности логопедического обследования при различных нарушениях в развитии»; - «Лечебно-оздоровительная работа при осложненных дефектах развития»; - «Развитие потребности в общении у детей с сенсорными нарушениями развития»; - «Особенности логопедической работы с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата»; - «Роль семьи в развитии речи детей с осложненными дефектами». | 2,5-4 1-1,5 0,5-1 1-1,5 |
2. | Виды работ на лекционных и семинарских занятиях 1) Участие в дискуссии в течение семинара | 1-1,5 1-1,5 |
Внутрисеместровая аттестация: тестирование - «отлично» - «хорошо» - «удовлетворительно» | 3-5 | |
Зачет | ||
ИТОГО | 55-100 |