Системы подготовки государственных служащих во Франции и Германии




По Конституции Германии, в вопросах образования между федеральной властью и властями земель существует строгое распределение компетенции. Каждая земля сама отвечает за планирование и практическое осуществление образования на своей территории. Права Федерального правительства в этом вопросе, в том числе по финансированию, ограничены законами. Федеральное правительство принимает участие в общем планировании сферы образования для создания единых рамочных условий и равноценности высшего образования.

В Германии более 300 вузов четырех типов: университеты, политехнические институты; художественные академии и консерватории; вузы типа «фах-хох-шуле» и типа «комплексный университет». Почти все вузы государственные, но есть 62 негосударственных, в которых обучаются в общей сложности 30 тыс.- студентов (из них 33 вуза принадлежат церквам и религиозным ассоциациям). Все немецкие государственные вузы имеют юридический статус корпораций публичного права и одновременно являются государственными учреждениями, по закону пользуются правом самоуправления (в рамках устава, утверждаемого государством и под контролем соответствующего министерств). На каждом факультете вуза — от 10 до 20 предметных направлений.[2,с.18]

Профессор Германии — специалист, самостоятельно выполняющий научные исследования, осуществляющий преподавание, прием экзаменов. Система их подготовки примерно такая же, как в России. Но немецкий профессор имеет пожизненный статус чиновника и приглашается не вузом, а по его рекомендации правительством земли. Все профессора обязательно имеют ассистентов.

Для системы высшего образования Германии характерны: самоуправление, тесная связь науки и преподавания, высокая требовательность к качеству обучения и знаний, их практической применимости, хорошее материально-техническое и информационное обеспечение учебных и научных процессов, активные зарубежные связи, комплексность дисциплин и постоянные контакты с крупными хозяйственными структурами (корпорациями, концернами и т.д.).[13, с. 34]

Методика преподавания экономических дисциплин имеет ряд особенностей, представляющих интерес для России:

- четкое обучение по совокупности смежных дисциплин, гарантирующее комплексные знания по специальности; - «натаскивание» с использованием различных методов, включая групповые самостоятельные занятия, позволяющие достичь детальных знаний и умения выполнять отдельные экономические функции;

- процесс обучения прерывается экзаменами, сдать которые можно, лишь имея подтверждения (в виде отдельных ведомостей, разрешительных листков и т.д.) полученных знаний и навыков по отдельным узловым блокам. Преодолеть эти «барьеры» вовремя удается не всем, поэтому сроки обучения (и расходы) увеличиваются;

-по каждому курсу группам студентов (слушателей) предлагается решить большое число задач и оценить конкретные ситуации; - много времени уделяется отработке умения принимать решения в различных ситуациях.

Например, основной принцип обучения в Европа-Колледже в Брюгге (Бельгия): «Важно не то, что делают студенты, а то, что они делают вместе». В колледже четыре программы: юридическая, экономическая, политологическая, программа развития человеческого потенциала. Здесь учатся 40 студентов тридцати национальностей. Каждый из них имеет высшее образование. Стоимость обучения одного студента — 13 тыс. ЭКЮ. 80% студентов имеют стипендии, установленные правительствами их стран или частными фондами. Лица, получившие образование в этом учебном заведении, как правило, становятся чиновниками в различных структурах ЕС. Наряду с традиционными формами обучения, широко используются и активные, например, студенты два месяца проводят деловую игру «Парламент», «проживая» в ней несколько ролей и имитируя ситуации настоящей парламентской деятельности. Интенсивность занятий велика, студенты имеют ежедневную 8—10 часовую нагрузку, включая время самостоятельной подготовки. Общее время занятий распределено здесь следующим образом: 40% — лекции, 20% — самостоятельная, 40% — практическая, групповая работа.[2,с. 8]

Процессы профессионального обучения служащих и их квалификационного поста во Францииопределяются понятием "постоянная профессиональная подготовка" Она начинается с подготовки служащего к его первой должности (начальная профессиональная подготовка) и продолжается на протяжении всей карьеры в форме повышения квалификации.

Такая система сочетает в себе теоретическое и профессиональное обучение, При образовательных учреждениях, из стен которых выходят будущие госслужащие, существуют специальные центры, в течение года готовящие дипломированных специалистов «участию во вступительном конкурсе для работы в органах госуправления. Кроме того, по соглашению с университетами подготовительные циклы организуют Национальная школа администрации (НША) и Высшая экономическая школа в Париже.

Поступающие в Высшую экономическую школу должны закончить двухлетний экономический лицей. Где изучаются общеэкономические дисциплины и иностранные языки, и иметь склонность к продолжению образования в области госуправпения. Основными методами преподавания являются деловые игры и разбор конкретных ситуаций (case-study).[10, с. 62]

Набор в НША проходит по двум конкурсам. Первый проводится для руководящих работников со стажем не менее пяти лет, второй - для выпускников учебных заведений без стажа работы, намеревающихся сделать карьеру руководители высшего ранга. Обучение сочетает годичную стажировку в аппарате мэрий, региональных советов, посольств, иных ведомств, на крупных фирмах, предприятиях и теоретическое обучение в самой школе. Такая модель позволяет будущему госслужащему высшего уровня не только приобрести знания по основным дисциплинам, но и выработать новаторский под ход к решению поставленных задач, овладеть современными технологиями управления персоналом большинство органов исполнительной власти имеет свои школы администраторов, где число слушателей соответствует количеству бюджетных должностей, на которые будут направлены выпускники. Подготовка включает теоретические курсы, адаптационную практику и стажировку на рабочем месте.[13, с 54]

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: